2. прасковья. часть 2

   У меня три матери. Екатерина - мама, которая меня родила, заботилась и любила, как умела, строгая и требовательная. ПРАСКОВЬЯ - мама, которая меня воспитывала, учила молитвам, любить ГОСПОДА, заботилась обо мне и любила всем сердцем, учила лечению травами. ВАЛЕНТИНА – свекровь, которая заботилась обо мне, старалась сохранить мою семью, мои отношения с мужем. Она также учила меня молитвам и лечению травами, делилась со мной последним куском хлеба, не попрекала, а тянула на себе весь груз бытовых вопросов, сколько могла. Бабушка ПРАСКОВЬЯ была мама матери. Очень маленькой я ее МАМОЙ и называла иногда, по привычке. Выше среднего роста, полной комплекции, русая, с косой до пояса, с золотистыми карими глазами, она воплощала в себе целый мир добра и уверенности. Все ее слушались. Она не приказывала, она повелевала, как КОРОЛЕВА, и все рады были исполнить ее просьбу, пожелание. Домашней работы в селе валом, но неслышно было в доме криков и слез, все спокойно трудятся, делают, кто что умеет.
   Доброй традицией были в доме каждодневные вечерние концерты детей и взрослых. Детей учили выразительно рассказывать стихи и подпевать взрослым. Взрослые пели чаще народные песни, редко брали репертуар из трансляции по телевизору. Бабушка ПРАСКОВЬЯ иногда пела церковные песни, псалмы, которым ее выучили в детстве родители. Хорошо поставленным голосом умела выводить и солировать. Пела и на русском языке, и на родном – украинском. Говорили дома все по-украински, но вставляли русские слова или перестраивали их по-своему. Бабушка была целой ЭПОХОЙ, другим измерением нашей жизни. Когда ее не стало, семья разобщилась, родственные связи нарушились.
   Бабушка ПРАСКОВЬЯ несла на себе огромный воз и маленькую тележку домашних забот и хлопот. В советское время держали много живности, да еще в придачу ходили на работу в колхоз: на свиноферму, на птицеферму, в коровник - доить маток и ухаживать за молодняком, на поле пропалывать грядки, на зернохранилище – подгребать свежее зерно, чтоб просушивалось. Огород в 90 соток, большой дом бабушка содержала в идеальном порядке сама. Да, посадить и выкопать урожай собирались всей семьей, но она пропалывала грядки, и даже высаживала бахчу. Конечно же, кавуны и дыни, с домашнего огорода вкусней, чем привозные, в советском магазине. По краю огорода, тропинкой, мы, с братом, везли баклажку и поливали бахчу специальными удобрениями, которые знала бабушка. Жила бабушка ПРАСКОВЬЯ со своим сыном и невесткой, и внуками. Я приезжала на лето и на каникулы погостить, но мне так были рады, словно я приехала в родной дом. Я рано научилась читать и писать, в шесть лет бегло читала букварь. Бабушка учила меня записывать и заучивать, - какая, трава, от чего. Это были народные средства лечения, тогда все лекарства покупались в аптеках по смешным ценам. Но эти знания пригодились мне в жизни, уже не в советское время, когда задерживали пенсии на месяц-два-три. Не было денег, даже на хлеб, а мой ребенок был болен малокровием и диагноз «тубвираж» чуть не перечеркнул его жизнь. Я, за это, сердечно благодарна своей бабушке.
   Когда в семье рождается ребенок с проблемами здоровья, родители часто теряются, малодушничают и оставляют дитя в роддоме. Мои родители также растерялись. Но бабушка ПРАСКОВЬЯ и дедушка ВАСИЛИЙ поддержали их морально – нашлось и доброе слово утешения, и мудрый совет, как такого ребенка воспитывать и как укрепить здоровье  моему слабому организму. В своей жизни бабушке приходилось свои роды принимать, она родила 5 детей. Иногда, волей случая, помогала принять роды у женщин с ее села. Бабушка хорошо знала физиологию человека и учила своих внуков, анатомию учить, не хуже математики. Бабушка скрывала свои необычные способности лечить молитвами – она «шептала на воду», давала попить, и заикание проходило. Приводили деток, которые испугались, они пили «воду» и проходил энурез. Она знала год, месяц и день свое смерти, очень готовилась к этому – молилась, причащалась, заказывала в церкви службы, но была спокойна, ничего не боялась, даже весела. Жизнь моей бабушки – это достойный пример для меня. Когда она была при последних днях, я очень хотела принять от нее ДАР лечения травами и молитвами, но бабушка не разрешила, а передала внукам. Она сказала, что навсегда останется моим АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ, и будет мне помогать. Так оно и получалось. В трудные минуты жизни, отчаяния или болезни, она стояла за моей спиной, и я знала, что со мной мой СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ.
                14 сентября 2013г
 
      

               
 
      






















    






































































    


Рецензии
Наталия! Вы не представляете, какую хорошую историю Вы поведали. Вы, я уверен, добрый и честный человек, потому у Вас и три мамы. А уж за хороший контакт со свекровью, Вам, прямо таки, хоть памятник при жизни ставь. Ведь это бывает не часто. Невестки и свекрови, я думаю из-за излишней амбиции, очень часто конфликтуют. С искренним уважением к Вам

Владимир Шаповал   17.10.2013 21:12     Заявить о нарушении