Столпы и лохи

             
                Столпы и "лохи".

О понимании современного нам общества очень хорошо написал  Валентин Распутин в статье «Тридцать лет спустя» (2003 г.): «Теперь ложь и правда перемешаны и переплетены так, что разъединить и получить их в чистом виде, кажется, уже и невозможно. Требуется какое-то особого рода выпаривание при больших температурах, чтобы одно опустилось в осадок, а другое всплыло на поверхность».

Здорово, всё-таки, изменилась Россия. Саммиты глав государств, чемпионаты мира, олимпийские игры так и сотрясают её былое спокойствие. О политическом ажиотаже и говорить не приходится: страна бурлит выборами, политические партии растут как грибы, обещая народу всё и вся. Ресторанами и разного рода забегаловками заполнены все города и веси до отказа. Гимназии, институты и университеты расплодились в невероятном количестве, готовые учить любого, лишь бы он платил деньги. То же самое и с медициной, где тебе предлагают вылечить любую болезнь, избавить от ненужного жира, или, напротив, добавить твоим интимным местам побольше соблазнительности или  жизнеутверждающей стойкости. Ну а если тебе негде жить, или хочется расширить своё жизненное пространство - покупай квартиру, коих на любой вкус строится в избытке.
А храмов да молельных домов сколько появилось!
Одним словом, жить стало лучше, жить стало веселей.
   
Всеобщее обновление пришло как-то довольно быстро. Всё это произошло за какие-то 20 лет, что по историческим меркам совершенно ничтожное время. Всего-то жизнь одного поколения.

Однако ж, не само собой всё это благолепие возникло, не по мановению же волшебной палочки многочисленных гадалок,  астрологов и ведунов. Всё это создали люди. Но люди непростые, а особые, отличающиеся тем, что их возможности не идут ни в какое сравнение с возможностями большинства обычных людей. Они обладают такими качествами, которые делают их буквально авторитетами и столпами общества, вершащими его судьбу.  Они твёрдою рукою проводят свои планы в жизнь, получая за это государственные награды и благословения церковных иерархов. Наградой же за проведение своих планов в жизнь они имеют материальное благополучие, недосягаемое простым смертным. Что делает их буквально небожителями.

Они, естественно, не одиноки. Вокруг них сложилась целая армия подручных, стремящихся обрести подобное благополучие людей, готовых  к выполнению любой прихоти столпов, лишь бы быть замеченными и отмеченными материально. Планы столпов, тем самым, обретают реальность и продвигаются в жизнь. Множится их собственность, увеличиваются  капиталы, расширяя их возможности и увеличивая планы.

Но не просты эти планы. Судя по высказываниям, они о государстве, о казне заботятся. Процветания Родине желают. Чтобы крепче и могущественнее она была, чтобы порядок в ней был, чтобы все жили по закону. Для этого армию и флот снабжают всем необходимым, денег не жалеют. Полицию, прокуратуру и суды тоже не обижают. Главное - чтобы основа государства не колебалась, не подтачивалась, не подвергалась сомнению.

Основой же этой, по мнению столпов и их окружения, является частная собственность. Принцип её незыблемости провозглашён как важнейший, прописан в Конституции и охраняется как зеница ока. Естественно, прежде всего это касается собственности самих столпов.

Собственность же эта особая. Это вам не какие-то там жалкие автомобили, бывшие когда-то пределом мечтаний для большинства населения, и даже не дома, похожие на дворцы. И даже не сами дворцы, купленные столпами за рубежом и заполнившие многочисленные рублёвки.  Это прежде всего фабрики и заводы, шахты и прииски, банки и порты, магазины, склады, тысячи гектаров земель и лесов. И много ещё того, без чего общество существовать не может, что только и даёт людям товары, пищу и вообще средства для жизни.

Но не только законы охраняют эту собственность. На её охрану призвана мораль, нравственность, проповедуемая как самими столпами, так и организуемыми ими средствами массовой информации, а также заинтересованными в развитии этой собственности дружественными столпам общественными силами, главной из которых является церковь. Собственность объявляется священной (от Бога), неприкосновенной, неотчуждаемой без соответствующего вознаграждения.

Особенностью этой собственности является ещё и то, что основная масса населения страны вынуждена наниматься к столпам на работу, наполняя всю эту собственность своим трудом, заставляя её  развиваться и прорастать в разных направлениях. За это столпы платят своим работникам зарплату, но размер её определяют сугубо исходя из собственных представлений о значимости работника, а также из того, сколько ещё человек готовы этого работника заменить.

Столпы и авторитеты появились, конечно, не случайно и не по мановению волшебной палочки. Они произрастали в обществе наподобие раковой опухоли - исподволь, тихо и безболезненно.  В каждом городе, области, районе они потихоньку подбирались к своей собственности, сначала возглавляя и распоряжаясь ею в силу общественной необходимости, получив на это санкцию от народа; затем, понимая, что распоряжаться собственностью и не получать за это максимального вознаграждения, - глупо, решили эту собственность прибрать к рукам. И, создавая необходимые правила и законы, осуществили это. Для них это не было неразрешимой задачей, ибо в их руках было всё: власть, законы, а главное - громадное желание овладеть этой собственностью. 

В результате  появилась совершенно новая общественная среда, когда всё общество было буквально опрокинуто в новые для него рыночные отношения. 

Какая, однако ж, это загадочная, запутанная среда! Какие жестокие, неумолимые нравы! До какой поразительной простоты форм доведён здесь закон борьбы за существование! Горе  "дуракам"! Горе простакам, пытающимся "с суконным рылом" в ряды столпов пролезть! Горе "лохам", пребывающим в неведении, что предназначение их заключается в том, чтобы служить кормом для акул, наполняющих жизненный омут. Объегорить граждан, воспользоваться их неведением или страхами за свою жизнь или жизнь близких, навязать им хитроумные услуги, которые им не нужны (типа ежегодной проверки водяных счётчиков) и т.п.  - вот истинное кредо предпринимательской среды.

Все эти "акулы" в одночасье превратили общественную среду в кошмар, в подлинный ад, в котором выживает сильнейший, сумевший вовремя отхватить кусок и прищучить ближнего. В любой момент вас ожидает расплата лишь за то, что вы "простофиля", или "слюни распустили".  В любое время столпы и их присные готовы растерзать вас на куски, если вы невзначай рискнули разинуть рот и посягнуть на их порядок и собственность. Для этого у них есть все возможности: суды, прокуратура, ОМОНЫ, следователи. Начав с простого процесса захвата собственности, столпы постепенно доходят до ненависти к своим оппонентам, кидают их в застенки лишь за то, что они осмелились высказать свой протест публично. Им мало отнять у "лоха", им нужно свести "лоха" к животному уровню, чтобы он безропотно выполнял их законы и правила. Ненависть к оппонентам возводится  в степень политического и социального принципа.

Но все мы становимся соучастниками данного социального устройства. По сути, он не является чем-то головоломным и посилен даже для "простаков". Любой из нас может купить и продать, создать ООО или ЧП.  Но каждый из нас внутренне понимает, что купить-продать не так-то легко, что, создав ООО и начав "своё дело", вы попадаете в такой капкан, из которого выбраться будет, ох, как непросто, ибо вся ваша деятельность станет постоянной мукой необходимости уплаты различных податей (налогов, сборов и поборов, арендных и различных коммунальных платежей) и расплатой за кредит, выданный всё теми же столпами. На каждом шагу вы будете встречаться с необходимостью всё решать в соответствии с желаниями столпов: построить ли вам дом, или открыть магазин и т.п. 

Вы становитесь заложником своего желания разбогатеть, стать с ними вровень, "подняться". И если двадцать лет назад  ещё можно было как-то правдами, а ещё больше - неправдами, "занять свою нишу", то сегодня, когда уже практически все ниши заняты, самостоятельный бизнес "с нуля" практически невозможен для подавляющего большинства. Остаётся, опять-таки, идти в услужение к столпам, преумножать их собственность.

Когда-то, в далёкие времена зарождения капитализма, богатства приобретались трудом и терпением, неустанным присовокуплением гроша к грошу, передачей накопленного по наследству.  Но уже тогда зарождалось сословие с особой развязностью ума, той канальской изворотливостью, с которой эти люди не могли ступить и шагу без твёрдого намерения выбрать из карманов своих близких  всё, что в них обретается. Но чтобы идти по пути этих пройдох и аферистов, нужно было иметь большую решимость и готовность претерпеть риск, хлопоты, преследования и негодование граждан. В итоге в западных странах сложился пусть и не идеальный, но по-своему справедливый мир, в котором столпы имеют хоть какое-то оправдание. В России в конце ХХ века всё сложилось иначе.

Российские столпы ничего не копили и не созидали (относительно размера тех богатств, которые обрели). Они их заполучили в результате юридических и финансовых махинаций, которые же сами и изобрели. В итоге - несколько сотен семейств владеют и распоряжаются более 90% национального богатства России. Монополизм стал главной чертой российского капитализма.

Но имеют ли они право называться столпами (основой, стержнем) общества?  Обладают ли они нужными фундаментальными качествами, которые бы позволили называть их так?

Судя по той ловкой политике, которую проводит наша власть, качества наших столпов далеко не идеальные. Общество постоянно испытывает давление с их стороны, желание постоянно находиться у власти с целью сохранения и преумножения своей собственности. Тут тебе и хитроумные законы о выборах, о политических партиях, о президентском сроке, и отношение к оппонентам и критикам, и кредитно-финансовая политика с её заоблачными ставками по кредиту, и коррупционное разворовывание бюджета,  и многое другое.

Нет, не столпы это, а так, временщики,  служители золотого тельца, купли-продажи, использующие наше немое повиновение и нежелание ввязываться в проблемы с заведомо проигрышным результатом. На их стороне сила и власть, демагогия и безграничные финансовые возможности. "Лохам" их не одолеть.


Рецензии