Скифское золотое письмо Александра Македонского-1
SCYTHIAN GOLD LETTER OF ALEXANDER THE GREAT
Научно-публицистический роман
Scientific and journalistic novel
Книга первая
Александр Македонский на Истре
The first book
Alexander the Great in Istria
Февраль самый короткий месяц в году,
потому как начало года приходится на первый день месяца примоса,
который как водится, всегда является первым месяцем в году,
и привносит перемены – и, как правило, перемены пассионарные…
Книга первая «Александр Македонский на Истре»
Книга первая из серии «Скифское золотое письмо Александра Македонского» повествует о событиях наших дней и дней минулых, в которой собраны исторические события и анализ событий, в части сформировавшейся славянской пассионарности – чему послужил договор от первого дня месяца примоса 329 года до нашей эры…
Главная героиня журналист Наталия направлена руководством редакции газеты «Геотоксикологический вестник» взять интервью у ученых, которые собрались на международной конференции в Одесском национальном университете имени Мечникова, и направилась с ними на экскурсию в Буджакскую степь.
По этой Буджакской степи гуляли воины разных веков, и которую как выяснилось, многими веками ранее, пытался захватить Василевс Александр Македонский, чтобы превратить Понт Эвксинский, ныне – Черное море, во внутреннее Македонское море…
Книга «Скифское золотое письмо Александра Македонского» - это полемика о нравственных критериях в обществе в наши дни и в дни становления эллинской пассионарности, о том как будущее пронизано прошлым, о закономерностях и циклах событий, о том как далеко в века уходят современные критерии построения государственности…
К изданию готовится вторая книга «Десятый урок Василевса Александра» из серии «Скифское золотое письмо Александра Македонского»…
Главы книги
Скифское золотое письмо Александра Македонского
Scythian gold letter of Alexander the great
Книга первая - Александр Македонский на Истре
The first book - Alexander the in Istria
Chapter 1 2011 AD Odessa
Early in the morning – holiday Mertsishor
Ранее утро – праздник Мэрцишор
Chapter 2 2011 AD Budzhak
Budzhak wind with a taste of wormwood
Буджакский ветер с привкусом полыни
Chapter 3 329 BC Bactria
Memories Basil Alexander of Istria
Воспоминания Василевса Александра об Истре
Chapter 4 340 BC Pella
First lesson Basil Alexander
Первый урок Василевса Александра
Chapter 5 2011 AD Budzhak
First Budzhak tour
Первая Буджакская экскурсия
Chapter 6 340 BC Pella
The second lesson Basil Alexander
Второй урок Василевса Александра
Chapter 7 2011 AD Budzhak
The second Budzhak tour
Вторая Буджакская экскурсия
Chapter 8 2011 AD Budzhak
Prayer for the Soviet Union
Молитва о Советском Союзе
Chapter 9 340 BC Pella
The third lesson Basil Alexander
Третий урок Василевса Александра
Chapter 10 2011 AD Budzhak
The third Budzhak tour
Третья Буджакская экскурсия
Chapter 11 340 BC Pella
The fourth lesson Basil Alexander
Четвертый урок Василевса Александра
Chapter 12 2011 AD Budzhak
The fourth Budzhak tour
Четвертая Буджакская экскурсия
Chapter 13 340 BC Pella
The fifth lesson Basil Alexander
Пятый урок Василевса Александра
Chapter 14 2011 AD Budzhak
The fifth Budzhak tour
Пятая Буджакская экскурсия
Chapter 15 340 BC Pella
The sixth lesson Basil Alexander
Шестой урок Василевса Александра
Chapter 16 2011 AD Budzhak
The sixth Budzhak tour
Шестая Буджакская экскурсия
Chapter 17 340 BC Pella
The seventh lesson Basil Alexander
Седьмой урок Василевса Александра
Chapter 18 2011 AD Budzhak
The seventh Budzhak tour
Седьмая Буджакская экскурсия
Chapter 19 340 BC Pella
The eighth lesson Basil Alexander
Восьмой урок Василевса Александра
Chapter 20 2011 AD Budzhak
The eighth Budzhak tour
Восьмая Буджакская экскурсия
Chapter 21 340 BC Pella
The ninth lesson Basil Alexander
Девятый урок Василевса Александра
Chapter 22 2011 AD Budzhak
The ninth Budzhak tour
Девятая Буджакская экскурсия
Chapter 23 335 BC Istres
The tenth lesson Basil Alexander
Десятый урок Василевса Александра
Chapter 24 2011 AD Budzhak
The tenth Budzhak tour
Десятая Буджакская экскурсия
Chapter 25 2011 AD Budzhak
Speculations about of the Geotoxicology
Рассуждения о геотоксикологии
Chapter 26 2011 AD Budzhak
Speculations about of the Scythian gold letter of Basil Alexander
Рассуждения о скифском золотом письме Василевса Александра
Chapter 27 329 BC Bactria
The first day of the month primosa
Первый день месяца примоса
Chapter 28 2011 AD Odessa
Late in the evening - a cup of coffee
Поздний вечер – чашечка кофе
Chapter 29 01.03.2013 AD
Wanderfalken St. Petersburg – Moskau
Two thousand three hundred forty-two years later
Две тысячи триста сорок два года спустя
Chapter 1 2011 AD Odessa
Early in the morning - holiday Mertsishor
Ранее утро – праздник Мэрцишор
Пощурившись на восходящее солнце, Наталия прочла про себя молитву и стала собираться.
Сегодня и всю предстоявшую неделю она участвовала в международной геологической конференции. В первые три дня условиями конференции предусмотрено ранним утром, а точнее в шесть утра, выезжать от главного корпуса университета, на Дворянской улице, автобусом на экскурсии в Буджакскую степь. И там, в Буджакской степи обозревать геологические и археологические памятники. По завершении экскурсий, предстоит участвовать непосредственно в самой конференции и слушать преимущественно англоязычные доклады или их переводы на английский язык, потому как язык общения на конференции официально прописан под англоговорящую аудиторию, а потом предстоят прения и банкет, и прочие околонаучные мероприятия…
Выйдя из спальни, она вошла в свой кабинет. В кабинете на столе лежали две программы конференции.
Одна программа с докладами, представляет собой массивный фолиант с детальными описаниями экскурсий и докладами на английском языке. «Вряд ли это творческое начало я осилю, но полистать придется, - подумала Наталия.
Вторая программа с обзором экскурсий в несколько страниц. Эту программу конференции она решила захватить в дорогу, - ехать до Измаила не менее трех-четырех часов, а еще предстоит пересекать границу с Молдавией: времени ознакомиться с материалами больше чем предостаточно, к тому же конференция будет длиться в течение целой недели, - размышляла Наталия, еще и пофантазировала, - выспаться в дороге успею».
Рядом с программами конференции лежала папка с письмами от него. Она потянулась к папке с письмами. Вот уже многие годы она перелистывает его письма к ней и, прикасаясь к ним, ощущает теплоту строк. Удивительно, что письма сохранились, несмотря на прошедшие годы и события.
Это письмо Наталия получила от него на праздник начала весны, и праздник тот имеет имя собственное - праздник Мэрцишора.
В первый день весны красно-белые цветочки прикалываются к одежде на груди, и преимущественно молодежь бурно отмечает праздник первого дня весны. Как много эмоций и событий привносит этот день, как он будоражит сознание и фантазии парней и девчонок. Какие чудесные истории происходят в первый день весны, и, наверное, день влюбленных было бы правильнее отмечать с началом весны, а не в день четырнадцатого февраля, когда еще морозы крепкие, природа отдыхает под снежными покровами, и только спиртные напитки согревают и будоражат молодую кровь, в попытках выйти из замороженного состояния…
То ли дело начало весны, по рекам плывут льдины унося холод; из под снежных останцов, заледеневших в предпоследних остаточных морозах, пробиваются первые подснежники, которые являются прообразом мэрцишора, к тому же они просто схожи. Какова история этого праздника Наталия не знала, но понимала, что это праздник доброго начала, потому как это день когда природа просыпается от зимней спячки, и проявляются первые весенние признаки жизни.
Для удовлетворения любопытства и восполнения недостающих знаний Наталия включила ноутбук, и в поисковике Яндекса набрала слово – мэрцишор, где нашла исчерпывающую информацию о празднике, воспоминания о котором согревают ее уже столько лет.
Исторические корни мэрцишора остаются загадкой, но считается, что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали первого марта, в месяц бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё восемь тысяч лет назад.
Тогда, восемь тысяч лет назад, амулеты - мэрцишоры делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее.
В Молдавии мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки носили мэрцишор на шее первые двенадцать дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев, тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали овечьей брынзы.
Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким холодным зимним ветром, но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.
Другая легенда говорит, что Солнце, увидев, как радуются жизни на земле люди, как они счастливы и как весело улыбаются, от присутствия изобилия и всеобщей гармонии, решило спуститься на землю, приняв образ прекрасной девушки. Девушка настолько увлеклась весельем, что не заметила появления злого Змея, который польстился на девушку и завладел ею. Злой Змей выкрал девушку и закрыл ее в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, весь мир погрузился в печаль и холод, наступила затяжная зима. Один храбрый юноша по имени Мэрцишор, прознав о причине наступившей всеобщей печали, решился спасти Солнце. Юноша отправился в дорогу в поисках злого Змея, а когда он нашёл Змея, то вызвал его на бой. Юноша в тяжелом бою победил Змея и освободил прекрасную девушку Солнце. Солнце поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость. Юноша не увидел пришедшую весну, он умер от ран. Его теплая кровь стекала на снег… Там, где таял снег, вырастали белые цветы - подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка…
«Как похожи ощущения со сказаниями»,- подумала Наталия и прочла письмо любимого на память…
Дай мне руку, милый друг,
я ладонь твою согрею,
чтоб не ведала, ты мук
я тоску твою развею.
Ну, снимай, не жмись щекою,
плащ расстегнутый уже.
Обними своей рукою,
растворись скорей во мне.
Как пьяняще твои губы,
как настойчив твой язык,
а мои движенья грубы -
бесконечен этот миг.
Я ищу застежку платья,
руку ты ведешь рукой,
и несу тебя в постель я,
а ты шепчешь мне: "Ты мой".
Жадно грудь твою лобзаю,
пламенем горит она,
как во сне душой взлетаю,
я хмелею без вина.
Вот и ноги оголились,
без сорочки талисман,
твои пальцы в тело впились
призывающе в канкан.
Ощутил - ты изогнулась,
задрожав влилась в меня
и почувствовав прогнулась:
"Милый, я люблю тебя".
Такт, размеренно диктуя,
ночь, в мгновенье, превратив,
обнажено аллилуйя
содроганья ощутив.
Сладострастья миг впитав
поцелуем, одарю
и в глаза твои, взглянув
встречу новую зарю.
Ощутив тепло ладони,
трепет сердца твоего,
я прижмусь к тебе щекою,
больше мне желать чего....
Chapter 2 2011 AD Budzhak
Budzhak wind with a taste of wormwood
Буджакский ветер с привкусом полыни
По Буджакской степи дул сильный летний степной ветер с привкусом трав сухостоя, а иногда порывы ветра привносили запахи с привкусом полыни, напоминая экскурсантам, что тысячи лет назад здесь произрастала эта же растительность, а обитатели Буджакский степи, наслаждались порывами буджакского ветра с привкусом полыни…
Перед глазами экскурсантов пролегала Буджакская степь. Степь с многочисленными заводями, которые именуются плавнями, представляет идиллию умиротворенности и спокойствия. Наталии было представить сложно, что здесь периодически проходили, и будут проходить полчища воинов, плененных женщин и детей, которых покрывает молчанием, как покрывалом величавая Буджакская степь…
Тут долгое время господствовали скифы, которые, впитав ценности эллинской пассионароности, сформировали новый этнос. Тут размещались эллинские полисы, развивая торговлю, земледелие и дипломатию у скифских кочевых народов. Тут были воины царя Дария пытавшиеся покориться кочевую степь. Тут были воины Филиппа Второго и его сына Александра Македонского, которые планировали покорить весь мир. Тут были когорты римской империи, которые расширили границу владений и укрепили ее многокилометровой стеной крепостью. Тут были янычары Османской империи, которые стремились к господству над территорией Причерноморья. Тут защищали свои земли воины Штефана Великого. Тут были воины войска Польского с тщетными попытками завоевать территорию. Тут завоевывали территорию для царей Романовых солдаты и генералы Российской империи под руководством фельдмаршала Суворова. Тут расселялись казаки с Запорожья, и сибирские старообрядцы, в поисках счастливой жизни. Тут проходили солдаты и генералы участники первой мировой войны, которые воевали чтобы... Тут воевали красноармейцы под командованием Котовского, за новую счастливую жизнь для пролетариата. Тут воевали генералы и белоармейцы, пытавшиеся отстоять Россию, которую у них отбирали большевики. Тут воевали солдаты гитлеровской Германии и королевской Румынии, завоевывая территорию для румынской монархии. Тут воевали солдаты и матросы второй мировой войны под руководством генералов Тюленева и Толбухина. Тут размещались воины российского генерала Лебедя и украинские солдаты министра обороны Лебедева. В этих краях существовали культуры положившие начало современным цивилизациям, здесь проходили события, которые являются реперными в развитии современной цивилизации…
Слов нашего гида доктора Брунова было слышно едва. Он рассказывал о том, чем интересна территория устья Дуная. Размахивая руками и обильно жестикулируя, он рассказывал о царе Дарии, о том, как Александр Македонский переходил Дунай и двигался на скифов, о римской крепости, которая являлась восточной границей римской империи.
Слушатели преимущественно геологи обозревали окрестности и пытались найти интересные образцы для своих коллекций, своих теорий, своих открытий…
- За нами река Дунай, а дальше на той стороне реки Балканы, область обитания первых земледельческих цивилизаций. Степь Буджакская - это область обитания скотоводчества. В этом районе найдены артефакты, характеризующие ранний неолит, поздний неолит, позднюю бронзу. Основной фактор - в районе села Орловки находилось наиболее удобное место для переправы. По нашим расчетам это место кургана, на котором мы с вами расположились. Это крупнейший курган на территории. Его высота до двадцати метров. А эта седловина и есть место переправы, - доктор Брунов указал рукой вдаль – за Дунаем, вдали виднелись Балканские горы. - Переправа упоминается при переходе Дария при походе против скифов. Дарий переправлялся у шеи реки, в устье Дуная. Далее есть данные, что 335 году до нашей эры, перед восточным походом здесь был Александр Македонский. От Новоиддунума сохранились останки города, как укрепленного района. Переправа на реке Дунай в римское время является частью римской империи. Границей римляне очень дорожили, ревностно относились к защите своих границ римляне. Данный курган перекрывал переправу. Город Новиаддунум, где находился штаб римлян, стал основой села Орловка и села Новосельское. Точно известно, что император Валент в 369 году нашей эры использовал это место против готов. Это место использовалось в 1481 году при покорении Византии.
Кто-то из экскурсантов чихнул, значит похоже на правду…
- Переправа, при которой присутствовал лично император Николай Первый в 1828 году, использовалась русскими войсками против турок, - продолжил гид.
- Доктор Брунов, у меня аспирант писал диссертацию о походе Дария. Как далеко прошел Дарий в Скифию? – спросил доктор Черепанов.
- Теория длинного маршрута по Геродоту, что Дарий дошел до Дона. Короткая версия похода, по которой он кружил где-то по Бессарабии. Мы придерживаемся, версии короткого маршрута, так что мы можем по данному вопросу подискутировать с доктором Черепановым.
- Это не доктор Черепанов сказал о длинном маршруте Дария по Скифии, это Геродот сказал, - отпарировал доктор Черепанов.
- Геродот подробно описывает данную переправу через Дунай, но не описывает Днестр, Днепр, Дон, которые Дарий в походе по Скифии должен был преодолевать. О походе Дария надо снимать кино, - продолжил доктор Брунов. – Дарий переправлялся со своим двухсоттысячным войском через Дунай по мосту. Нанялись осуществлять переправу воинам Дария через Дунай ионийские владельцы судов. Ионийцы расположили свои суда лагом, соорудив понтонный мост. И Дарий отправился покорять Скифию, но потерпел поражение.
- А что за история с песней, которая спасла жизнь Дарию? – спросил кто-то из экскурсантов.
- Во время похода прибыли скифы к ионийцам и под угрозой сжечь суда заставили их разрушить мост. Ионийцы согласились и стали разбирать мост со стороны скифов. Ночью к берегу Дуная прибыл Дарий и увидел, что моста нет. Тогда воин Дария стал кричать в ночи, а может это была песня-пароль, но факт, что ионийцы восстановили мост и Дарий спасся. Дарий гулял по Скифии два месяца. Мы также нашли кладбище железного века и до сих пор исследуем, в которых много украшений, оружия, бусы, античные монеты. Гунны жили здесь, мы нашли одно погребение. Александр Филиппович оставил много монет со своим изображением…
- Вступление Александра Македонского в скифские земли и становление в Скифии новой эллинской пассионароности, в период походов Александра Македонского на Истр, всегда вызывало много споров, которые всегда актуальны в период передела мировой системы. А что же было на самом деле в те далекие времена, и каким образом мировое формирование привело к тому, что мы называем мировым господством и формированием новых критериев, нам не ведомо, да и есть ли в этом необходимость, - подумала вслух Наталия.
Экскурсанты, преимущественно пожилого возраста, по- фотографировав панораму Буджакской степи и белесую полоску другой стороны Дуная, простиравшуюся на румынской территории, направились к автобусу.
«Где-то в этих краях по замыслу Ильфа и Петрова Остап Бендер переправлялся в румынские плавни, - подумала Наталия. – А мы по этим местам без проблем пересекаем границы».
Садясь в автобус, который возил экскурсантов, Наталия принялась детально изучать маршруты полевых экскурсий.
Полевые экскурсии проводились в рамках международной программы. Пленарное заседание данной международной программы представляет собой логическое продолжение экскурсий, которые проводятся, периодически начиная с работ 1998 года.
В предыдущие годы полевые экскурсии были посвящены изучению геологических обнажений и археологических объектов, расположенных в Приднестровье, в районе Южного Буга, а в этом году они будут сосредоточены на Нижнем Днестре и украинской части Нижнего Дуная. Таким образом, обе экскурсии представляют полный обзор северного побережья Черного моря в пределах Украины.
- Междуречье нижнего Днестра и нижнего Дуная, известны как Южная Бессарабия или Буджак, а на тюркском слово – буджак, означает угол, подразумевая, что эта территория выглядит как полуарка на карте, - в микрофон стал говорить доктор Черепанов. - Территория Буджакской степи стала частью Украины накануне Второй мировой войны, и ее активное научное исследование началось в пятидесятые годы.
Как утверждают организаторы экскурсии, за период независимости Украины, территория Буджакской степи приобрела особое значение в контексте процесса европейской интеграции. Буджакская степь, являющиеся частью Ассоциации приграничного сотрудничества «Европейский регион - Нижний Дунай" Культурного и экономического сотрудничества с европейским союзом, а также объектом охраны окружающей среды, в частности, сохранения уникальных Дунайских озер и плавней, длительно затапливаемых, и создание на этой территории биосферного заповедника Дунайские плавни.
В последнее время, новые перспективы были получены в связи со строительством Дунай-Черноморского глубоководного морского паромного пути, первоначальное название которого - новое стамбульское течение Дуная, как элемента международной национальной сети международных транспортных коридоров вместе с автомагистралью «Север-Юг», которая была разработана для соединения по суше города и порта Одессы с городами и портами Измаил и Рени. Активный пересмотр транспортной инфраструктуры в районе нижний Днестр – нижний Дунай способствовал открытию нового этапа междисциплинарных исследований окружающей природной среды этого региона в контексте различных многонациональных исследовательских программ.
Первые поселенцы в Буджаксом регионе относятся к мустьерской эпохе, которые располагались на участке в пределах территории города Белгород-Днестровкий. В начале доисторического периода, регион лишь эпизодически изучался отдельными группами охотников-собирателей. Самым замечательным эпизодом того времени была миграция небольших групп охотников на зубров из румынской Добруджи - Белолесье. Во время позднего мезолита, регион был заселен совместно с представителями Куркекской и Гребеникской традиции обработки кремня, который, скорее всего, уже интегрированы, когда они пришли сюда в бореальный период голоцена.
Массовое и систематическое заселение Буджакского региона совпадает с проникновением сюда ранних земледельцев из румынской части Дуная, то есть население культуры Гумельница, в первой половине четвертого столетия до нашей эры, и культуры Чернавода, во второй половине четвертого века до нашей эры.
Во времена бронзового века, регион был заселен Катакомбной, Сабатиновской и Белозерской культурами. В последней четверти второго тысячелетия до нашей эры отмечается рассеивание различных групп фракийцев, чье присутствие выражается в присутствии своеобразного культурного слоя в пределах поселения Орловка, часть этого населения переехала на юг, прибыв в Трою.
Наиболее яркие остатки раннего железного века кочевников в этом регионе представлены Киммерийскими могильниками близ деревни Суворово в районе Измаила.
В седьмом веке до нашей эры, влияние Истрийской культуры стало доминирующим. Орловка демонстрирует явные следы присутствия Гетианов в регионе в течение пятого – третьего веков до нашей эры.
Другой замечательный эпизод из истории этого региона происходит в римский период, когда она была частью Мизийской провинции Римской империи, и археологические раскопки в Орловке позволили обнаружить фортификационные сооружения лишь на одном участке, на месте, где можно было пересечь Нижний Дунай, в то время.
Два других соседних компонента этой оборонительной системы – это два небольших фортификационных сооружения рядом с деревней Новосельское - 10 км вдоль Дуная в районе Рени и известная крепость Новиодун на правом берегу Дуная, в районе города Исакча, Румыния. Остатки «Траянского Вала», оборонительного вала раннего железного века, и курганы, относящиеся к бронзовому и раннежелезному веку, вдоль дороги Одесса-Измаил, также частично связаны с оборонительной линией.
Позднее регион был заселен черняховцами и славянами в ходе так называемой «Великой славянской колонизации».
В период с Первого Болгарского царства, в восьмом – одиннадцатом столетиях до нашей эры, Балканско-дунайская культура стала доминирующей здесь, это было результатом взаимодействия между носителями культуры Салтово-Маяки и местного славянского населения.
Наиболее наглядные примеры их поселений представлены в Криничном - Болградский район и в Сафьянах - Измаильский район.
С конца восьмого до начала четырнадцатого века генуэзские купцы активно исследовали регион Нижнего Дуная, скорее всего, одной из своих станций торговли – Вигина, находится рядом с Измаилом.
В период Золотой Орды, в тринадцатом – пятнадцатом веках, регион был населен главным образом кочевниками; крепость ровесник города Белгород-Днестровский является единственным хорошо исследованным пунктом постоянного проживания.
После длительного господства ногайцев, которые являются представителями тюркского кочевого населения, в конце восемнадцатого века этот регион стал частью русской империи.
Правительство России приступило к очень конкретной политике, направленной на заполнение этой области путем введения в качестве постоянных жителей мигрантов из различных частей империи, в частности прибывали казаки из Запорожья и русские старообрядцы из Сибири.
Буджакская степь богата археологическими и геологическими объектами, и выбранные экскурсионные площадки для посещения признанно считаются наиболее показательными и информативно наполненными историческими артефактами…
Особый акцент был сделан на две группы археологических памятников: мезолита, который связан с бореальным периодом голоцена и раннего железного века, который характерен римской структурой и курганами раннего железного века кочевников. Среди нескольких сотен площадок, включены те, которые демонстрируют больше междисциплинрность и, из-за которых результаты археологических раскопок трактуются в общем контексте с геоморфологическими данными, привязкой к стратиграфии и фауной в палинологических данных.
«Данная территория всегда привлекала разных мигрантов, после которых оставались этнические следы их присутствия. Следы эллинской культуры характеризуют формирование славянской пассионароности, от римского присутствия сохранился молдавский этнос, который принадлежит романской группе, присутствие османов сохранилось в гагаузских корнях, которые смогли даже выделиться в автономию, а еще сохранились этносы болгар, немцев, поляков, евреев, а также других наций и народностей, и зародившаяся несколько веков назад украинская пассионарность. Вот такая региональная политика и способствовала образованию постоянного оседлого населения и созданию многонационального региона с уникальной структурой культурного взаимодействия…» - размышляла про себя Наталия.
Увлекшись чтением, Наталия задремала...
Chapter 3 329 BC Bactria
Memories Basil Alexander of Istria
Воспоминания Василевса Александра об Истре
Александр вспоминал, как он гулял по берегу Истра через несколько лет после того как его отец Филипп Второй захватил несколько скифских поселений в низовьях Истра.
Несмотря на победу македонян над скифами и гибели старого правителя скифов Атея, Филипп Второй ограничился только добычей из женщин, детей и лошадей, которую прочем вынужден был потерять под натиском варварского нападения трибаллов по дороге в Македонию, а македонские воины так и не вторглись в скифские земли. Военные действия войск Александра Македонского против скифов при видимой результативности не приносили удовлетворения, хотя скифы постоянно отступали.
Гибель македонских воинов во главе с Зопирионом под Ольвией, на скифской земле, и полученное философски рассудительное послание от скифских правителей, подводило Александра к пониманию, что надо менять тактику военных действий с варварами. В противном случае он увязнет в баталиях со скифами, и утратит много сил на формирование тылов, на которые, у Александра не хватит воинов, а главное не достаточно провиантов, так как территория, которую он завоевывает, не восполняет его ресурсов ни воинами, ни провиантами – и наступают его воины по пустой степи, по выжженной степи. Тем более, что после того как скифы разгромили македонских воинов Зопириона, они тем самым нарушили планы Александра о воссоединении воинов войска Зопириона с македонскими воинами под его руководством, непосредственно на реке Танаис. Соединение македонских сил на реке Танаис, позволяет превратить воды Понта во внутреннее македонское море…
Послание скифских правителей к царю македонскому не стало для него экстренным событием. Многие правители не заинтересованы были в баталиях с умелыми воинами Александра, и потому пытались найти мирное решение, так как военным действиям умелых македонцев противостоять было не возможно. Скифы, разбив воинов Зопириона, показали, что они в состоянии умело воевать, и именно с его воинами - Александра Македонского. Но Александра занимало другое, само послание, его форма и содержание обращения скифов…
Александр рассуждал, как того от него требовал учитель - в деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Варвары научены, и как видно для них не прошли в пустую уроки истории предыдущих баталий с македонским войском. Скифам надо отвечать, оставить письмо без ответа, значит проявить слабость его позиции, по отношению его Александра интересам к этой территории, а для скифских князей это повод вести политику против интересов Александра.
«Письмо скифам надо отправить, но какое… Ведь скифов тактикой и стратегией воинских доблестей македонцев не превозмочь, - Александру было над чем поразмыслить. – Как учитель прививал уроки мудрости, философии о построении человеческих взаимоотношений, таким образом, и необходимо формировать контакты со скифами, и, исходя из этого, нужно готовить письмо скифам. Поражение Зорипиона на Истре от скифов нарушает мои планы продвижения на восток. А какие славные были планы, если бы наша встреча с Зопирионом произошла на Танаисе… Зопирион с воинами должен был продвигается через Скифию, а я через Малую Азию и далее объединившись, совместно продвигаемся на восток. Учитель говорил, что в планы всегда надо вводить исправления».
Учителем Александра с юных лет был ученик Платона, который при всем уважении к Платону отмечал свое поклонение критериям не субъективным, а объективным, при случае отмечая, что Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.
В пору военных баталий отец Александра - македонский царь Филипп Второй, получал помощь и поддержку от правителей, которые считали, что лучше с ним поддерживать дружеские сношения, чем воевать против него. Одним из дружеских повелителей Малой Азии был Гермий. Гермий правил в Ассе, и был пристрастен к философским эллинским мудрецам. Гермий был покорен мудрецом платоновской школы Аристотелем, и всячески способствовал и поощрял этого философа. Когда юного Александра пришла пора обучать наукам - Гермий рекомендовал царю македонскому ученика Платона, Аристотеля. Царь македонский увлеченный своими баталиями в завоевании соседних царств доверял малазийскому соратнику по ратному делу и принял Аристотеля учителем для обучения своего сына…
Chapter 4 340 BC Pella
First lesson Basil Alexander
Первый урок Василевса Александра
- Василевс, тебе предстоят интересные годы. Тебе надо преобразовывать македонское царство. Ты к этому должен быть готов, - поучал молодого Александра Аристотель.
- Учитель, а в чем смысл преобразований? – спросил Александр Аристотеля. - Я не хочу быть похожим на своего отца Филиппа. Мой отец тиран, как с окружением, так и с родными. – При этом Александр любил повторять слова учителя, что тирания отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно, тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться, и потому честный человек умеет любить, но он не льстит.
- Василевс, тебе предстоит быть правителем, после твоего отца. А чтобы ты постиг философские мысли, мы с тобой должны осмыслить много понятий, как строить государство и политику. Ты должен понять, что государство это общение, - мудро поучал учитель ученика.
- Я знаю, что общение организуется ради какого-либо блага и всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо, - согласился Александр.
- Все общения стремятся к тому или иному благу, - продолжал Аристотель. -Причем больше других, и к высшему из всех благ стремится общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
- Учитель, а может государство управляться без правителя? – Александр решил попробовать увернуться от поучений Аристотеля, поучения Александру основательно надоели в общении с отцом. Александру не терпелось убежать к сверстникам, к лошадям.
- Как преуспеть ученикам? – задал вопрос учитель. Как правило, спрашивал Аристотель Александра, когда понимал, что у Александра проявляется настроение далекое от усердия.
- Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади, - понимающе ответил Александр, настраиваясь на полемические рассуждения. Это представляло интерес более для Аристотеля, чем для Александра.
- Понятия «правитель», «государственный муж», «царь», «домохозяин», «господин» суть понятия не тождественные, - Аристотель был не приклонен, он сознавал, что молодому отроку были интересны другого рода занятия, а не его поучения, но он решил увлечь полемикой Александра, в том есть суть обучения. - Понятия различаются в количественном, а не в качественном отношении; скажем, господин - тот, кому подвластно небольшое число людей; домохозяин - тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно еще большее число - это государственный муж или царь; будто нет никакого различия между большой семьей и небольшим государством и будто отличие государственного мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу лично ему присущей власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется на основах соответствующей науки - политики. Это, однако, далеко от истины.
- Учитель, как то для моего сознания это все не выглядит логичным. Особенно когда я сравниваю это с македонским правителем, - стал рассуждать Александр, представляя своего отца, который был крутого нрава.
- Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и по той причине, по которой нужно, и так как нужно - это дано не каждому, - утверждал Аристотель.
- Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа, - соглашался Александр.
- Верно, излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы, мельчайшие части целого, и рассматривая, из чего состоит государство, мы с тобой из относительно перечисленных понятий лучше увидим, чем они отличаются одно от другого, и возможно ли каждому из них дать научное объяснении, - подчеркнул Аристотель. - И здесь, как и повсюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов. Так, необходимость побуждает, прежде всего, сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга,- женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам и растениям, - оставить после себя другое подобное себе существо.
- Это я понимаю, а вот как все рассматривать с позиции правления, - Александр стал увлекаться предложенной темой.
- Точно так же, - Аристотель сплел пальцы рук, пытаясь продемонстрировать объединение, - в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо, властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же. Но женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих дельфийский нож или дамасский клинок; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение.
- Женщина, также предмет? – заинтересовался Александр.
- Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих.
Александр стал увлеченно анализировать сказанное Аристотелем, а тот продолжал.
- У варваров женщина и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни, поэтому и говорится - прилично властвовать над варварами грекам. Варвар и раб по природе своей понятия тожественные.
Александр это понимал, так как афинские граждане относились к горным македонцам аналогично, как к варварам, и его отцу, уже который год приходится доказывать греческим полисам о нелогичности такого определения по отношению к македонцам. Правда без пангейских золотых рудников, которые позволяют содержать армию эти доказательства были бы менее весомы. Было интересно, к каким умозаключениям приведут учителя его логические построения.
- Итак, из указанных двух форм общения получается первый вид общения - семья. Бог говорит, что дом прежде всего, и еще супруга, и еще бык-землепашец, а у бедняков бык служит вместо раба. Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья; про членов такой семьи говорят, что они едят из одного ларя и называют их питающимися из одних яслей. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение. Вполне естественно, что селение можно рассматривать как колонию семьи; некоторые и называют членов одного и того же селения молочными братьями, сыновьями, внуками.
- Получается, что государство управляется как семья? – удивился своему открытию Александр.
- Да, Василевс, греческие государства потому и управлялись царями, что они образовались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. И в колониях семей, селениях поддерживали силу родственных отношений между их членами, в общем, тот же порядок. Об этом упоминает Гомер, говоря, что правит каждый женами и детьми, ведь они жили отдельными селениями, как, впрочем, и вообще жили все люди в древние времена. И о богах говорят, что они стоят над властью царя, потому что люди - отчасти еще и теперь, а отчасти и в древнейшие времена - управлялись царями и, так же как люди уподобляют внешний вид богов своему виду, так точно они распространили, это представление и на образ жизни богов.
- Так это получается, что из селений образуется государство? – не унимался Александр.
- Общество, - улыбнулся Аристотель, - состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. Ведь мы называем природой каждого объекта - возьмем, например, природу человека, коня, семьи - то его состояние, какое получается при завершении его развития.
- Да. Учитель и еще мы с вами, - улыбнулся Александр.
- Сверх того, - продолжал Аристотель. – В осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим существованием. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря - без роду, без племени, вне законов, без очага. Такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.
Александр подумал об отце, который много времени проводит в военных сборах, что в принципе не чуждо и самому Александру, который не прочь ощутить крепость рукоятки меча и под уздой наслаждаться крутым норовом Буцефала.
- Что есть человек, - вопрошал Аристотель, и тут же лаконично характеризовал. - Человек это существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам, поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу, но речь способна выражать и то, что полезно и то, что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и этот ряд можно продолжить. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства.
- А мой конь понимает добро и зло, - Александр любил своего коня, но Аристотель продолжал, не отвлекаясь на реплики ученика.
- Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Уничтожь живое существо в его целом, и у него не будет ни ног, ни рук, сохранится только наименование их, подобно тому, как мы говорим - каменная рука; ведь и рука, отделенная от тела, будет именно такой каменной рукой. Всякий предмет определяется совершаемым им действием и возможностью совершить это действие; раз эти свойства у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как таковом: останется только его обозначение. Итак, очевидно, государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому.
- А кто не способен вступить в общение? – спросил Александр.
- А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством, - подчеркнул Аристотель.
Что-то в сказанном Александру показалось знакомым, он представил отца, как тот представляет себя наместником богов.
- Возможно, в этом чего-то есть…, - размышлял Александр.
- Конечно, Василевс, в этом чего-то есть. Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, - совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связанное с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
- Учитель, а теперь все сказанное, давайте обсудим на примере моей семьи, - Александру стало интересно, какие учитель даст преференции семье правителя Македонии.
- Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы с тобой Василевс должны, прежде всего, сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей.
Александр представил себе государство из таких семей, как его отец и мать…
- Семья в свою очередь состоит из элементов, - продолжал учитель, - совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье должны присутствовать два элемента: рабы и свободные. Так как исследование каждого объекта должно начинаться, прежде всего, с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то и следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть.
Эти отношения Александр воспринимал с детства.
- Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно охарактеризовать так: господское, брачное и третье - отцовское. Пусть их будет три, именно названные нами, хотя существует еще один элемент семьи, который, по мнению одних, и есть ее организация, по мнению других, составляет главнейшую часть ее; я имею в виду так называемое искусство накопления.
- А как же отношения раба и господина? – спросил Александр.
- Хорошо, Василевс. Давай остановимся, прежде всего, на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения стать на более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения?
- Безусловно, их так много, что даже вы Учитель, не во всем согласны с со своим учителем Платоном, - уколол Аристотеля Александр.
- Дело в том, Василевс, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть - одно и то же, как мы с тобой выяснили вначале. Наоборот, по мнению других, сама власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива. Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще жить. Во всех ремеслах с определенно поставленной целью востребованы соответствующие орудия, если работа должна быть доведена, до конца, и из этих орудий одни являются неодушевленными, - другие – одушевленными. К примеру, для кормчего руль - неодушевленное орудие, рулевой - одушевленное, потому что в искусствах ремесленник - играет роль орудия.
- Учитель, получается, что я тоже орудие, потому как должен учиться, или наоборот? – спросил Александр, анализируя заданный вопрос.
- Естественно, Василевс, для домохозяина собственность оказывается своего рода орудием для существования. И приобретение собственности требует массу орудий, причем раб - некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник, как орудие стоит впереди других инструментов. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию, или, предвосхищая, и уподоблялось бы статуям Дедала или треножникам Гефеста, о которых говорят, что они сами собой входили в собрание богов; если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы.
- Учитель, а если соорудить орудие, ткацкий челнок, который ткал бы самостоятельно, как тогда? – Александра обсуждение увлекало.
- Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность, собственность же является орудием деятельности активной, ведь, пользуясь ткацким челноком, мы получаем нечто иное, чем его применение; одежда же и ложе являются для нас только предметами пользования.
- Как то сложно строится эта философская мысль? – задумался Александр.
- В силу специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно, соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой, но жизнь - активная деятельность, а не продуктивная; значит, и раб служит тому, что относится к области деятельности активной. Собственность нужно понимать в том же смысле, что и часть. Часть это есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого.
- Получается раб это собственность? – не то спросил, не утвердительно проговорил Александр.
- Это вполне приложимо и к собственности, - рассуждал Аристотель, - поэтому господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему. Из сказанного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому, в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последний представляет собой орудие активное и отдельно существующее.
- Учитель, тогда нужно рассмотреть, может ли или не может существовать по природе такой человек, то есть раб, и лучше ли и справедливо ли быть кому-либо рабом или нет, ведь всякое рабство противно природе, - уверенно утверждал Александр.
- Нетрудно ответить на эти вопросы и путем теоретических рассуждений на основании фактических данных. Ведь властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются, в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие - к властвованию. Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь, чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа; но, где одна сторона властвует, а другая подчиняется, там только и может идти речь о какой-либо их работе.
Александр задумался. Он никогда не думал, что для отца власть является работой. Забавы и потехи, в которых погряз отец – это он наблюдал, а вот работу как-то не смог рассмотреть Александр.
- Во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, - продолжал Аристотель, - непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы, и, как таковому, ему подчинены одушевленные существа.
- А неодушевленные предметы как же? – заинтригованно спросил Александр.
- Василевс, и в предметах неодушевленных, например, в музыкальной гармонии, можно подметить некий принцип властвования; но этот вопрос может послужить предметом другого обсуждения. Живое существо состоит, прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно - начало властвующее, другое - начало подчиненное. Разумеется, когда обсуждаем природу предмета, должно рассматриваться в его природном, а не в извращенном состоянии. Поэтому надлежит обратиться к рассмотрению такого человека, физическое и психическое начала которого находятся в наилучшем состоянии; на этом примере станет ясным утверждение, что у людей же испорченных или расположенных к испорченности в силу их нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело властвует над душой.
«Это точно про отца – душа подвластна телу», - размышлял про себя Александр.
Chapter 5 2011 AD Budzhak
First Budzhak tour
Первая Буджакская экскурсия
- Первая экскурсия запланирована в окрестности села Орловка, старое название которого Картал, в переводе с турецкого это означает орел. Участок расположен на левом берегу реки Дунай, в одном километре от русла реки и в полутора от Орловки, - Наталию разбудил женский прокуренный голос экскурсовода. Сопровождающим экскурсоводом предстала девушка, лет двадцати пяти. Как обращаться к девушке Наталия не услышала, но поняла, что ближайшие часы эта девушка будет рассказывать о местах предстоящих экскурсий. Девушка продолжала рассказывать. - Местность выглядит как треугольный мыс, сужающийся к западу. Он окружен с трех сторон природными каналами, соединяющих Дунай с озером Кагул.
В западной части мыса, находится естественная возвышенность на основе мощных зеленоватых сланцев, благодаря данной топографической особенности местности, носит название - каменная гора.
Берег Дуная около Орловки представляет практическое место для переправы через реку Дунай, это была главная линия коммуникации, соединяющая Северо-Западный черноморский регион с Центральной и Южной частями Балкан.
Первым, как известно, кто говорил, об этом месте в связи с переходом через Дунай был Геродот. Он указал, что в этом месте, где река разделяется на три ветви, персидская армия Дария пересекла Дунай, и встретилась лицом к лицу со скифами в конце шестого века до нашей эры.
Накануне восточной компании Александр Македонский посещал эти места в 335 г. до нашей эры. Позже, переправой через Дунай пользовались войска Александра Македонского, под руководством Зопириона в 331 году до нашей эры, который потерпел поражение под Ольвией, в окрестностях ныне существующего города Николаев.
В середине 360 года нашей эры, римский император Валентиниан пересек Дунай здесь дважды, когда проводил военную кампанию против готов.
Тюркские кочевники побывали в этих местах в конце 13 века, а штаб-квартира монгольского хана Ногайской Орды была расположена напротив Орловки, возле современного румынского города Исакча. Хан был пра-пра-внуком знаменитого правителя Золотой Орды Чингисхана и умер в 1299 году.
Штефан Великий ослабил напор турок на молдавские земли. В 1470 году хан Великой Орды, соперник Крымского хана, организовал набег на Молдову, но 20 августа 1470 года был разбит, а ханский сын был взят в плен.
Не прекращались также стычки с соседней Валахией, которой правил турецкий ставленник Раду Красивый. В 1473 году начинается открытая война с Валахией, в результате которой Штефан захватил столицу - Бухарест и сверг Раду Красивого с престола, тем самым освободив Валахию от турецкого влияния. Турция, желая покончить со Штефаном Великим, собирает войско численностью 120 тысяч, под командованием Сулеймана-паши. В армии Штефана Великого было около 40 тысяч воинов. Помимо этого, к нему присоединилось около 8 тысяч союзников. Молдавская армия отступала, применяя тактику «выжженной земли», тактику которую исконно применяли ски . Во время движения к городу Васлуй, армии Сулеймана-паши была устроена засада. 10 января 1475 года турки достигли молдавских лесных укреплений, которые были заранее подготовлены. Турки подверглись атаке армии молдаван.
В то время, когда войска Сулейман-паши начали одолевать молдаван, с фланга ударили войска во главе со Штефаном Великим. Турецкая армия была смята, во время попытки к бегству она попадала в ловушки, подготовленные молдавским войском. С тыла турок встретил резерв молдавской армии. Турецкая армия потерпела сокрушительное поражение, которое турецкие хроники назвали «самым крупным бедствием, обрушившимся на турок за всю мусульманскую эпоху». 25 января 1475 года Штефан Великий уведомил христианских правителей Европы о победе и обратился к ним за помощью в борьбе против турок. Европейские державы не предоставили помощь Молдавии.
Однако положение Молдовы все ещё оставалось напряжённым. Летом 1475 года турки захватили Каффу и семь её колоний на Чёрном море, а позже и княжество Мангуп, чем лишили Штефана Великого союзников - крымских татар. Численность новой турецкой армии составляла около 150 тыс. воинов. Новый поход на Молдову начался в 1476 году, но молдавская армия, численностью примерно 40 тысяч человек, не дала туркам переправиться через Дунай.
В это время Штефану Великому пришлось перебросить главные силы против набегов крымских татар, которые напали на Молдову по приказу турецкого султана. Войска татар были уничтожены, и Штефан Великий опять вернулся на Дунай, но остановить переправу турок уже не смог. Молдавская армия снова прибегла к тактике «выжженной земли» и молниеносных атак, чем сильно изматывала войска султана.
Однако генеральное сражение всё-таки было дано 26 июля 1476 года в местечке Валя-Албэ - Белая долина, в котором молдавская армия потерпела поражение. Но быстрая мобилизация позволила Штефану Великому собрать новую 16 000-ую армию. Турки безуспешно попытались взять Сучаву, а затем и несколько крепостей.
Снабжать многочисленную армию стало сложно, из-за постоянных атак молдавских конников на обозы. Султан вынужден был повернуть армию обратно.
С 1480 года начинаются переговоры с Великим князем московским Иваном Третим, о союзе, который должен был быть скреплён династическим браком между дочерью Штефана Великого Еленой и Иваном Молодым, сыном Ивана III. Брак состоялся в 1482 году. Союз Московского государства, Крымского ханства и Молдавии был направлен против Польши и Литвы.
В этом месте, султан Баязид пересек Дунай с огромной турецкой армией 24 июня 1484 года при покорении Южной Бессарабии.
В 1484 году турки, усилившие свои позиции на море, смогли захватить молдавские крепости Четатя-Албэ и Килию. В 1485 году Штефан Великий был вынужден отправиться в Польшу, чем воспользовалась турецкая армия, совершив набег на Молдову и дойдя до столицы – Сучавы, но срочно вернувшийся Штефан Великий смог отбить турецкий набег, нанеся поражение армии турок у озера Катлабуг. В 1486 году был совершён ещё один набег у Скейе, который Штефан Великий также отбил.
В 1487 году состоялось заключение польско-турецкого соглашения, что привело к обострению отношений между Польшей и Молдовой. В 1497 году войска Польши под предлогом попытки отобрать у Турции крепости Килия и Четатя-Албэ вторгаются на территорию Молдовы. Однако, польская армия направилась к Сучаве и попыталась её осадить. Армия Штефана Великого окружила поляков, но не стала их уничтожать, дав возможность им вернуться в Польшу. Близ Козминского леса поляки нарушили условия отступления, что дало возможность Штефану напасть на них и разбить. Этой победе способствовал и военно-политический союз с Русским государством, который был скреплён браком Ивана Ивановича Молодого, сына Ивана III Васильевича, с дочерью Штефана Великого - Еленой «Волошанкой». Литовская армия, спешившая на соединение с поляками, вернулась по требованию Ивана III. Результатом этих событий стало новое соглашение с Польшей, которое было намного выгодней для Молдовы, чем прошлое. Оно было заключено в 1499 году и не содержало упоминаний о каком бы то ни было вассалитете. Независимость и равноправие Молдавского княжества как субъекта в международных отношениях признала и Венгрия.
27 мая 1828 года русская армия сделала то же самое в обратном направлении, в сторону Балкан, таким образом, начав новую войну между Россией и Турцией. Последнее событие имело место при личном присутствии русского императора Николая I. На том месте, где был построен понтонный мост, впоследствии воздвигли обелиск…
- Геология региона представлена обнажением, которое расположено в карьере и сложено кристаллическими породами и четвертичными отложениями, с культурными слоями, - продолжил говорить в микрофон Сергей Кадочников, его Наталия знала по университету, несколько лет назад она училась у него на кафедре, а тот преподавал несколько геологических предметов. - Это уникальное обнажение в юго-западной части Украины, в котором девонские отложения видны на поверхности. Отложения представлены сланцами, алевролитами, доломитами, кварцитами. Сланцы представлены: кварц-серицит-хлоритом, кварц-хлорит-серицитом, темно-серого до черного, мелкозернистые, плотные горные породы с характерной тонкой слоистой структурой, с шелковистым блеском в сечении разрыва, как правило, с небольшими складками. Сланцы тонкие хлорит-серицитовые и кварцевые слои ритмично чередуются. Они подчеркивают их основную тонкослоистую или микрослоистую структуру. На участках, где породы изменены выветриванием, они становятся зеленовато-серого цвета, с редкой красновато-коричневой окраской, которая легко прослеживаются в карьере возле деревни Орловка. Серициты и хлориты распределены равномерно по структуре или накапливается в виде тонких слоев с преобладанием того или иного минерала. Трещины и ослабленные зоны в скале заполнены гранулированным кварцем. Главными породообразующими минералами являются сланцы, серицит, хлорит, кварц и альбит. Серицит бесцветный или со слабым зеленоватым оттенком и характерным резким спектральным поглощением. Хлорит зеленый или бесцветный с зелеными и желтовато-зелеными оттенками, это похоже на серицит.
Толщина дамбы в карьере возле деревни Орловка от полутора до четырех метров. Везде магматические породы прорываются сланцами девона и показывают последствия тектонических зон дробления и переработки в сланцах, а также активное развитие вторичных процессов. Согласно предыдущим наблюдениям дамбы возле Орловки, она была разбита на ряд блоков, которые были смещены по отношению друг к другу. В контактах между вмещающими породами и дамбой найдены небольшие расслоения и образуется брекчии.
Присутствуют полевые шпаты, роговые обманки и биотит в кристаллах. Основная часть породы полевой шпат и кварц. Скалы имеют массивную структуру и везде прорваны кварцем и кальцитовыми жилами, иногда, кварцевые жилы могут быть баритовыми. Толщина вены колеблется от миллиметра до нескольких сантиметров. Почти все минералы породы изменены вторичными процессами или частично замещены вторичными минералами.
В карьере Орловки, магматические породы с аномалиями бария, марганца, никеля, хрома, которые связаны между собой. Абсолютный возраст отложений был определен в 290 миллионов лет.
Палинологические исследования погребенной почвы были проведены в археологических раскопках Орловки Натальей Герасименко. Этот чернозем был захоронен в позднем энеолита - 5400-5000 лет назад, но в верхних слоях почвы содержатся культурные горизонты раннего и среднего энеолита - 6000-5500 лет назад. Луговые степи существовали при образовании гумусовых горизонтов почвы. Пыльца с низким процентом древесной растительности постоянно, рощи широколиственных деревьев - вяз, граб, орешник, а также древесной растительности - ольха, ива, береза произраставших в Дунайской пойме. Отмечается стабильное присутствие грабовой пыльцы. В степных долинах характерно отсутствие раннего голоцена. Эвтрофные болота характерны произрастанием тростника, водных водорослей, осоки. Состав мезофильных трав разнообразен. Пыльца среднего и верхнего слоя почвы, а по сравнению с базовой, указывают на увеличение влажности в течение первой половины позднего Атлантики. Влияние человека на растительность хорошо видно в пыльцевом комплексе культурного слоя. Климат был влажнее, чем в настоящее время. Никаких существенных климатических и растительных изменений не определяются во время почвообразования.
Археологические раскопки Орловки являются многослойными и состоят из двух основных компонентов: один из городища, его укрепленная часть - акрополь или крепость, расположена на Камень горе, а другой расположен на окраине на мысе. Общая площадь участка в разные периоды колебалась до пятнадцати гектар. Средняя толщина культурного слоя составляет до шести с половиной метров в местах с глубокими структурами. Этот разрез позволяет рассуждать о результативной активной и длительной человеческой деятельности. Единичные находки на территории Орловки показывают, что эти места посещали уже во второй половине пятого тысячелетия до нашей эры. Тем не менее, первые поселения здесь были созданы в основном на Камень горе, с дополнениями в первой половине четвертого тысячелетия до нашей эры представителями культуры Гумельница, которые перебрались сюда через Дунай и двигались по берегам дунайских озер и малых рек, по степи на северо-западной части современной Республики Молдова.
Новый этап истории заселения приходится на вторую половину четвертого тысячелетия до нашей эры, с новой волной мигрантов через Дунай представителями культуры Чернавода. Два горизонта строительства на этом этапе были выявлены в результате раскопок.
На первом этапе, жители сделали глубокий ров, чтобы защитить себя от враждебных степей, на втором этапе, поселок был расширен, ров был засыпан, и служил при строительстве стенами домов. Могильник этого периода был открыт в 2003 году. Самый яркий период освоения Орловки начинается в последней четверти второго тысячелетия до нашей эры. Он связан с историей фракийцев, и представляет собой хастатскую культуры. В двенадцатом и одиннадцатом веках до нашей эры население Орловки использует изогнутую керамику, и часть населения этой культуры мигрирует на юг, освоившись в окрестностях Трои.
Этот этап стал крупнейшим в истории Орловки. Комплексы с углубленным жилищами, содержащими очаги и многочисленные ямы были найдены вместе с орнаментами керамики и металлическими инструментами, среди которых найдены бронзовые ножи, каменные и кремневые орудия, глиняные перемычки, кости украшения и т.д. В десятом веке до нашей эры, поселение пришло в упадок, и новая активность состоялась в конце восьмого в начале девятого столетии до нашей эры. Земля хранит захоронения более 200 могил, которые обнаружены в последнее время; погребения сопровождаются многочисленными керамическими сосудами различной формы, бронзовыми украшениями и деталями костюмов, как то браслеты, фибулы, кольца, пояса элементов, железные орудия труда и оружие, стекло и янтарные ожерелья и т.д. В конце пятого века до нашей эры в Орловке отмечается происхождение многочисленных жилых и хозяйственных структур гетианс - их керамика полностью доминирует в комплексе находок. В то же время, можно наблюдать также бронзовые стрелы, зеркала, железные ножи с ручками костей характерно для скифов. Формирование поселений являлось неотъемлемой частью сферы экономических интересов греческих колоний, о чем свидетельствуют находки древней греческой краснофигурной керамики, амфор.
Точная дата появления римского военного гарнизона в Орловке спорна, полагают вторая половина первого века нашей эры. Римское военное присутствие здесь продолжались в течение двух веков, в разное время, это было подразделение из трех римских легионов: первый итальянский легион, пятый македонский легион и одиннадцатый клавдиев легион. Крепость была типичной римской военной фортецией со стенами, башнями, с воротами и рвом, прилегающей территории и подходами к Дунаю. Крепость была хорошо защищена валом и рвом - они легко прослеживаются сегодня более чем на три километра к востоку и северо-востоку от "Каменной горы".
Римские артефакты того периода представляют собой типичную римскую провинциальную культуру, а также культуру даков и сарматскую древность.
Огромное количество провинциального гончарного сырья использовали для производства серой глиняной посуды характерной для раскопок на окраине крепости. Металлические артефакты представлены различными типами бронзовых и серебряных украшений, медицинских приборов, посудой и различными фрагментами. Большинство нумизматических находок на цитадели, связанны с римским временем. К середине третьего века нашей эры, под давлением варваров, римский гарнизон покинул крепость и покинул оборонительную линию, перебравшись на правый берег реки. Сарматский могильник был создан на территории бывшей римской крепости. Во время четвертого века, поселок был оккупирован населением черняховской культуры. Резкое прекращение древней эпохи и начало основного периода в истории освоения Орловки датируется на границе между четвертым и пятым веками, в связи с вторжением гуннов в северо-западный регион Черного моря. Тем не менее, это был не конец истории оккупации в Орловке. В период с первого Болгарского царства, небольшое поселение балкано-дунайской культуры можно проследить на окраине участка. Многочисленные находки византийских монет, вооружения золотоордынского времени, турецких артефактов - керамических труб, украшений и монет были обнаружены на месте, а также в окрестностях деревни Орловки. История современного села Орловка начинается на границе шестнадцатого – семнадцатого веков.
Раскопки захоронений этого периода в конце шестидесятых годов свидетельствуют о наличии двух типов погребальных обрядов на этом этапе: кремацию и погребение. В 1967 году был найден знаменитый клад на территории Орловки, состоящий из 73 золотых. Это клад был, скорее всего, связан с кампанией македонского военоначальника Зопириона, который воевал против скифов в 331 году до нашей эры. Римский историк Арриан упоминал Орловку, когда описывал укрепленное поселение на левом берегу Дуная, жители, которого пытались дать отпор армии Александра Македонского в 335 до нашей эры. Поселение существовало здесь до середины третьего века нашей эры. Вполне возможно, что первая крепость была построена в Орловке в середине первого века до нашей эры под влиянием Буребиста, самой известной личности в истории фракийцев, который очень хорошо понимал все преимущества этого стратегического места, как места пересечения Дуная в Черное море. После фракийцев и древних даков, место стало доминирующим в данной местности в течение почти трехсот лет, возможно, они установили контроль над Дунаем в этом месте.
Наталия опять погрузилась в сон…
Свидетельство о публикации №213091301212
енто ш - скока четать придёца??!...
:))
светра!
¦B~{|)»
Радион Далин 17.09.2013 12:04 Заявить о нарушении
на художественную книжку непахожэ...
пахожэ на геол отчот - для ентово - ага - нормально написано...
но ты ш пытаесся беллетристекой заняца - значь - и писать надо по-другому :)
а фпрочим - хазяин-барин :)
хршо - што ты не баисся ентово делать - фсмысли - писать не боисся...
может - я бы не боялси - тоже чонють напесал бы - акромя атчотоф с праектами :))
Радион Далин 17.09.2013 13:47 Заявить о нарушении