Дом, в котором я жил

               
   Недавно в интернете, в программе «Прогулки по Подолу», я обнаружил эту фотографию. Это дом, в котором я родился и  жил около 30 лет. Дом, из которого ушел на фронт мой отец и не вернулся. Дом, в который не вернулись все без исключения ущедшие на войну мужчины. Не вернулся и 17- летний сын нашей соседки, который после 10 класса ушел на войну  добровольцем и лишь через много лет пионеры-следопыты нашли его могилу и сообщили его старым родителям. Из этого дома мы уехали в эвакуацию и вернулись только в 45 году в пустую и разграбленную квартиру.
   Наша однокомнатная квартира имела третье и четвертое окна  слева на втором этаже.  Справа две квартиры имели общий балкон. В одной их этих квартир проживала молодая женщина Инна, которая, будучи беременной, погибла в марте 61, во время Куреневской трагедии. В другой – жила женщина, которая поздно вышла замуж. Муж ее был представительный и каждое утро уходил на работу с большим профессорским портфелем.Но однажды он с работы не вернулся – его задержала милиция как вора-«домушника».
   На первом этаже слева размещалось тогда наше домоуправление, а справа  раньше была пекарня, в которой работал наш сосед-армянин дядя Ардаш. А там, где на фотографии  стоят две будки с телефонными автоматами, стояла будочка дяди Миши – безногого сапожника, который был инвалидом войны и передвигался на специальной дощечке с подшипниками. Но однажды по приказу вождя всех безногих инвалидов в одну ночь вывезли доживать на остров Валаам и не портить своим видом и скрипом красоту Москвы,Ленинграда,Киева и подобных городов.
   Рядом с домом видна небольшая, но старинная Воздвиженская церковь(в ее честь и названа была наша улица), долгое время функционировавшая как склад. Над церквушкой – невысокая гора. На ней во время войны стояли зенитки – сначала наши, а потом немецкие. Поэтому крыша нашего дома была изрешечена осколками и во время дождя жильцы вынуждены были подставлять на чердаке тазы и ведра.
   Недалеко от дома находился большой, шумный и грязный Житний базар. Поэтому возле нашего дома по воскресеньям, прямо с раннего утра шла бойкая торговля животными(начиная от коров и лошадей и кончая птицей и кроликами) и кормами. На этот базар обычно приезжали  люди из окрестных сел. А между покупателями и продавцами бойко шныряли мелкие воришки и продающие воду мальчишки.
   По обе стороны площади, на которую выходил наш дом, размещались различные мелкие лавки и мастерские – пункты приема утильсырья, кузница, в которой подковывали лошадей. Потом все это снесли. С одной стороны построили 4-х этажный дом бытового обслуживания, а с другой – кафе, конечно, больше смахивающее на обычную «забегаловку».А на самой площади, в центре ее, многие годы размещалась бензоколонка с подземным бензохранилищем. Недалеко от нашей улицы находилась фабрика, выпускавшая дрожжи. Свои сточные воды она выпускала в общую канализацию и поэтому в районе нашего дома постоянно стоял неприятный запах. Еще школьником я писал жалобы на это в различные инстанции - пока фабрика не перестала нас травить.
   На этой фотографии запечатлен мой дом в те годы, когда я там жил. Позже жильцов расселили, сделали ремонт и в этом доме поселилась какая-то вневедомственная охрана.
   Произведение номинировано на литературную премию "Писатель года 2013"


Рецензии
...я помню, как с улиц исчезли безногие инвалиды войны 1941-1945, ездившие на
деревянных дощечках с колёсиками и просившие милостыню...

Вы навели меня на мысль написать о моем доме в Харькове, который я сфотографировала в 1998 году...

Хотелось бы познакомиться с Вашими впечатлениями по приезде в Вэнкувер...

Жарикова Эмма Семёновна   03.12.2015 02:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.