С. С. С. Р

«С С С Р».

    В данном, конкретном, случае - это не Союз Советских Социалистических  Республик. Речь пойдет о сыщиках Ленинграда. Да, да, я не ошибся.  Именно, о сыщиках конца 60-х годов прошлого века. Это Синицын, Соболев, Смородин, Робозеров. Все они проходили службу в Отделе по  борьбе с бандитизмом, разбоями и кражами  Главного Управления внутренних Дел  Леноблгорисполкомов. Конечно, в те времена был не такой бандитизм, который сейчас в нашей стране творится, но и тогда банды бывали: грабили и убивали, совершали разбои и кражи. Вот для борьбы с ними и существовали Отделы, по раскрытию различных видов преступлений, так называемая специализация. Но, в отличие от нынешнего времени, служили  там тогда «зубры», в основном. Не такие, как в «Ментах», себя они ментами не считали и за такие клички, могли и по морде дать.  Чтобы попасть  в Главк, сначала надо было пройти службу на «земле», т.е. в Районном управлении внутренних дел, набраться опыта и зарекомендовать себя, как говорится, «показать товар лицом». И  только, после этого, уже отбирали на работу в Главк.
  Так, что  Синицын, Соболев, Смородин и Робозеров были уже сыщиками, имевшими опыт работы по раскрытию различных преступлений. Начальником отдела был Робозеров Виктор Федорович, прославившийся тем, что как только был переведен в Главк, раскрыл кражу драгоценностей у Аркадия Райкина. Это сейчас кража у какого-либо известного артиста не вызывает особых эмоций, кроме него самого. В то время, это было ЧП (чрезвычайное происшествие). Дело сразу поставили на учет в Обкоме партии и начальнику  Главка, необходимо было каждый день отчитываться, а это ведь никто не любит. Раскрыть такое дело, это значит, прославиться, а нет – отправиться в небытие.       Вот и поручили молодому сотруднику, чтобы было на кого свалить, что с молодого возьмешь.
   Отправился, первым делом, Виктор на квартиру к Райкиным. Уголовное дело еще не возбудили, тогда вообще так быстро дела не возбуждались, статистику раскрытия преступлений, надо было соблюдать. Точно так же, как и сейчас. Но работу по раскрытию поручили сразу же  сыщикам Главка. Пришел на квартиру Виктор, глянул на него Аркадий Райкин и говорит: «Что в милиции, посолиднее никого не нашлось?» Прием, как говорится,  прошел в «теплой и товарищеской обстановке». Но раскрывать все равно надо. Выяснил, что пропали два перстня с бриллиантами из шкатулки, которая находилась в шкафу, в спальне. Там же были и другие драгоценности, еще более дорогие, но их не тронули. Странная кража, если вор придет, то все и возьмет, так это с одной стороны, а с другой – взять немного, чтобы не сразу же обратили внимание. Жена Райкина, Руфь Марковна, пояснила, что посторонним она не показывала свои драгоценности, а близкие – как заметил Аркадий Райкин, похитить не могли, ищите в другом месте. Перечить  великому артисту нельзя было, так ведь и «прославиться» можно на весь мир. Стало ясно, что раскрывать кражу придется в сложной обстановке. Виктор пришел к выводу, что чужой проникнуть в квартиру не мог, работать с домработницей, Таисией Петровной ему никто не даст, она свыше 30 лет работала у Райкиных. Оставалось только одно: убедить того, кто взял, вернуть драгоценности на место. Сумел, убедил, заочно, не принуждая. Через некоторое время, кольца нашлись в квартире и все остались довольны, никто не пострадал, чем заслужил доверие у Аркадия Райкина и руководства.
  Виктор Федорович Робозеров пришел  на работу в милицию в 1962 году, после окончания средней школы милиции. Работал инспектором уголовного розыска, вначале в Василеостровском РУВД, а затем в Главке. Принципиальный, честный и не сговорчивый с руководством, вызывал негативное у них отношение, но без профессионалов своего дела, обойтись не мог никто. Да и работа бригады «СССР», возглавляемая Робозеровым, вызывала у всех уважение.
  Одним из них был Синицын Валентин Дмитриевич. Среднего роста, плотный, круглолицый, с короткими волосами,  с  залысинами.  Он никогда ни с кем не вступал в спор, внимательно слушал, кивал головой, вроде бы соглашаясь, но всегда все делал по-своему. Имел удивительные способности: на совещании спал с открытыми глазами и если его поднимали, всегда отвечал по делу, но как только садился на место, тут же отключался. Бывший мастер спорта по боксу, был сторонником силовых методов задержания. Как то во время его дежурства сообщили, что психически больной, захватил заложниками родственников и угрожает убийством. Когда Валентин прибыл на место происшествия, там уже находилась бригада скорой помощи и два мощных санитара уговаривали больного сдаться. В конце концов, заложников он отпустил, но  предупредил всех остальных, что сам не выйдет и у него нож.  Валентин предложил санитарам свою помощь, но те, с усмешкой, ему отказали, заявили, что сами справятся, не первый раз. Но как только вскрыли двери, и туда зашел первый санитар, больной вонзил ему нож прямо в сердце. Все оцепенели, в Валентин ворвался и нанес удар, от которого тот сразу же осел на пол, после чего больного скрутили и отвезли в больницу.
  Второй из этой бригады - Соболев Юрий Иванович – полная противоположность Синицыну. Невысокого роста, худощавый, брюнет. Большой любитель искусства, женщин и вина. Особенно женщин. Быстро загорался, любая точеная фигура вызывала у него восторг, и он готов был на подвиги. Но добившись взаимности, так же быстро остывал и впадал в уныние. До следующей впечатляющей его фигуры.
  Смородин Николай Григорьевич, третий из этой бригады. Ростом под два метра, худой, с длинными ногами и руками. Всегда голодный и готовый постоянно жевать, лишь бы было что. В сложных ситуациях, соображающий быстро и решительно. Робозеров с ним познакомился, когда около одного из отделов милиции, возникли массовые беспорядки. Необходимо было отвлечь внимание толпы и Николай, взялся за это, «вызвал огонь на себя». Только  умение хорошо бегать, спасло его от разъяренной толпы и разрядило всю обстановку.
  Очень характерным для бригады было раскрытие кражи денег из сберкассы в апреле 1969 года в Выборгском районе Ленинграда на улице Сердобольской.
  Как всегда, в обеденный перерыв, все сотрудники сберкассы ушли, а когда вернулись, дверь была открыта, но их это не взволновало, так как посчитали, что раньше всех с обеда вернулась заведующая. Разошлись по своим местам, одна из операторов обнаружила пропажу лотерейных билетов со стола, а тут и заведующая появилась в дверях и сразу же спросила: «Кто открыл? Почему нарушили инструкцию?» Все испуганно замерли, заметив это, заведующая бросилась в свой кабинет,  и тут же раздался ее крик: «Сейф  открыт!». Выяснилось, что из сейфа пропали деньги и  пистолет. В то время, своей охраны не было, и заведующей выдали пистолет, для защиты, хотя она в жизни не стреляла и пользоваться им не умела. Но так было положено, согласно Инструкции.  У сейфа было два замка, один ключ находился у заведующей, а второй – у старшего кассира. Осмотр места происшествия показал, что один замок был открыт своим родным ключом, а второй – поддельным. В корзине с мусором был обнаружен чужой платок, отпечатков пальцев нигде не было, поэтому и предположили, что именно этим платком, их тщательно вытерли. Запасной комплект ключей хранился в специальном архивном хранилище Центральной сберкассы и выдавались только в особых случаях, с составлением соответствующего акта.
 Сразу же предположили, что хищение лотерейных билетов и денег, не связаны между собой и совершены разными преступниками, так как не имело смысла после кражи денег, бегать еще по помещению и брать лотерейные билеты. Что, в конце концов, и подтвердилось. Через несколько дней, после розыгрыша лотереи, выигравшие лотерейные билеты были предъявлены к оплате и лица их предъявившие, были задержаны. Оказалось, что группа подростков, проходя мимо, заглянули в сберкассу, и, обнаружив, что там никого нет, совершили кражу лотерейных билетов со столов. Но к хищению денег, они никакого отношения не имели.
  Поэтому сосредоточились на основной версии, что к краже денег причастны сотрудники сберкассы, работающие или уже уволившиеся. Из работающих, привлекла внимание одна девушка, у которой приятель оказался ранее судимым и требовал у  нее деньги. Но тщательная проверка девушки и ее парня, показала, что к хищению денег, они никакого отношения не имеют.
  Из числа уволившихся, а их было 7 человек, привлекла внимание некая Любовь Пастушенкова. Она работала в данной сберкассе, вначале оператором, затем кассиром и заведующей. Совсем неожиданно, уволилась и перешла на работу в Центральную сберкассу. По характеру была веселым и жизнерадостным человеком, всегда готовым выручить, заменить по работе и числилась в резерве на выдвижение. Проживала она  по соседству со сберкассой, в общежитии Военной академии тыла и транспорта, вместе с сестрой, которая была замужем за военного. Высокая, стройная, с длинными русыми волосами, была она незамужней, хотя ее красота вызывала восхищение у окружающих. Когда она проходила мимо мужчин, то все головы всегда поворачивались следом, как по команде. На вопросы подруг, почему замуж не выходит, так как поклонников у нее всегда хватало, смеясь, отвечала: «Не нашелся еще тот, кто сердцем завладел».
  Проживая в общежитии, Любовь частенько забегала в сберкассу, позвонить, ссылаясь на то, что телефон в общежитии сломан. Работая заведующей сберкассы, она имела доступ ко всем ключам. В день совершения кражи, утром, Любовь забегала, как обычно, позвонить и сослалась, что телефон в общежитии не работал. Проверка, между тем показала, что именно в этот день, телефон в общежитии, как раз работал. Пришлось более детально начать ее  оперативно отрабатывать. Выяснили, что  в день совершения кражи, Любовь выехала в Псковскую область, к своим родителям на несколько дней. Было принято решение внедрить к сестрам своего человека. Выбрали молодого оперативника, которого еще никто не знал, Дмитрия Санина, сына известно актера советского периода, Ивана Санина. Дмитрий был высоким, стройным шатеном с карими глазами и имел красивый тембр голоса, который завораживал женщин. Чем-то он напоминал артиста Василия Ланового, в которого все девушки Советского Союза, были влюблены.  Для выполнения намеченного плана по внедрению, направили Санина в Псков. Установили наблюдение за Любовью Пастушенковой и когда, она взяла билеты на поезд, в купе к ней  подсел Санин. Знакомство в поезде, песни под гитару в исполнении Дмитрия, сделали свое дело. Люба была очарована своим новым знакомым, тем более, что по его словам, он имел трехкомнатную квартиру, работал в почтовом ящике и неплохо зарабатывал. Подходящий жених.
  По приезде, в Ленинграде, их встречала оперативная группа, и взяли под наблюдение. Тут обратили внимание, что к Пастушенковой хотел подойти какой-то мужчина, но увидел Санина и прошел мимо. Та, тоже сделала вид, что его не знает. Взяли и его под свой «колпак», на всякий случай.  Установили, что  это бывший возлюбленный Любы, Анатолий Токарев. Поведение Анатолия вызывало подозрение, но, в конечном счете,  выяснилось, что к краже он также отношение не имеет.
  Необходимо было проверить, какие деньги при себе имеет Пастушенкова, в поезде проделать это не удалось. Тогда Санин предложить отметить приезд в ресторане. Люба согласилась и они, с вокзала направились в ресторан.  Сделав вид, что перебрал, Санин, стал хулиганить, и тут же оба были задержаны, находившимися неподалеку дружинниками. При доставлении в отделение милиции, их разделили, вещи изъяли и проверили деньги, имевшиеся у Пастушенковой. Отметок, что это именно те деньги, которые были похищены из сберкассы, не обнаружили. Когда их выпустили, Санин, стал извиняться, заверять Любу, что это случайность и предложил отвезти ее в общежитие. С собой у него был небольшой чемодан, в котором был вмонтирован магнитофон. Это «старшие братья» им помогли, тогда в милиции, таких устройств не было. Необходимо было поместить магнитофон в комнату, к девушкам. Отмечать приезд продолжили  уже в общежитии, после знакомства с сестрой Любы. Под предлогом того, что ему надо еще заехать к приятелю, Санин оставил свой чемодан и уехал. Именно разговор сестер между собой и убедил, что  они имеют отношение к хищению денег из сберкассы, но где находится похищенное, установить не удалось. Было принято решение о задержании сестер и их допросе.
  При доставлении на Литейный, девушек разделили и начали обработку. Было видно, что Пастушенковы к такому повороту событий себя подготовили. Они категорически отрицали свое участие в краже. Одновременно с задержанием, направили оперативников для проведения обыска в комнате проживания. Несколько часов длился обыск, комната небольшая, все перевернули, но ничего не могли найти. Все понимали, что без денег или пистолета, никаких доказательств участия сестер в краже не будет достаточным. Тогда при допросе решили применить оперативную хитрость: вытащили платок, изъятый при осмотре места происшествия, и пригласили собаку, усадив Любу, рядом с другими женщинами. Люба с детства боялась собак, а когда увидела свой платок, который бросила в сберкассе и собаку, вся задрожала. А собака, обнюхав платок, подошла и стала лаять на нее. Она расплакалась и во всем созналась. В это же время, Робозеров, понимая,  что в комнате общежития, надо заканчивать обыск, со всей силой  пнул мусорное ведро, от бессилия, конечно. Но тут случилось чудо: ведро подлетело вверх на метр, упало, из него высыпался мусор, а следом и пачки денег. Победа была полной. Оставалось найти только оружие, его сестры сбросили в Фонтанку.
  Обе были осуждены: Люба на 12 лет лишения свободы, а ее сестра – на 10 лет. Как сложилась дальнейшая судьба сестер – неизвестно. А Виктор Федорович Робозеров стал преподавателем в Академии МВД, кандидатом юридических наук и написал книгу: «Записки сыщика. Дело №…», где можно прочитать об этом и многих других делах, в расследовании которых принимал он и его бригада «СССР».

А.А.Козлик


Рецензии
Интересные характеристики Вы дали сотрудникам отдела Главка. Все разные, с разными интересами, но профессионализм и умение работать объединило их, сплотило в единый механизм.

Спасибо, Александр!
С добрыми пожеланиями,


Алевтина Крепинская   19.03.2016 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо. И вам успехов. Александр

Александр Козлик   19.03.2016 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.