К теме 1. Философия как мировоззрение и наука

       Мировоззрение, его основные типы
  Мировоззрение - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и убеждений, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве  ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека
 Мифология как мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире.
Миф (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы. Возможны современные мифы о вождях, о коммунизме, о демократии, монетаризме, о возможностях рыночной системы и др.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. У современных фанатов проявляется в обладании вещами своих кумиров.
 
Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций и обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение.
Обычаи стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
Традиции (от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни

Религия как мировоззрение – мировоззрение основанное на вере человека в существование бога или богов, а также соответствующее (культовое) поведение
Теизм - (от греч. theos — бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.
Пантеизм (от пан... и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И. Г. Гердер, И. В. Гете  и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

Деизм - (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв
Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).
Буддизм  одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна.
Христианство - одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества
 Ислам - (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.
Философское мировоззрение – ядро мировоззрения, основанного на обобщенном духовном и научном представлении о мире, обладает логической доказательностью.

              Философия, ее основной вопрос и направления
Философия – (любовь к мудрости), система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и  систему ценностей, «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях.
Онтологическая сторона основного вопроса философии  – вопрос о первичности материи или сознания
Гносеологическая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира
Материализм – направление философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Идеализм  - направление в философии, утверждающее, что сознание, мышление - первично,  а материя - природа -  вторична, производна
Дуализм - направление, берущее за субстанциональную основу два равноправных начала – материальное и идеальное
Субъективный идеализма - признает за первоначало сознание отдельного человека
Гносеологический оптимизм – представители этого направления убеждены в возможности познания
Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

    Основные формы материализма
Монизм – философское учение, признающее за основу всего существующего одно начало.
Деизм – специфическая форма непоследовательного  материализма,  признающая бога, но ограничивающая его функции до творения материи и первотолчка ее первоначального движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов, Вольтер).
Наивный материализм –  представления о мире, природе и материи, разработанные древними атомистами (Фалес, Левкипп, Демокрит, Эпикур)
Механистический материализм – учение в основе которого лежит изучение природы, многообразие свойств которой сводятся к механической форме движения материи (Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвеций)
Диалектический материализм -  учение, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (Маркс, Энгельс). 
Вульгарный материализм – упрощенная трактовка материализма, отвергающая диалектику, сведение идеального к материальному, отождествление сознания с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).   
 
Основные формы идеализма         
Объективный идеализм –  форма идеализма, признающее духовное первоначало вне и независимо не только от материи, но и  от сознания человека (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель).   
 Субъективный идеализм – форма идеализма, для которой неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне  и независимо от нашего сознания (Беркли, Юм, Мах).
Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждающая, что реально существую только «Я» и мои ощущения.   
Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания, признающее основным видом познания инстинкт, веру, откровение.
Волюнтаризм – философская позиция, согласно которой  «Свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активным действующим существом».(Августин, Дунс Скот, Шопенгауэр);
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания (Гоббс, Дж. Локк, Гельвеций,  Дидро,  Гольбах,  Беркли, Юм);
Панлогизм – направление  идеалистического рационализма, согласно которому  действительность - есть воплощение и самосознание мирового разума, который может быть постигнут посредством законов логики (Гегель);
Интуитивизм - течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. ( Бергсон, Лосский).

Основные функции  философии
 Мировоззренческая функция  - функция философии, предполагает разработку системы взглядов на мир, дает единое понимание происходящих явлений и определяет место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с ним
Методологическая функция - функция философии, раскрывающая, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях
Гуманистическая функция - функция философии в плане формирования позитивных ценностных установок и идеалы, определяющих смысл и цель жизни человека
Критическая функция – функция философии подвергать все сомнению по отношению к существующему знанию и системе ценностей.
 Аксиологическая функция  - функция философии в том чтобы оценивать объект с точки зрения социальных, нравственных, эстетических, идеологических  и других ценностей.
 Прогностическая функция – функция философии, связанная с формированием новых взглядов, идей и систем теоретического осмысления будущего.
Метод в философии — способ построения и обоснования системы философского знания
Диалектика - [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Метафизика, (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии.
Релятивизм, (от лат. relativus — относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.
Рационализм, (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.
Диалектический материализм, философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Герменевтика, от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Феноменология, исходный пункт феноменологии как философского учения —интенциональная жизнь сознания (Гуссерль), бытие личности (Шелер) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии. Феноменологический метод является принципиально дескриптивным, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не поддаются описанию. Основная идея феноменологии — неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры.
Структурализм, направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма — культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией)
Аналитическая философия - направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.
Экзистенциализм - (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире
Постмодернизм - совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Новации постмодернизма отмечены сильным влиянием философии структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследие М. М. Бахтина и др.);

                Основные разделы философии
История философии – наука о становлении, развитии и критическом анализе философских учений, их основных этапов, направлений и школ.
Онтология – учение о сущем, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знаний к реальности, предпосылки и логика познания.
Методология – раздел философии, учение о философских методах: диалектике и ее альтернативах
Философская антропология – раздел философии о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.
Социальная философия – раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей (общественных идеалов), генезиса и развития  (социальной истории).
 Аксиология -  раздел философии о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социально-культурными факторами и структурой личности.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, ее природа, внутренняя структура и место в системе общественных отношений.
Эстетика – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Культурология - гуманитарное исследование явлений и законов культуры. От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).

Исторические типы философии.
Философия Древнего мира – философия как система сформировалась под влиянием мифологии и зарождающихся естественных наук
Философия средневековья – философия развивалась в тесной взаимосвязи с религией, господствующей в тот исторический период.
Философия эпохи Возрождения – философия развивалась под сильным влиянием искусства и идей гуманизма.
Философия Нового времени – философия 17 в. ориентировалась на научное экспериментально-математическое естествознание.
Философия Просвещения – философия 18 в., критиковавшая религию и теологию, видевшая своей целью изменение нравов посредством науки и искусства.
Философия XIX века – философия, основными учениями которой были: философия Канта, философия духа Гегеля, позитивизм Конта, диалектический материализм Маркса и Энгельса, всеединство и экуменизм Вл. Соловьева.
Философия ХХ века – философия, сочетающая экзистенциализм, марксизм, неотомизм, постпозитивизм, герменевтику, постмодернизм и другие учения.

    


Рецензии
И как автор намерен со всем этим богатством обходиться? Вырубить в граните :-)

Между тем, видны огрехи. Не придираюсь к определению Йоги - это долгий разговор.
Но вот "Экологические проблемы", как возможно в данное определение втиснуть слово "предотвращение"? Мой скромный ум простого индейца разделяет здесь: проблемы (собственно проблемы) и предотвращение проблем.

Мир и Свет! Методист Рейтинг-йоги

Леонид Платонов   20.03.2014 09:22     Заявить о нарушении