Интерьер сердечной горницы

Лк.  19:5-6.

Однажды наш Спаситель посетил Капернаум, и "слышно стало, что Он в доме" (Мк. 2:1). Когда же Он родился в Вифлееме, то не было Ему места нигде, кроме бедного загона для домашних животных, да и в дальнейшем Иисус не раз горестно сокрушался о том, что "лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сыну Человеческому негде преклонить голову". Наше сердце предназначено быть такими яслями, больше того, "горницей чистой и устланной", гостеприимным домом, где Он сможет вечерять с нами.
Образно выражаясь, сердце наше — это миниатюрная копия храма, иначе говоря, дома молитвы, в котором совершается служение Богу. В нем есть притвор и алтарная часть.
Ниже речь пойдет об интерьере нашего внутреннего человека — сердечного храма. Интерьер представляет собой внутреннюю часть дома или квартиры, архитектурно и художественно оформленную и обставленную. Проще сказать, это внутренняя домашняя обстановка. Каждое жилище — своеобразная открытая книга, которую можно научиться читать. По обстановке можно в какой-то мере судить и о характере хозяина. Она несет на себе "дактилоскопические отпечатки" его вкусов, интересов и привязанностей. Дом не просто убежище от агрессивных метеорологических факторов. Это целый микромир со светом, теплом и водой. Здесь едят, отдыхают и, конечно, принимают гостей. Сердце с его двумя предсердиями и желудочками – тоже своего рода четырехкомнатный дом. Наш сердечный дом — место, где должна быть приготовлена трапеза для Христа — величайшего Гостя всякой души.

Пожалуй, самый счастливый день в жизни человека — это день рождения свыше, в который Господь почтил Своим посещением наш сердечный дом. У Закхея такое случилось за неделю до Пасхи, когда он услышал:
— Закхей! Сойди скорее! Сегодня Мне надо быть у тебя в доме!
Сложно представить себе, как обрадовался Закхей, узнав об этом. Вряд ли он, считавшийся предателем своего народа мытарь, рассчитывал на такую высокую честь. Он и мечтать не мог о том, что Царь царей и Господь господствующих осчастливит его. Но это произошло. Понятно, что высокая честь несет с собой многие обязательства. Услыхав известие о приезде дорогого, высокопоставленного гостя, мы беспокоимся о чистоте жилища, о праздничной сервировке стола, т. е. создаем все условия для пребывания приятного близкого нам человека. При получении телеграммы или письма, сообщающих о долгожданном визите, сердце бьется учащенно, глаза сияют в предвкушении предстоящей радости.
Господь Иисус, незримо присутствуя на каждом Богослужении, также лаконично, в сжатом телеграфном стиле обращается к каждому:
— Се, стою у двери и стучу (Отк. 3:20). Сегодня мне надо быть у тебя в доме!

Какие же условия необходимо выполнить для того, чтобы Господь поселился в сердце, причем не временно, а постоянно — на положении не квартиранта, а хозяина? Поведение гостя справедливо и метко определяет поговорка: "В первый день гость как золото; во второй — как серебро; в третий — как медь; а на четвертый — домой едь!" В жизни некоторых верующих был такой эпизод, когда они вдохновенно приглашали Христа в свои сердца, но со временем пылкие порывы остыли, и присутствие Христово стало их ограничивать и стеснять. И Он вновь оказался вне дверей сердца. Ясно, что интерьер внутренней горницы должен преобразиться.

В быту немало говорится о цветовом "климате" квартир. Нередко в иной комнате бывает прохладно, вплоть до озноба не от дефекта отопления, температура достаточная, а из-за стен, окрашенных, скажем, в "холодный" голубой цвет.
В молодой семье часто ссорились беспричинно. Давно известно, что красный цвет влияет возбуждающе. Стены в квартире молодоженов, как выяснилось, были окрашены в насыщенно красный цвет. Сердце наше, анатомически представляющее собой 4-х комнатную квартиру, что греха таить, тоже бывает выкрашено в красный цвет гневливости, раздражительности, невоздержанности, что создает неудобную атмосферу для пребывания там Христа, Духа Святого.
Известно, что светлые тона увеличивают комнату, темные — уменьшают, холодные цвета — "остуживают", теплые — "согревают". Конечно, все это образно, метафорически, но ведь в переносном смысле тоже бывает сердце расширенное или суженное — в зависимости от того, чем — любовью или ненавистью окрашена внутренность человеческая. "Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом".
Интерьер наших зданий, в том числе и церковных, щедро снабжается сюжетами и текстами из Священного Писания. Они характеризуют не только эстетику помещения, но и идейность хозяина.
 
В сердцах — тоже не вакуум. Дай Господь, чтобы неотъемлемым атрибутом нашего внутреннего мира стало Слово Божье: "В сердце моем сокрыл я Слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою"  (Пс.  118:11).

Эстетика жилища — не бесцельное украшательство: красота создает хорошее настроение. В последнее время стала модной погоня за коврами. Как хорошо было бы, если бы наше сердце украсить коврами любви, кротости, смирения и долготерпения! Стоит особо сказать о генеральной уборке сердечного храма и о чистоте его. Во дни земной жизни Своей Спаситель воочию столкнулся с фактом вопиющих злоупотреблений в Иерусалимском храме. Предназначенный для молящихся, он потерял свое назначение в результате торговых комбинаций и валютных махинаций, происходивших там. Спекуляция процветала вовсю при пособничестве синедриона и первосвященников наживающихся на продаже голубей, смотрящих на эти нарушения "сквозь пальцы". Ко всему прочему, местные жители стали использовать передний двор язычников как проходной, пронося через него вещи. Вряд ли навьюченные тяжелыми тюками или мешками, они бесшумно, как говорится, "на цыпочках" проходили там. Скорее всего, топот грузных шагов, непрерывное кряхтение, звон падающих монет постоянно омрачали атмосферу благоговения, мешая истинным поклонникам сосредоточиться в молитвах к Богу. С дерзновенной силой Христос встал на защиту поруганной святыни и властно прогнал оскорбителей ее.
В Доме Божьем также должна быть благоговейная тишина. Я имею в виду разговоры, комментарии, реплики, громкие обсуждения Богослужений, поскольку это нарушает атмосферу благоговения. "Если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал. 1:6). Следует помнить о том, что Христос в Гефсиманском саду был услышан за Свое благоговение (Евр. 5:7), и "усердно стараться о том, чтобы жить тихо" (1Фес. 4:11).
Тем более сердце наше не должно превращаться в "проходной двор", через который одна суетная мысль следует за другой.

А теперь — подробнее о содержимом нашего сердечного храма. Апостол Павел выражает свое сокровенное желание: "Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1Тим. 2:8).
"Кто будет обитать на святой горе Твоей? " — спрашивает Псалмопевец. И, вдохновленный свыше отвечает: "Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто".
Духовный прогресс представляет собой переход от чистых рук к чистоте сердца. Нас беспокоит проблема очищения. "Блаженны чистые сердцем, ибо они  Бога узрят" (Мф. 5:8).  К тому же, у нас маловато любви. Почему? Сердце недостаточно чисто, так как искренне любить друг друга можно только от чистого сердца.
Что такое "руки"? Это дела, поступки. Ну, а сердце? То сердце, которое нам предлагается отдать Христу? То сердце, которое мы должны больше всего беречь?
Конечно, Библия не имеет в виду орган, перекачивающий кровь и расположенный в левой части грудной клетки, тем более, что "сердце мудрых" — как бы вопреки анатомии — на "правую" сторону, т. е. на сторону правды и справедливости. Под сердцем Писание понимает, прежде всего, сознание, совесть и разум. Это крепость души, центр умственной деятельности. Ибо "извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства" (Мк. 7:21). Откуда все это, как не от сознания? Апостол Павел, объясняя механизм действия Слова Божьего, подчеркивает, что "оно судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4:12).
Вот почему Апостол Павел рекомендует преобразование и обновление ума нашего (Рим. 12:2), а все другие меры похожи на совет применять при раковой опухоли смазывание вазелином. Можно тщательно мыть руки, соблюдая правила гигиены, кипятить посуду, но если источник, из которого течет вода, загрязнен микробами, все эти усилия будут напрасными. Все исходит из сердца, и поэтому все другие способы усовершенствования, вроде аутогенных тренировок, не будут радикальными. Их можно сравнить с попыткой увеличения роста посредством ежедневного энергичного потягивания себя за уши. "Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни", — рекомендует Соломон (Пр. 4:23).

И тут надо оговориться: в глазах Божиих грехом является не только совершенное действие и поступок, но мотив, желание, мысль. Чтобы не оказаться голословным,  сошлюсь на  послание к Евреям (11:17): "Верою Авраам принес Исаака".
Нас удивляет: как это так принес? Ведь Исаак благополучно своими ногами спустился с горы. Но в глазах взвешивающего сердца Небесного Кардиолога поступок Авраама был оценен как свершившийся подвиг веры.
Волхв Симон, принесший деньги, однако не успевший пустить их в ход, столкнулся с предложением Апостола Петра раскаяться в "помысле сердца", в том, что он помыслил дар Божий получить за взятку.
Сам Господь Иисус в Нагорной проповеди предостерегает: "Кто посмотрит... с вожделением, тот уже согрешает в сердце своем". Формально у него руки чистые, внешне он благополучен, до поступка дело не дошло, но в очах Божьих это уже грех, о котором Он предупреждает:
— Смотри, грех у дверей сердца лежит, но ты господствуй над ним. Берегись, чтобы в сердце твое не вошла беззаконная мысль!

У дверей сердца — это, выражаясь современным психоло¬гическим языком, на уровне подсознания. Глубоко, в подсознании, у каждого из нас скрыты наклонности, привычки, всевозможные грехи, оседающие наподобие накипи и угнетающие сознание.   Туда   проникает   искушение,   пытающееся   достичь сознания. Эти искушения мы носим с собой, подобно микробам, не заболевая. Ошибочно полагая, что искушение — грех, а не преамбула к нему, мы травмируем свое сознание страхом и обвиняем себя за мысль о зле, даже ненавидя его. Это может привести к самоосуждению и унынию, и в конечном итоге к греху по принципу: чего я боялся — то и пришло ко мне. А лукавый коварен: сначала внушает мысль о грехе, а потом шепчет: "Каким грешником надо быть, чтобы допустить такую мысль. Ты, конечно, еще не обращен. Да для тебя и не может быть обращения!" Это похоже на тот случай, как если бы вор, забравшись в ваш дом, вдруг стал бы обвинять вас в грабеже! Нет, дьявол никогда не победит нас, если мы не станем сотрудничать с ним, делом, словом или мыслью поддерживая его усилия. Ведь грех обезглавлен Победителем Голгофы, и с нашей стороны нужно только, "пленяя всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10:5), доверяясь Ему, взирая на Него, стать соучастниками этой победы. Он вдохновляет нас:
— Мужайтесь! Я победил мир, — ободряет нас Христос (Ин. 16:33).

В этом секрет победы, так достигается очищение сердца. Еще один аспект чистоты — профилактика. У каждого из нас есть сокровенный личный мир, личные тайны. Психологи выделяют три сферы наших взаимоотношений с окружающими: то, что о нас известно всем; то, что о нас знают некоторые, узкий круг наших друзей; то, что знает о себе только каждый из нас. И никогда ни за что не поделится ею с другими. Даже в могилу попытается ее унести. "Сокровенный сердца человек..." Личная тайна. "Нет ничего тайного, что не стало бы явным..." В определенный день эти тайны раскроются. Поэтому "горе котлам, в которых есть накипь!" (Иез. 24:6). Так что не стоит накапливать эту личную тайну!
Проблема очищения сердца... Кровь Иисуса Христа очищает — это верно. Но лучше — не допускать его загрязнения, беречь не от инфарктов только и от переживаний излишних, но прежде всего от греховной нечистоты, оскверняющей сознание. Предоставив свой разум в полное распоряжение Христу, чтобы Он царствовал там.
"Сын Мой, отдай сердце свое Мне!" — "Господи, дай нам ум Христов!"
"Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:12).
Мы иной раз опрометчиво просим: "Господи, займи лучшую половину моего сердца!" А худшая половина — спрашивается — для кого? Неужели Христос будет соседствовать с вертепом разбойников? Неужели Его устроит конкуренция, создаваемая идолами?

Как-то мне попалось на глаза поучительное эссе журналиста Василия Пескова под названием "Урок". В ней шла речь о семье неких Берберовых, поселивших у себя в квартире в Баку льва, пуму и других хищных зверей. Их рекламировали, фотографировали. Специалисты предупреждали: затея не безопасная и может кончится плохо. Однако добрые советы игнорировались. Пошла вредная мода заводить диких животных в жилых квартирах. А квартира этих Берберовых выглядела удручающе — вопиющая антисанитария, неприятный запах. Соседи не могли спать, так как лев ревел так, что посуда звенела. Он бросался с ревом на стенку — и сыпалась штукатурка. На замечания и жалобы люди, держащие льва, никак не реагировали. И, как говорится, вырастили беду собственными руками. Взбунтовавшись, зверь загрыз насмерть 14-летнего мальчика и растерзал, правда, не до смерти, женщину-хозяйку.
Таков конец беспечности. Какой серьезный урок! Вспомним: "Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш, диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить" (2Пет. 5:8). А многие его в сердечные квартиры пускают, заигрывают с грехом. Но до поры до времени. В ярости он пожирает безумцев.
Тот же автор рассказывает и о другом случае. Некий Зия Аликсеров завел у себя в доме змей. Мать и сестра протестовали — но он их не слушал. А летом, 1978 года на второй день после свадьбы решил показать своей жене, за какого смельчака она вышла замуж. Поднял задвижку у ящика со змеей. И в то же мгновение кобра, обычно спокойная, вдруг ужалила героя. В тот же день он умер. А сколько людей водит дружбу с "зеленым змием", находясь в греховной зависимости от алкоголя или наркотиков!

Апостол Павел много пишет о тайне, сокрытой "от веков и родов, ныне же открытой святым Его, которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол. 1:26-27). В другом месте он говорит о Христе, как о сокровище, которое мы носим в глиняных сосудах. Смысл этой тайны — секрет нашей непобедимости и устойчивой непоколебимости при любых стрессовых ситуациях.
В Ветхом Завете описан конфликт в шатре Авраама между Саррой и Агарью, обусловленный рождением Исаака.  "Не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком", — заявила Сарра Аврааму. До того в течение  13 лет никаких трений и столкновений не было. Рождение Исаака, символизирующего но¬вого  духовного  человека   привело  к  бескомпромиссной  борьбе. Кстати, факт ожесточенной борьбы внутри нас — признак жизни, а не смерти. Измаил олицетворяет наше ветхое "я", самолюбивое, гордое и высокомерное. "Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос". Это "я" не сдается без боя. Будучи свергнутым с престола, чувствуя свою обреченность, оно идет на любой компромисс, на любую жертву, лишь бы только отстоять  свое  право  на  существование.  Порой надевая  маску лицемерия, овечью шкуру благочестия, оно маскируется, подви¬заясь во славу свою.
Слово Божие предписывает нам, отвергнув себя, возненавидеть свое "я", предать его кресту, распяв плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24).
Спрашивают: как приобрести Христа? Апостол Павел излагает свой опыт в Фил. 1:21:
— Ибо для меня жизнь Христос, и смерть — приобретение.
Смерть чего? Нашего "я". Посредством сораспятия с Христом верой, благодаря ордеру веры происходит это вселение Христа в сердца наши (Еф. 3:17), это рождественское новоселье. Теперь "я" уже не составляет Ему прежней оппозиции. Наше имя погасло. Христос все во всем. Он растет, а мы умаляемся. Так выглядит новая жизнь.

В наших жилищах бывают цветы и растения, выделяющие фитонциды, оздоравливающие воздух. Но есть растения, которые держать опасно. Никто, например, не поставит у себя амброзию, провоцирующую приступы бронхиальной астмы. Мы любим чистую, уютную комнату. И естественно будем обоснованно протестовать, если кто-то поставит там ведро с мусором. Да не будет таковым наше сердце! Удалим оттуда все лишнее и болезненное!
Позаботимся о столе духовном: не станем кормить возрожденного человека лишь фривольными книгами и легкомысленной музыкой. Пусть с момента вселения Христа нашей пищей будет Священное Писание, молитва, духовно-нравственная литература!

Ожидая близкого друга, мы свои мысли посвящаем ему. О горнем будем помышлять, а не о земном!
Всякий Закхей, которому Иисус говорит: "Сегодня Мне надо быть у тебя в сердце, должен спуститься с дерева своего самообольщения и самооправдания. Мессия жаждет нашего гостеприимства! Предоставляя Ему место в своем сердце, мы через Него обеспечим себе место в блаженной вечности! Если в сердце гнездится грех, суета, то, отказавшись уделить Ему место в сердце, мы рискуем быть не записанным в Книге вечной жизни. Мы в какой-то степени архитекторы своих сердечных домов и кузнецы собственного счастья! Бог не принуждает нас. Он без нас вполне обойдется. Но мы без Него — нет! Особенно — когда умирать будем. Не нужно играть своей судьбой. Ведь трудно спастись и легко погибнуть! А Он ввиду надвигающихся бедствий как когда-то медлительного Лота торопит: "Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт. 19:17). Это Его голос звучит к нам, как к новозаветному Закхею: "Сойди скорее!"
Помоги нам Бог, не промедлить и оказать Ему должное гостеприимство!

(Из авторской книги «Пальма», 1995)


Рецензии