Профессионализм и адекватность

Профессионализм и адекватность.

/02 июня 2018 года. Перечёл. Жесть полная, никому не советую. Неудача.Еле сам себя понял, откуда там ноги росли. Оставляю только с целью возможной переделки, так как в теме кое-что есть./

Тут я подошёл к таким тонким моментам, что до сих пор не решался излагать, всё думал. Но сам же говорил: надо делать! Переосмыслю – переделаю. Это же не дети, а детища.

Я, разумеется, пытался подчеркнуть важность темы.

Многие считают, судя по их высказываниям, что профессионал – это такой идеальный герой, в духе Брюса Ли, агента 007, Бельмондо из фильма «Профессионал» или Леона-профессионала, полюбившего Матильду. Частично, разумеется, эти образы интересны и мне, но там акцент на зрелищности (приятно, что, иногда, там есть и то, что мне действительно нравится). И, зачастую, те самые многие упрощают определение профессионала до наивно-детского представления, что это такой человек, который лучше всех знает своё дело, этакий «неуязвимый» знаток всего в своей области. И позволяют этому знатоку то, чего не позволяют другим. Желая однажды оказаться на его месте. Мол, я профессионал, мне всё можно. А вы, низшие, смиритесь с тем, что у вас другой уровень (немного утрирую в целях иллюстрации).

Не стану углубляться в очевидный и уже довольно «затасканный» момент с потребностью толпы к поклонению героям, даже если эти герои – фальшивые и искусно подсунуты для извлечения выгоды. Эксплуатация переноса религиозных потребностей человечества.

Мне хочется обратить внимание на перекос с адекватностью. В моём понимании, профессионал – другое, чем мнится многим (приятно, что не всем). Мой профессионал – человек высокой самодисциплины и собственного достоинства, который знает, понимает своё место (свою роль) без ложной скромности и, в то же время, без уродливой рисовки на публику.

Упрощённый пример: новые посетители в ресторане, которые явно не завсегдатаи не только там, но и вообще, похоже, в ресторане второй раз в жизни. Их обслуживает опытный, очень знающий официант (все вина и меню, все лучшие манеры, и т.п.), в трактовке толпы – профессионал. Если представить себе кинофильм с таким сюжетом, то сразу напрашивается какая-то гадость в угоду толпе: официант корчит мины, за глаза осуждает этих «простофиль», а то и пристраивает какую-то злобную шутку. Как минимум, корчит мины. Без этого никак.

Что будет делать мой профессионал. Он будет учтив, скромен, в меру добр, внимателен, дружелюбен. Он построит своё поведение так, чтобы  люди почувствовали себя комфортно. Он будет понимать, что в данный момент он не просто человек, у которого намного больше знаний в области ресторанного дела, но что у него нет права на выражение своего отношения к их неопытности и вообще к ненужным кривляньям-эмоциональности-чему угодно, что мешает делу, его задача – обслуживание на высочайшем уровне, и эту роль он играет всерьёз, принципиально, профессионально. Это даже и не совсем роль, а где-то миссия. Ему и в голову не придёт внутренне смеяться над людьми, осуждая их в своих минах или, чего ещё, за глаза. Так поступит лишь моральный урод. Мой профессионал – человек с достоинством, взрослая, зрелая личность, а не просто знаток своего дела до самых вершин мастерства. Вот это и есть адекватность. Соответствие ситуации, соблюдение уважения, а не демонстрация себя, настоящий профессионализм – желание сделать так, чтобы клиент ушёл действительно довольным, а не просто впечатлённым. Это разные вещи, согласитесь. И эта тонкая грань не всем понятна. Если посмотреть на то, что происходит вокруг.
 
А ещё это, своего рода, статический (узкий) и динамический (многоплановый) подходы. Разница похожа на подготовку к экзаменам: одни(большинство) формулу зубрят, другие (меньшинство) вникают в её принцип и суть. Один знает как будто всё, но при этом забывает, что он человек. Второй тоже знает всё, но это не мешает ему оставаться человеком, действуя по ситуации,  по смыслу, а не по установившимся правилам ресторанного тона (ах, они ничего не понимают, не смогут оценить, какой же я крутой официант). Один считает, что всё дело в том, чтобы знать всё. Другой – чтобы, наряду с высоким уровнем знаний, понимать ситуацию и действовать адекватно. Первый – знаток и сноб. Второй – знаток и профессионал в единственно правильном значении этого слова.

Разумеется, тут не обошлось без всяких логических казусов. Да и чёрт с ними, распутаем!

Профессиональный подход – это внимательно, с умом, с достоинством, не теряя человеческого лица, но при этом помня о своей задаче в приоритете. Это, своего рода, высший артистизм, искусство, когда профессионал верен принципам больше, чем страстям и соблазнам.

Особенно это важно в командной работе. Очень часто люди незрелые принимают что угодно на свой счёт, примеров не перечесть. Путают дело со своим менталитетом, эмоциями. Не способны подняться выше. Не желают проявлять дисциплину. Не хотят держать себя в руках, воспринимать ситуацию трезво, относительно того, что должно быть достигнуто, а не относительно своих собственных амбиций, убеждений, взглядов, домыслов, чего угодно ещё, что к делу прямого отношения не имеет. Совершенно не разделяют личное и профессиональное. И при всём при этом – как раз профессионалами себя и мнят. Удивительно. Незрелый характер влияет тут просто катастрофически. Приводит к множеству мелких инцидентов и крупных трагедий, вплоть до экологических катастроф. Как жаль, что лишь очень малое число нанимателей проводит какие-либо тесты характера, чтобы хоть как-то уменьшить влияние человеческого фактора на общее дело.

Побольше бы профессионалов, поменьше снобов и незрелых характеров в нашей жизни!

Увы, есть такой ещё нюанс: чтобы оставаться человеком в разных ситуациях, нужно, для начала, вообще человеком быть.


Рецензии
Хорошая статья, прочитала с интересом.
Автор подробно раскрыл различия между "истинным" и "ложным" профессионалом), указав на необходимость быть человеком. Думаю, нужно раскрыть в отдельной статье тему "что такое человек")

"Мой профессионал – человек высокой самодисциплины и собственного достоинства, который знает, понимает своё место (свою роль) без ложной скромности и, в то же время, без уродливой рисовки на публику."
---
Мой профессионал в первую очередь тот, кто любит своё дело и вкладывает в неё душу. Тогда он естественным образом будет "болеть" за дело, а не за себя и мнение других о себе и сможет жертвовать своими личными интересами ради общего блага. Согласна, для этого нужно знать свои собственные потребности, и ещё знать, что ты хочешь.

Ирина Франц   30.04.2021 21:03     Заявить о нарушении
Спасибо. Помню, хотел пере-ваять, как и многое тут у себя. Приятно, что Вы там сумели разглядеть для себя интерес. Мне помнится, последнее об этом тексте, что слишком категоричен и слишком внутренним языком, нераскрыт, и немало сумбура, и слабовато в общем и целом. А Вы берёте и хвалите) Балуете, однако!)

Феронин   17.05.2021 05:42   Заявить о нарушении
нет, всё объективно) алмазы тоже не блестят в рудниках, но не теряют от этого своей ценности.

Ирина Франц   18.05.2021 18:56   Заявить о нарушении