Star Trek Into Darkness. Engage!

              Слава торрентам, я, наконец, добрался до фильма «Star Trek Into Darkness», да не осквернится обзор сий российским вариантом названия. И, по-моему, он ничуть не хуже предшественника, а во многом даже превосходит его. Спецэффекты стали эпичнее, а концентрация раздражающих бликов в кадре значительно уменьшилась. Но обо всём по порядку.

              Сюжет стартует на планете Нибиру, где экипаж «Энтерпрайза» занимается спасением измазанных глиной аборигенов от преждевременной гибели по вине извергающегося вулкана. Стоит ли их спасать, спорный вопрос. Сумев изобрести письменность, эти ребята живут скопом в единственном вигваме у подножия огромного вулкана. А, когда у этих первоочерёдных кандидатов на премию Дарвина похищают священный свиток, они всей толпой бросаются вслед за Кирком. А ведь логичнее было бы отправить в погоню, скажем, племенных воинов. Очевидно, что, даже, если они не вымрут сейчас, естественный отбор не оставит этим идиотам шансов.

              Всё идет не так, и капитану Кирку приходится поступать в соответствии с характеристикой своего персонажа – нарушать правила. А старпом Спок тоже в соответствии с характеристикой уже своего персонажа яростно ратует за их исполнение, впадая при этом в полный маразм. Ну разве жизнь опытного офицера Звёздного флота стоит того, чтобы просто показать звездолёт кучке приговорённых эволюцией идиотов? Вот если бы Кирку приходилось выбирать между гибелью лучшего друга и геноцидом целого вида – тогда да, намерение вулканца пожертвовать собой было бы вполне обоснованным. Тем более что мирные земляне в фильме гибнут тысячами. То есть, на подобную жёсткость новый «Звёздный путь» вполне способен. И да, этот обзор на 95% состоит из спойлеров.

              Всё обходится, но начальство для острастки вставляет нашим раздолбаям фотонный пистон, переводя Спока с «Энтерпрайза» и понижая Кирка до старпома. Повествование отвлекается на какого-то левого чувака, у которого дочь страдает от неизлечимой болезни. При помощи своей чудодействующей крови будущий антагонист фильма исцеляет девочку. Взамен её отец становится шахидом, устраивая, наверное, самый тупой террористический акт из когда-либо показанных в кино, включая взрыв атомного конверта в «Голом пистолете 3». Придя на работу, отец опускает в стакан с водой полученный от злодея перстень, и тут же случается небольшая Хиросима. Схожего поворота можно было ждать от строчащего фанфики девятиклассника, но никак не от профессиональных сценаристов. Но нельзя не признать, что в этом драматичном подсюжете создатели фильма сумели мастерски выдержать грань между «соплями» и отсутствием сопереживания.

              Тем временем Кирк просыпается в постели с двумя хвостатыми инопланетянками, которые здесь видимо для того, чтобы не нарушать формулу оригинала, где бедному капитану досталась всего одна зелёная алиенша. Интересно, его земные женщины вообще заводят? Натянув трусы и форму, Кирк отправляется на совет адмиралов, созванный по случаю терракта, о котором говорилось выше. Сопоставив факты, он понимает, что следующий удар будет нанесён прямо по совещающимся адмиралам. Вовремя, ведь в следующую секунду их начинают расстреливать из лазерного пулемёта. Кирк заходит боевому челноку во фланг и сбивает его при помощи пожарного шланга, наверное, пытаясь переплюнуть Джона МакКлейна, которому нужен был целый автомобиль, чтобы расправиться с вертолётом. Что ж, с нетерпением жду, когда Стэтхем взорвёт истребитель шариковой ручкой.

              В ходе перестрелки гибнет адмирал Пайк – тот самый, который в первом фильме наставил Кирка на путь истинный, завербовав в ряды Звёздного флота. К счастью, в продолжении ему предоставили достаточно экранного времени, чтобы его смерть вызвала у зрителя сочувствие, а саму сцену гибели сняли так же хорошо, как и историю об умирающей девочке – драматично, но, не переступая грань, за которой хочется орать «Сопли!». И хотя челнок убийцы, сбитый невероятной крутизной Кирка, превращён в груду обломков, сам дерзкий террорист успевает телепортироваться аж в родной мир клингонов Ко'нос, название которого в дубляже постоянно произносят, как имя отца Зевса.

Некий адмирал Маркус посылает «Энтерпрайз», чтобы издалека разделаться со злодеем при помощи продвинутых дальнобойных торпед, как это заведено у американцев. Но варп-ядро «Энтерпрайза» ломается до того, как корабль выходит на дистанцию пуска, и Кирк решает разобраться с террористом по-старинке. На мини-корабле, которого в ангаре «Энтерпрайза» отродясь не было, и который втиснули туда именно ради данной сцены, Кирк летит к покинутой провинции, где скрывается злодей. И, наверное, этот мини-корабль обладает ещё и технологией маскировки, иначе как объяснить то, как они преспокойно долетают до поверхности, по логике, самой охраняемой планеты самой милитаристской расы в нашем квадранте Галактики?! Сгорая со стыда, клингоны таки посылают на перехват свои «боевые птицы», которые принуждают нарушителей к посадке.

              Клингоны в фильме больше всплывает в разговорах о политике, чем действуют вживую. И, к сожалению, их раскрытие осталось на уровне сериала шестидесятых. Они - плохиши. Загнав героев в ловушку, клингоны предлагают ультиматум, в котором говорят, что собираются пытать и казнить их. Подобной прямоты не знало, наверное, даже раннее Средневековье. На фоне множества улучшений, заметных в новых фильмах серии, подобные ляпы выглядят особенно нелепо. Мне очень хотелось бы увидеть раскрытие причины, по которой культура клингонов настолько ожесточилась, а не просто наблюдать очередную расу злых пришельцев, которые злые, потому что злые.

              Но забудем на время о моих наивных мечтах, что в Голливуде когда-нибудь снимут фильм, на 100% лишённый тупизны. Мимо прогуливавшийся террорист затевает драку с клингонами и демонстрирует свою невероятную крутость, взрывая «боевые птицы» ручной ракетницей и в одиночку вынося их экипажи. В благодарность за спасение Кирк избивает террориста, вымещая злобу за убийство наставника, а затем доставляет на «Энтерпрайз» и сажает в камеру, ведь после «Тёмного рыцаря» пленение антагониста посередине сюжета стало стандартом.

              Немного пообщавшись, герои узнают от него много нового, в том числе и его имя: ХААААААН!!! Да, это тот самый генетически улучшенный сверхчеловек из морозильника Хан Синтх, который весьма успешно злодействовал в «Звёздном пути II: Гневе себя любимого». Вот только из-за уничтожения Вулкана в предыдущем фильме он перестал быть манерным длинноволосым блондином. Я не до конца понимаю, где здесь связь, но мне новый образ даже больше по душе. У Хана, сыгранного Бенедиктом Камбербэтчем, каменное лицо, нет эмоций, и он говорит с обычными людьми, словно с непроходимыми дебилами. Сразу видно, что он лучше всех, и не скрывает этого.

              Тем, кто видел «Гнев Хана» непременно доставит момент, где Спок из старой вселенной сообщает другому себе, что прошлый раз победа над Ханом далась тяжёлой ценой, подразумевая под этим собственную гибель. Сценаристы просто гениально развили тему временного парадокса, и это делает камео Леонарда Нимоя одной из самых запоминающихся сцен фильма. Даже не верится, что это придумали люди, у которых перстень, брошенный в стакан, взрывает полгорода.

              После второй сцены, показывающей, что кровь Хана обладает целительными свойствами, на «Чёрном Властелине» (просто взгляните на иллюстрацию и сами всё поймёте…) из варпа вываливается адмирал Маркус, который внезапно оказывается плохим. Его план состоит в том, чтобы… Но кому есть до этого дело? Ведь у злодейских планов одно общее свойство – они никогда не срабатывают. В двух словах: Маркус собирается избавиться от свидетелей, взорвав к чертям «Энтерпрайз».

              Но злодейские планы никогда не срабатывают, поэтому проникший на борт Скотти на время отключает всё вооружение. Кирк освобождает Хана, и, надев скафандры, они вместе летят к «Черному Властелину» сквозь космос. И, если сначала сцена отдалённо напоминает эпизод из Dead Space 2, то, когда Кирк начинает уклоняться от космического мусора, нельзя не улыбнуться от очевидности заимствования. Попав на борт «Чёрного Властелина», герои обезвреживают весь его экипаж. Кирк, по старой традиции, оглушает Хана. Но тот слишком быстро приходит в себя, голыми руками оглушает своих оглушителей, а затем убивает адмирала Маркуса, сдавливая его голову до тех пор, пока у того не лопается череп. И разрази меня гром, если это не лучшая месть в истории кино!

              Команда «Энтерпрайза» выменивает подручных Хана, которые «прохлаждались» внутри тех самых продвинутых торпед от адмирала Маркуса, на своих товарищей. Один из самых запоминающихся моментов фильма наступает, когда Спок договаривается об обмене с Ханом. Диалог бесчувственного сверхчеловека и подавляющего эмоции получеловека – феерия каменных лиц и твёрдых голосов. И здесь каждый, кто смотрел «Гнев Хана», ожидает великолепного космического сражения, как в старом фильме, но современная картина решает сыграть со зрительскими ожиданиями.

              Кирк подрывает торпеды, из которых подручных Хана предварительно вынули, прямо на борту «Черного Властелина», и, после таких надругательств над конструкцией, оба корабля сходят с орбиты и начинают падать на Землю. Капитан жертвует собой, отправившись в наполненное радиоактивными частицами помещение реактора, чтобы вручную его починить. Перед смертью он в долгой драматичной сцене прощается со Споком. Но кому есть до этого дело, если даже самый невнимательный зритель сразу вспомнит подсюжет и сцену, которые были посвящены раскрытию чудодейственных свойств крови Хана. Когда даже Маккой об этом вспоминает, Спок вызывается взять Хана живьём. При этом делается упор на то, что взять злодея надо именно живым, хотя лично я не понимаю, чем кровь свежего трупа хуже.

              По необъяснимому стечению обстоятельств «Чёрный Властелин» падает прямо на Сан-Франциско - столицу Земли и, по совместительству, единственный земной город, показываемый во всей франшизе, ибо воистину тесен мир. Спок преследует злодея, они бьют друг другу морды, Ухура саппортит вулканцу, в итоге Хан повержен. Кирка излечивают, а сверхчеловека отправляют обратно в морозильник. Закадровый голос озвучивает идею фильма, мол, человечество хорошее, потому что не мстит своим врагам. Ага, скажите это Споку из старой вселенной.

              Под вступительный текст из сериала, «Энтерпрайз» отправляется в пятилетнюю исследовательскую миссию. Но уже под командованием нового режиссёра. И, с одной стороны, я волнуюсь, не окажется ли продолжение хуже, но одновременно имею основания надеяться на то, что проклятые блики окончательно исчезнут, а отношения между членами экипажа перестанут быть настолько однобоко выпуклыми.

              К игре Криса Пайна я не имею никаких претензий, но его герой в этой части не развивается, хотя и постоянно мелькает перед камерой. В предыдущем фильме он был весьма симпатичным раздолбаем, здесь же нарушает правила уже по инерции, что не так интересно.

              То ли анимационные колдуны Камерона постарались, то ли с кучей датчиков и перед инфракрасными камерами она действительно лучше играет, но Зои Салдана в роли подружки Спока Ухуры в этом фильме совсем не впечатляет.

              Развернуться комедийному таланту Саймона Пегга (Скотти) не дали сценаристы, поэтому запомнился он больше всего тем, как постарел. Впрочем, какие уж тут шуточки, когда в результате незапланированного сноса небоскрёбов при помощи боевого звездолёта гибнут тысячи людей, а в названии фильма стоят слова «into darkness».

              Пессимистичный и ворчливый Маккой, сыгранный Карлом Урбаном, хоть и выглядел слишком уж однобоко пессимистичным и ворчливым, всё равно остаётся моим любимцем. Потому что я тоже пессимистичный и ворчливый. Как же болит левая кисть. Боже, скоро наберётся четыре страницы, а потом ещё вычитка…

              Споку здесь уделено гораздо больше внимания и даже предоставлена честь завалить главгада. После гибели родной планеты он впал в депрессию, его вулканская половина возобладала, и Спок подавил свои чувства. Его страдания, связанные с потерей дома, отлично переданы. Из-за отказа от эмоций пострадали отношения Спока с Ухурой, и их примирению посвящена небольшая сюжетная линия… Но кому есть до этого дело? На то, что у них роман, намекал единственный поцелуй у транспортера в прошлом фильме. Шекспир обзавидуется.

              У каменнолицего и невероятно крутого Хана есть предыстория, харизма и много ненависти к окружающим – идеальный злодей. И, если внимательно присмотреться, он отнюдь не является таким уж антрацитово-чёрным. Являясь жертвой своего искусственного совершенства и будучи свирепым по природе, Хан большую часть времени даёт сдачи, а не бьёт первым. Сначала его используют, держа в заложниках его братьев, потом вырубают фазером просто ради предосторожности. Кирк срывает на нём злобу, а Хан терпит капитана, словно шкодливого ребёнка. Затем Хана заставляют поверить в гибель собственного экипажа, и неудивительно, что после этого он окончательно серчает. Это не Нерон из предыдущего фильма, которого личная трагедия единожды перевела на тёмную сторону. Хану постоянно подкидывают новые причины поступать плохо, что делает его образ сложнее и интереснее.

              Картина получилась насыщенной, динамичной и ничем не хуже предыдущего фильма. Но и нельзя сказать, что она сильно шагнула вперёд, при том, что и «Звёздный путь» девятого года был далеко не шедевром. Из нововведений хочется отметить, что футуристическую Землю показывали больше, чем когда-либо во франшизе, да и политическая обстановка в Галактике была, хоть немного, но раскрыта. Это был один из немногих фильмов, которые я ждал, хотя и не настолько сильно, чтобы соизволить поднять свою эстетскую задницу со стула и сходить в кино. И когда я, наконец, добрался до продолжения «Звёздного пути», то не был разочарован.

              Fifth fleet out


Рецензии