Доброта

Стояли последние дни осени. Золотая, яркая красота уже облетела.   За окном моросил нудный дождь. В такие дни даже днем сумрачно,  словно уже вечер наступил. Фрида подошла к окну. Капли стучали по стеклу и стекали струйками вниз. Смеркалось. Дождливый день быстро уходил в темноту. Женщина тихо вздохнула. Одиночество в такую погоду особенно тяжело. Дети взрослые, живут отдельно.  Много ли дел  в пустом доме? Фрида подошла к старому комоду, выдвинула один ящик, задвинула, выдвинула другой: там хранились бабушкины бумаги. Прошло уже несколько лет после ее смерти, но Фрида так и не решалась их просмотреть. Как и многие еврейские женщины, бабушка была долгожительницей, дожила  до девяноста лет, сохранила до конца бодрость, ясность  ума и доброту. Задумавшись, Фрида машинально  стала перебирать  аккуратные стопочки бумаг, перевязанные тоненькими ленточками.
Глаза зацепились  за знакомую фамилию на квитанциях денежного перевода.
Рука женщины дрогнула и остановилась. Фрида быстро  взяла квитанции и поднесла  ближе к свету.  Да, все квитанции были на имя Осиповой Нины, посланные на адрес  общежития  Ленинградской Военно – медицинской академии.
  -- Ах, бобе, бобе, так это была ты! А мы - то с Ниськой гадали, кто бы это мог быть!
  Фрида прижала квитанции к груди, удивленно и радостно улыбалась, не замечая бегущих по щекам слез.

  Нина сидела на кровати, свесив больные, неподвижные ноги, и читала  роман-газету. Эти дешевые книги  в мягком переплете выписывала для нее дочь. Чтение для Нины стало теперь единственным удовольствием в ее  жизни. Голодная юность и  тяжелая блокадная зима, а потом тиф в Самарканде, непростые послевоенные годы, да и вся жизнь,  наполненная заботой о детях и работой,  подкосили здоровье
 женщины.
  В комнату вошла  дочь с конвертом в руках
  --Мама, тебе письмо от тети Фриды.
  Письма от Фриды для Нины -- всегда  радость. Они были подружками с детских лет, вместе    катались на санках с крутого волжского берега,  делили школьные заботы,  доверяли секреты первой влюбленности. Вместе уехали   в Ленинград  поступать в институт. И даже когда жизнь  их разъединила, связь не обрывалась, продолжаясь в письмах.
  -- Вот спасибо, доченька! Что  там пишет моя подружка про свое житье - бытье? Как там ее дети, внуки поживают?
   Нина аккуратно  отрезала ножницами краешек конверта. Вытащила из него письмо,  улыбаясь, стала читать. Вдруг она охнула, на лице появилось удивление, глаза наполнились слезами. Женщина всхлипнула. Услышав эти странные звуки, в комнату заглянул внук.
  --Ты чего, бабуля, что у тебя болит? Мама, иди скорее сюда, бабуля плачет!
  Внук был  удивлен и даже испуган: он  никогда  не видел бабушку Нину плачущей.
   -- Что случилось, мама? Что – то с тетей Фридой?
     Дочь присела на постель рядом с матерью, обняла.
  -- Нет, доченька, слава Богу, все хорошо, все здоровы.
  -- Так что же ты плачешь?
   Нина вытерла слезы, улыбнулась. Воспоминание  о молодости, даже если она трудная, до голодных обмороков, всегда наполнено какой – то теплой радостью, смешанной с грустью.
  -- Понимаешь, доченька, в молодости мы с Фридой поехали учиться из Самары в Ленинград. Поступила я на химический факультет, а время было тяжелое, голодное. Мои родители не могли мне помогать: дома еще четверо детей оставалось. И я  от недоедания часто теряла  сознание на лекциях, а один раз даже на экзамене. И вдруг, неизвестно от кого, стали мне приходить  денежные переводы. Суммы небольшие, но все равно  легче.  Так до окончания института  приходили. Мы с Фридой думали – гадали, кто бы это мог быть, но так ничего и не придумали.  Потом я поступила на работу. Вышла замуж за твоего отца и до самой войны все у меня было хорошо. А кто присылал  деньги, так и осталось тайной. И вот, Фрида пишет, что нашла в бабушкиных бумагах квитанции денежных переводов на мое имя.  Столько лет прошло, а она так никогда и словом не обмолвилась об этом. Понимаешь, доченька, ведь я ее ничем не отблагодарила. Не знала ведь, а теперь   отблагодарить не могу. Нет ее уже.
   Нина грустно опустила свою давно поседевшую голову, рука с письмом неподвижно лежала на коленях. О чем думала эта много пережившая женщина?  Нине вспомнилась маленькая, худая еврейская старушка, с грустными, добрыми глазами. И самой  не сладко жилось, но всегда в  доме находилось что – то, чтобы угостить Нину, забежавшую за Фридой перед школой.
 Вдруг Нина подняла голову,  внимательно и серьезно посмотрела в глаза дочери.
  -- Знаешь дочка, в память о  фридиной бабушке, обещай   тоже помочь  тому, кто в трудный момент в этом будет нуждаться. Пусть доброта идет по свету от человека к человеку.

  В детское онкологическое отделение вошла женщина, смущенно оглядываясь по сторонам, обратилась к медсестре, проходившей мимо.
  -- Скажите, пожалуйста, где у вас кабинет врача?
  -- А вы чья мама?
  -- Да нет. Я не мама. Мне  надо с врачом поговорить.  Впрочем, может быть, и вы мне сможете помочь.  Вы всех больных здесь знаете. Кто из них больше всего нуждается в помощи? Я слышала, что за лечение  платит государство, но после больницы приходится принимать дорогие лекарства и не у всех на это хватает денег.
  Медсестра оглядела женщину с ног до головы: Одежда не модная, туфли стоптаны, чем такая может помочь? Но назвала фамилию.
  -- В седьмой палате, операцию ребенку уже провели, скоро выписывают, осталась лекарственная терапия, а мать не работает. Вы же знаете, за такими детишками постоянный уход нужен, даже грипп может ухудшить состояние.  Если есть возможность чем-то помочь, спасибо.
  Медсестра зашла в палату и вызвала мать ребенка.  Обе женщины на минуту смутились, потом одна из них протянула конверт.
  --  Здесь деньги на лекарство для вашего ребенка.
      Мать несколько секунд  стояла, удивленно глядя на конверт, потом медленно протянула руку и взяла деньги.
  -- Ой, спасибо, спасибо! Вас сам Бог послал, услышал мои молитвы! Но, я вас не знаю. Скажите, как вас зовут и как я смогу  отблагодарить за помощь?
  Женщина  положила  руку на плечо матери.
  -- Меня не надо.  Ваш ребенок будет здоров, вырастет и   тоже поможет  тому, кто будет нуждаться.  Пусть доброта идет от человека к человеку.
   .


Рецензии
Светлые у Вас рассказы, Ольга Григорьевна, добрые. И всё верно, добрые дела - они передаются.

С глубоким уважением,

Татьяна Збиглей   28.04.2015 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Все мои рассказы написаны, чтобы передать доброту человеческую людям. И сердце радуется, если читатели это чувствуют. С благодарностью за понимание.

Ольга Григорьевна Ваганова   28.04.2015 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.