Мелани Кляйн и психоаналитическая игровая техника

Мелани Кляйн (1882-1960) и психоаналитическая игровая техника.
Искусствовед и психоаналитик М.Кляйн в игре разрешала ребенку выражать его эмоции и фантазии так, как они возникают без воспитательного и морального влияния и даже сообщала ему, что происходит в его бессознательной фантазии (кратко и ясно в выражениях самого ребенка). Мелани считала, что не подавлять детские агрессивные фантазии во время его игры с игрушками и ждать появления чувства вины за агрессию, а это и изменяет его отношение к враждебному для него, конкретному лицу. Кляйн рассматривала свободную игру детей как интерпретацию бессознательного ребенка без вмешательств, которые в то время пропагандировала Анна Фрейд. М.Кляйн обнаружила, что интерпретация модифицирует тревогу детей, затрагивает негативизм ребенка, потому что в объяснении фантазий ребенка располагается точка максимальной тревоги происходит сдвиг в позитивном направлении. Другие аналитики того времени были напуганы откровенными и глубокими интерпретациями  М.Кляйн и это не одобряли. Значимость природы игры путем исторжения внутренних конфликтов, ребенком лучше переносится. Через исторжение и отчаяние к избавлению и радости! Д.Б. Эльконин в своей работе: "Теории и проблемы исследования детской игры", замечает: "М.Кляйн считает, что игра и игровая терапия замещает технику свободных ассоциаций, на которой базируется психоанализ взрослого. В системе М.Кляйн каждое действие ребенка в "игровой ситуации" имеет глубоко символическое значение. Задача игровой терапии заключалась в том, чтобы сделать такие бессознательные тенденции сознательными. ...Детская игра облегчает чувство вины" (47). Эльконин замечает, что задача игры сначала выявить скрытые тревоги и вину ребенка, а потом облегчить их. Кляйн считала:
1 человеческий разум с самого начала мыслит в терминах объектов вместо с их отношением друг к другу и к субъекту.
2. ребенок хочет освободиться от несчастий в своем внутренним мире и делает это путем экстериоризации во внешний мир наихудших ситуаций преследования;
3. часть естественного развития ребёнка заключается в поиске новых объектов как заместителей для предыдущих, и игрушки и товарищи по играм - одна из форм осуществления символизации такого рода;
4. ребенок обращается к новым объектам из-за конфликтов с ранними объектами, так что передышка достигается, когда найден  новый объект (символ).
Эти процессы бессознательны и представляют борьбу психики ребенка с трудностями. которые ставят перед нею её импульсы и объекты. Игра, с точки зрения Кляйн, для ребенка серьезное занятие, а не всего лишь банальное развлечение или только упражнение в овладении материальным окружением ( Р.Хиншелвуд . Словарь Кляйнианского психоанализа. "Когито-центр" М. 2007. с 303-304).
 А. Ф. Усков в предисловии к книге "Мелани Кляйн. Зависть и благодарность.Исследование бессознательных источников" пишет: "Наиболее важным достижением Кляйн в практике детского анализа было создание игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить, как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и предается вербальным свободным ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика. Поэтому вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта. Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната. Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем особый акцепт делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка. В отличие от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала, что у маленького ребенка также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно анализу негативного переноса. Она также уделяла большое внимание анализу взаимоотношений ребенка с архаическими, частичными объектами его внутреннего мира, например расщепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом".


Кляйн, Мелани
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мелани Кляйн   ( нем.  Melanie Klein; урожд.   Райцес ;   30 марта   1882,   Вена —   22 сентября   1960,   Лондон) — влиятельный   британский   психоаналитик   австрийского происхождения, стоявшая у истоков   детского психоанализа,   игровой психоаналитической терапии   и   теории объектных отношений.

Биография

Мелани Кляйн родилась   30 марта   1882 года   в   еврейской   семье, где было уже трое детей. Её отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.

В детские годы особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони. Однако Сидони умерла в возрасте 9 лет и маленькая Мелани тяжело переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, когда Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, умер её отец, а спустя несколько лет после отца скончалась мать. Тяжелые утраты детских лет вызвали у Мелани   глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших ее людей, с годами закрепилась в ее мироощущении и характере. Вообще характером Мелани Кляйн всю жизнь отличалась резким и неуживчивым, что невольно сужало круг ее последователей.

В   1903 году   вышла замуж за   инженера   Артура Кляйна. Несколько лет изучала в Венском университете   искусство   и   историю, однако образование осталось незавершенным. Вместе с мужем покинула   Вену   и проживала с ним в   Словакии   и Силезии. В браке родилось трое детей, однако семейная жизнь сложилась неудачно. Тяжелый характер Мелани Кляйн помешал ей стать хорошей матерью. Любви взаимопонимания в отношениях с детьми у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала отношения с матерью и даже на похороны М. Кляйн не явилась.

«Долгие годы она не общалась с матерью. Когда Мелани в сентябре 1960 г. умерла, Мелитта, которая тоже была в Лондоне, не присутствовала на похоронах… В этот самый день Мелитта, оставаясь до конца непреклонной, читала в Лондоне лекцию в ярко-красных сапогах» [1].

Старший сын М. Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению Мелитты, он покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью [2].

С   1910   по   1919 годы   М. Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В   1914 году, находясь в депрессивном состоянии, связанном с о смертью матери и рождением третьего ребёнка, М. Кляйн обратилась за помощью к психоаналитику   Шандору Ференци. Пройдя у него психоаналитический курс, М. Кляйн проявляет интерес к   психоанализу   как таковому.

В   1917 году   М. Кляйн начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.

В   1918 году   участвовала в работе 5—го Международного психоаналитического конгресса, где познакомилась с   З. Фрейдом.

В   1919 году   выступила с докладом « Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка», основанном на наблюдениях за одним из собственных детей. В этом же году становится членом Венского психоаналитического общества.

В   1921 году, по приглашению   Карла Абрахама, поступила на работу в Берлинский институт психоанализа, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В   1922 году   разошлась с мужем. С   1924   по   1925 годы   проходила личный анализ у   Карла Абрахама, который был прерван в связи со смертью последнего.

В   1925 году, во время поездки в   Лондон, М. Кляйн знакомится с президентом Британского психоаналитического общества   Эрнестом Джонсом, который приглашает её осуществлять свою дальнейшую научную и терапевтическую деятельность в   Англии.

В   1926 году   М. Кляйн окончательно переезжает в Лондон, где продолжает активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Идеи М. Кляйн были критически восприняты   Анной Фрейд. В результате длительных дискуссий между сторонниками М. Кляйн и А. Фрейд произошел раскол в Британском психоаналитическом обществе и образовались три группы психоаналитиков — кляйнинская, фрейдовская и независимая [3].

В 30-е годы идеи Кляйн нашли поддержку у некоторых психоаналитически ориентированных врачей. Некоторые из них, Дональд Винникотт   и Дж. Болби, прошли у неё анализ.

После   Второй мировой войны   М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского психоаналитического общества.

22 сентября   1960 года   после перенесенной операции Мелани Кляйн умерла от   эмболии   лёгочной артерии.

Научная деятельность

Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов ( зависть,   жадность,   ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она придавала большое значение   переносам   и контрпереносам, а также раскрыла основополагающее значение   расщепления   детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: « хороший» ( англ.  good ) и «плохой». [4]   .

Одна из наиболее важных идей Клейн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом, Клейн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Клейн заметила, что ребенок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребенок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое. Полагала, что   суперэго   присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию   (связанную с   деструктивными импульсами) и   депрессивную позицию   (контроль   либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.

Вела оживлённую полемику с   Анной Фрейд   по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений   агрессии   в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная   неофрейдистская школа   (помимо лакановской), принимающая существование   влечения к смерти.

Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд,   Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сегал,   Дональд Мельцер,   Рождер Мани-Керл.


Рецензии