Мир, разлинованный на шестьдесят четыре квадрата

автор И.П. Манакова
мастер ФИДЕ по шахматам

В начальных классах я занималась в разных секциях: лепка, рисование, оригами, волейбол, лёгкая атлетика, плавание, танцы...но именно шахматы смогли увлечь меня на долгие годы. Наверное, всё дело в том, что в шахматном кружке у меня появились настоящие друзья, стремления, желание покорить шахматные высоты и, конечно же, один из самых лучших тренеров по шахматам в Свердловской области, который на личном примере показывал насколько прекрасен мир, разлинованный на шестьдесят четыре чёрно-белых квадрата.

Я была разносторонним ребёнком. К счастью центр детского творчества Краснотурьинска предлагал много разных секций, в которых можно было заниматься бесплатно. Мне нравилось многое. Но интерес к очередному занятию пропадал очень быстро. Пока я не стала ходить в шахматный кружок.

Честно говоря, я не планировала заниматься шахматами. Да и что мог планировать ребёнок в свои 7-9 лет. В шахматный кружок я забрела по чистой случайности. Тогда мы ходили вместе с моей подругой Машей в волейбольную секцию. Мы жили в одном районе и могли возвращаться домой вместе (город у нас маленький, можно за пол часа дойти с одного конца на другой). Но однажды Маша сказала, что она идёт после волейбола в другую секцию - секцию шахмат. Она предложила мне пойти вместе с ней. И я пошла.

В шахматном кружке уже было довольно людно. Это был небольшой кабинет. В нём было порядка 10 шахматных столов и один большой стол с шахматами гигантами. Практически все столы были заняты. Ребята играли в шахматы. Атмосфера веселья и беззаботности радовала и вдохновляла.

Я сняла курточку. Меня пригласили за свободный шахматный стол. С другой стороны сел мужчина (я ведь ещё тогда не знала кто здесь руководитель). Он спросил как меня зовут и представился сам. Он сказал, что он тренер по шахматам, его Зовут Валерий Яковлевич, но можно просто Валера.

Валера спросил умею ли я играть в шахматы. Оказалось, что умею. Я не очень хорошо помню раннее детство. Наверное, дедушка или бабушка играли со мной в шахматы. Вот и получилось, что к моменту моей записи в кружок я уже кое-что знала. Поэтому первый этап был пройден очень быстро.

И понеслось: занятия, соревнования, разбор полётов, снова занятия и снова соревнования…

Мы могли заниматься в кружке по вечерам 5 дней в неделю. По воскресениям занимались в спорт. зале. Участвовали в городских и областных соревнованиях. Ездили настолько часто, насколько позволяли финансы. Но даже когда нам не оплачивали соревнования из городских средств и у нас самих не было денег, Валера как-то выкручивался из этой ситуации. Когда-то он возил нас на соревнования на своей машине. Он даже купил другую машину, чтобы можно было возить больше человек. Я восхищаюсь такой преданностью своему делу. Валера и сейчас, насколько я знаю, целиком и полностью предан шахматам и воспитанию юных шахматистов.

А самое главное, тренировки приносили результаты. Это были не только победы, но и формирование в каждом из нас личности. Ценность командного духа, вычёркивание “звёздной болезни”, упорство, выносливость, умение видеть ситуацию с разных точек зрение, умение предугадывать на несколько шагов вперёд и др., - эти качества важны не только шахматисту, но и любому человеку. Это мы хотим видеть в наших детях. Пусть они не будут великими шахматистами, но они могут вырасти хорошими людьми. Любое занятие, правильно поданное к столу, может вырастить из ребёнка настоящего человека.

В моём случае это были шахматы: правильно смешанные пропорции ингредиентов разогретые до нужной температуры. Ну и, наверное, вы сами уже поняли, что любое блюдо станет “сказкой”, только если его правильно приготовят. Поэтому важны не только ингредиенты, но и шеф-повар, который из обычных продуктов сделает шедевр.

Наверное, многие из вас ждут когда же я расскажу о своих победах, наградах, кубках и медалях. Напрасно ждёте. Грамоты, кубки и медали - это лишь вещи, которые хранятся на полках. Это радости былых лет, которые пылятся в дальнем шкафу квартиры (а может быть уже покрылись паутиной на чердаке).

Самое важное и нужное хранится внутри нас. Это то, что идёт с нами бок о бок до конца жизни. Наши воля, желания, упорство, сострадание, понимание, отзывчивость...Это то, что делает из нас людей. Это то, что мы накапливаем за многие годы своего роста.

Для меня шахматы были важным этапом роста. И я благодарю судьбу за то, что они у меня были и остаются сейчас. И что у меня был такой первый тренер, который показал насколько многогранным может быть мир, разлинованный на шестьдесят четыре чёрно-белых квадрата.


Продолжение следует...


Рецензии
У вас очень хорошее чувство языка, приятно и легко читать.
Очень душевный,искренний рассказ.
Спасибо большое!

Валерия Вяликова   08.04.2014 16:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерия

Ари Де Мон   09.04.2014 09:39   Заявить о нарушении
Интересно читать:)))

Дебора Вишневская   14.05.2014 10:23   Заявить о нарушении