Эриксон Эрик и самотождественность в игре

Эриксон Эрик (1902-1994) и самотождественность в игре.
Основоположник эго-психологии определил младший школьный возраст наиболее благоприятным для логического мышления и самодисциплины, а также возраст децентрации чувств и взаимодействии со сверстниками в соответствии с правилами (возраст трудолюбия и расширения круга общения). Если раньше для ребенка игра - есть работа, то в младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что играть человек должен редко, а работать большую часть времени. Эриксон Эрик определил: "возраст игры" (с 4 лет до поступления в школу) проходит в младших классах наступает "возраст трудолюбия" - "Я - это то , чему я научился", то  есть всё зависит от школьной успеваемости и его трудолюбия,  а если школьник не успешен то он неполноценен и некомпетентен.  В ограниченном определении успеха  Э.Эриксон усматривал возможные негативные последствия. Он считает, что школа становится для ребенка "культурой в себе" с особыми целями, достижениями и разочарованиями. Ребенок в этот период "мятущееся существо" который постоянно меняет собственное представление о себе и ему постоянно нужна опора-учитель,но  без шлепков и битья. Ребенок осознает себя, считает Э.Эриксон, лишь при психологической взаимности и "социальном доверии"и он самоисцеляется в игровой деятельности, это царский путь к детскому Эго. Э.Эриксон утверждает игра становится "профессиональной" когда каждая минута на счету, когда она производит товар (денежный интерес)-  это распад детской игры. Он умиляется игрой детей североамериканских  индейцев (Сиу) которые в игре продвигаются в вперед к новым ступеням мастерства и овладения миром и собой. Эриксон считает, что детская игра есть инфантильная форма человека осваивать опыт, овладевать действительностью через игровой эксперимент и планирование.

Эриксон, Эрик Хомбургер
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эрик Хомбургер Эриксон   ( англ.  Erik Homburger Erikson ;   15 июня   1902, Франкфурт-на-Майне —   12 мая   1994, Харвич,   Массачусетс) был психологом в сфере   психологии развития   и   психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий   психосоциального развития, а также как автор термина   кризис идентичности .

Биография

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения   [1], с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель   [2]. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ   и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге [3].

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории   Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т.наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В   1950 году   он стал жертвой «охоты на ведьм» ( маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в   Массачусетсе   и ещё десять лет в   Гарварде.

 
Эрик Эриксон
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/erik_erikson

Эриксон, Эрик Хомбергер (Erikson, Erik Homburger) (1902–1994), американский психолог, представитель   эго-психологии.

Родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 учился в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 переехал в Соединенные Штаты, где работал в Бостоне и в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.

Эрик Эриксон

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/erik_erikson

Эриксон, Эрик Хомбергер (Erikson, Erik Homburger) (1902–1994), американский психолог, представитель  эго-психологии.

Родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 учился в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 переехал в Соединенные Штаты, где работал в Бостоне и в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.

Теория развития личности Эрика Эриксона

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1.        Социум для ребенка не антагонистичен.
2.        Личность развивается от рождения до смерти.
3.        Личность развивается через последовательные этапы жизни.
4.        Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
5.        В развитии человека восемь стадий.
6.        Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
7.        Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
8.        В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие для скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности.

 


Рецензии