Изменение в народе

Распад Советского Союза обнажил все тенденции связанные как с национальными, так и с конфессиональными проблемами накапливавшимися  десятилетиями. Получившие независимость государства резко поляризовались, особенно в первоначальный период, затем многие тенденции стали в принципе общемировыми. Разделение, как социально-экономический, а в Прибалтийских государствах и политический фактор, привел к росту национального самосознания и, естественно, к  росту религиозности населения в силу психологических и экономических причин. Отмена идеологических запретов на свободу территориального национализма и религиозного превосходства привели к первоначальным перекосам в формировании национально - региональных элит, их желании отторжения прошлого и пришлого населения.  Началась массовое переписывание истории, изменение акцентов и, как следствие, противостояние различных этнических и религиозных  групп населения, которое далеко не всегда носило мирный характер. Резко усилилась миграция по национально-религиозным причинам. Молодежь, лишенная традиций предыдущего периода, оказалась втянутой в глобализацию и во многих случаях отказывается от традиционных ценностей, находя им замену в техническом прогрессе.  Оценить объективно эти процессы можно будет  лишь когда произойдет полная смена поколений. На сегодняшний день возможно обозначить только основные тенденции, объективность которых не вызывает сомнений.
Наверное, самым  главным является изменение численности населения республик, как результат преимущественно естественного движения населения титульных наций и миграционных процессов на постсоветском пространстве.  Тенденции налицо. Рост населения был зафиксирован во всех мусульманских странах, снижение численности - в большинстве христианских государств, исключение -  республика Армения, где наблюдался минимальный рост постоянного населения при сокращении наличного. С одной стороны это результат урбанизации и трудовых миграций,  с другой – национально-религиозных традиций. При этом наибольшее падение численности населения зафиксировано в странах с главенствующими религиями - протестантизмом (на 12,4% в Латвии и 7,2% в Эстонии) и католицизмом (6,9% в Литве), чуть менее - с православием (на 6,4% в Украине и 4,9% в Белоруссии).  На падение рождаемости   наложился и значительный миграционный поток, так как эмиграциям в страны с близкими религиозными традициями всегда отдаётся предпочтение. При этом в республиках наличное население  меньше постоянного (Молдавия, Белоруссия, Украина), а часть граждан имеет двойное гражданство.
Численность населения России с1989 по 2010 год сократилась на 2,83%.
Изменение численности населения в любой стране ведет к политизации ситуации, её обострению. Снижение численности всегда приводит к старению нации, возможности её размытия и, как следствие, к усилению национализма, что мы и наблюдаем в большинстве данных государств. Появляются экстремистские настроения и организации. Сразу же меняется и отношение к численности национальных меньшинств и наличию субэтносов.
В ряде государств мы не можем проследить чистоту тенденций, что связано с произошедшими за данный период изменениями и величины их территорий, и национальных границ. Создание новых, не всегда принятых международным сообществом,  государственных образований вносит существенные сложности в проведение исследований (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье).
 
 Вторым по значимости  фактором выступает усиление миграционной активность населения в  большинстве из этих вновь образовавшихся государств. Миграции носят как временный, так и постоянный характер.
Для стран Балтии они имеет ярко выраженную Западноевропейскую направленность. Это и трудовая, и учебная, и семейная миграции. Молодёжь, в связи с отсутствием высокооплачиваемых мест приложения труда, стремится получить высшее образование на родине, и в дальнейшем эмигрировать в наиболее экономически благополучные страны. Тем более, что в школах вторым языком является английский, да и во многих вузах обучение ведется на нем же, а выдаваемые дипломы имеют международный статус. Религиозная идентичность так же играет положительную роль. Молодежь не обременена частой собственностью, да и возрастные риски  по здоровью невысоки, что придаёт ей повышенную миграционную мобильность, преимущественно трудовой направленности.
Для Украины, особенно западной её части, привлекательна миграция в Польшу. Эти страны имеют много общего и в языке, и в религии, и в менталитете. У них достаточно много общего и в исторической судьбе. Но и Россия не менее привлекательна для жителей восточной части страны.  Многие жители  Украины работают на транспорте Москвы и Московской области.
Молдавия с Приднестровьем делятся на две неравные части. Меньшинство тяготеет к Европе, особенно Румынии по национально-языковому принципу, большинство же едет на работу в крупные российские агломерации. Здесь много мест приложения труда, гораздо ниже языковые барьеры, общая религия, да и более привычный бытовой уклад. А у части населения есть родственники и знакомые, которые могут помочь в первоначальном устройстве на работу или в экстренных ситуациях.
Для жителей Белоруссии и Казахстана в связи с созданием с 1 июля 2012 года единого экономического пространства с Россией, трудовые миграции носят преимущественно приграничный характер. Фактически они не имеют никаких ограничений ни по времени, ни по месту работы.
Весьма значителен приток трудовых мигрантов в Россию из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, особенно в строительную сферу. К сожалению, они не всегда легальны и поэтому плохо поддаются учету. В любом случае, за счет трудовой миграции из этих стран, в России происходят изменения и в национальной, и в религиозной, и в социальной структуре общества. За период с 1989 по 2010 год численность киргизов, таджиков и узбеков возросла на 61,7 тыс., 161,1 тыс. и 163 тыс. человек соответственно.
 Жители Армении и Азербайджана предпочитают переезд в Россию на постоянное место жительства и их доля в общем населении заметно выросла за последнее двадцатилетие. Численность армян с 1989 по 2010 год выросла на 650 тысяч. А этнических азербайджанцев за этот же период с 335, тыс. до 603 тыс. человек.
 
Третьим -  изменение в национальной структуре населения, связанное с повсеместным ростом доли титульных наций в ущерб национальным меньшинствам.  С одной стороны – процесс естественный, т.к. страну покидают представители иных конфессий или национальностей, с другой – весьма болезненный в силу ряда социальных причин (потеря квалифицированных кадров). Исключение составляет Россия, где, за счёт большого миграционного притока жителей бывшего СССР и  естественной убыли русских,  численность главной титульной нации заметно сократилась. Исчезновение из анкет и паспортов графы национальность в этой ситуации может рассматриваться двояко. В настоящее время большинство стран отличается многонациональностью, что является результатом миграционного притока русскоязычных специалистов для развития аграрных национальных окраин в советский период. Рассматривая изменение доли титульных наций в населении постсоветских республик, следует выделить почти общую тенденцию роста доли основных национальностей. Исключение составляет Россия, где доля русских упала на 3% до 78%. Еще более катастрофически – на 54,31%  сократилась численность шести народов в России. Это – белорусы, украинцы, немцы, евреи, коми и грузины. Здесь свою роль сыграли как ассимиляция, так и эмиграция из страны.
Но, в целом,  доля коренных национальностей в республиках колеблется от 59,5% в Латвии, до 97,7% - в Армении. Наибольший прирост зафиксирован в Таджикистане, где доля коренных жителей выросла до 83, 4% (на 21,1% больше по сравнению с 1989 годом). Сегодня мы можем констатировать мононациональность лишь одной страны (доля титульной нации более 95%), но при существующих тенденциях крайне близки к этому показателю Азербайджан (90,6%) и Туркмения (85%), на подходе - Таджикистан и Грузия, которые в течение ближайшего десятилетия могут перестать быть многонациональными.
 Русские продолжают оставаться вторым по численности этносом  в Латвии (27%), Казахстане (23,7%), Эстонии(21,6%), Украине (12,3%), Белоруссии (8,3%). Третьими по численности – в Литве, Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Азербайджане, Туркмении, Армении.
Узбеки – второй по численности этнос в Таджикистане, Туркмении и Киргизии, казахи – в Узбекистане, украинцы - в Молдавии, азербайджанцы -  в Грузии, поляки - в Литве.   
«Выдавливание» некоренного населения, особенно в сфере нематериального производства, носило массовый характер.  В большей мере это коснулось творческой интеллигенции, управленческих кадров и системы образования, так как многие страны объявили государственным языком язык титульной нации и сразу же изменились требования к праву на работу. Преподавание в школах, сузах и вузах, как и трансляции по радио и телевидению стали проводиться на национальных языках. Чиновничество перешло на двуязычие.  Да и ликвидация единой советской армии привела к исчезновению русскоязычности для большого числа молодежи (мужской его части).
В ряде территорий это привело к политическому расколу и фактическому распаду единой государственности, как в Приднестровье или Нагорном Карабахе. В России территориально разделились Чеченская и Ингушская республики. В других - к межэтническому противостоянию (крымские татары с жителями иных национальностей Крыма).  Во главе вопроса, прежде всего, стоит право собственности на землю, недра или иные ресурсы, реже – конфессиональные различия.
Количество зафиксированных по переписям национальностей за двадцатилетие заметно изменилось в сторону увеличения, а вот численность заметно сократилась, как в результате ассимиляции, так и миграционных процессов в страны дальнего зарубежья    (евреи выезжали в Израиль и США, немцы Поволжья -  в Германию, греки и испанцы - на историческую родину). Наиболее быстро ассимилируют народы угро-финской языковой группы.
 К сожалению, переписи населения в отдельных республиках не совпадают по годам, и у нас нет единых данных на постсоветском пространстве на одну и ту же дату, как это было в период до распада СССР.
Особым остается вопрос языка, как национального, так и второго в странах с ярко выраженным двуязычием. Переход стран Балтии на преподавание в школах и вузах на национальных языках  и английском с запретом русского, привел к незнанью молодежи русского языка, особенно это заметно в Литве и Эстонии.
 Не решен статус русского языка и на Украине, где он не получил статуса государственного, но на нем говорит около четверти населения (в быту эта доля значительно выше).  В 2011 году Конституционный суд Украины разрешил использовать в судах, наравне с государственным, региональные языки и языки национальных меньшинств. С 2012 года русский является региональным языком для юго-восточных областей страны и г. Севастополя.
В Белоруссии и Казахстане с 1995 года русский является одним из двух государственных языков. В Киргизии русский язык является официальным, на нем можно получить образование. По данным 2013 года — 52,6% населения страны владеет русским языком.
Достаточно сложное положение сложилось в Молдавии, где, несмотря на рост доли титульной нации в населении,  для 78,4 % молдаван родным языком является молдавский, для 18,8 % — румынский, для 2,5 % — русский. Сейчас в Молдавии русский язык обозначается как язык межнационального общения, статус официального языка за русским закреплен лишь в Гагаузии и Приднестровьи. Положение русского языка в Грузии официально не определено, но с 2011 года преподавание русского языка в школах перестало быть обязательным. В Азербайджане знание русского языка одно из наиболее слабых. Но с  2010 года в 50 школах с преподаванием на азербайджанском языке преподавание русского языка стало вновь обязательным для учащихся 1—5 классов. Русский язык в Таджикистане  получил статус языка межнационального общения, но говорит на нем лишь 3% населения. В Туркмении и Узбекистане идет активное сокращение применения русского языка.
Таким образом стоит констатировать сужение роли русского языка на всем , за исключением России, постсоветском пространстве.
Возникли и проблемы признания субэтносов. Если в период социализма они воспринимались как сохранение национальной самобытности и вековых народных традиций, то в постсовецкий период, за редким исключением, они рассматриваются как процесс, размывающий единство национального самосознания, попытка получения территориальной обособленности и контроля над ресурсами, особенно в странах с сокращением численности населения. Вопросы существования субэтносов коренных наций стали замалчиваться в странах Балтии (ливы, летгалы в Латвии, сету в Эстонии), Украине (гуцулы, бойки, русины), Грузии (сваны, мегрелы, лазы), Таджикистан (жители горного Бадахшана). Да и в России о поморах вспоминают достаточно редко. Единственным исключением можно назвать этносословную группу казаков с ростом политического значения которых, связаны многочисленные попытки получения ими статуса народа.
Возникло и желание создания нового единого для стран Балтии русского субэтноса, как это было во времена остзейских немцев.
 
Четвертым фактором стало изменение идеологии. Во всех государствах с отменой коммунистической идеологии как альтернативу вернули традиционную религиозную  составляющую. Конституционные или законодательные акты вернули  религиозным образованиям в постсоветском пространстве потерянные права. Прежде всего - имущественные и правовые. Влияние церкви на все стороны светской жизни, на просторах бывшего СССР, значительно возросло. С одной стороны, это усиливало независимость от прошлого, с другой – представители клерикального большинства становились на сторону вновь сформировавшихся политических и экономических элит в их борьбе за власть.  Были приняты законы об альтернативной службе, созданы и действуют органы, регулирующие взаимоотношения государства и церкви. В Киргизии, Туркмении, Узбекистане конституции не допускают создания политических партий на религиозной или национальной основе и вмешательство служителей религиозных организации и культов в деятельность государственных органов. Религиозным организациям запрещено преследовать политические цели и задачи.  В государственных образовательных учреждениях по желанию родителей (опекунов, наставников) могут преподаваться религиозные предметы. Но самым главным стало то, что   доходы религиозных организаций (пожертвования; доходы, полученного путем благотворительности и т.д.), доходы духовных лиц и обслуживающего персонала не облагаются налогами!
 В результате влияние церкви на общество сказалось, прежде всего, в бытовом секторе, как соблюдение обрядности и возвращение традиции религиозных праздников. Рост религиозного сознания несёт как качественную, так и количественную составляющую. Старение населения всегда усиливает степень его религиозности. Но есть и чисто субъективные факторы. Политики во многих случаях консолидацию нации видят лишь через религиозный ракурс. Прежде всего, это восстановление и строительство храмов, монастырей и иных религиозных святынь, изменение образовательных программ и содержания учебников, то есть смена идеологических доктрин и предпочтений.
Новое значение приобрело в жизни обывателей совершение прежде необязательных религиозных обрядов    (браки, крещение, обрезание, похороны, посты и т.д.). К тому же появились и новые обряды, например, освящение предприятий, квартир или транспортных средств. Огромное значение приобрело паломничество и религиозный туризм, т.к. поездки за рубеж стали фактически доступны каждому желающему. Религия и её обслуживание заняли одно из самых значимых мест и  в экономической жизни людей, количество занятых в этой сфере и  их доходы заметно возросли, не смотря на сокращение числа верующих в не мусульманских государствах.
Это и быстро развивающееся религиозное образование (от детских садов до университетов), и сфера питания (халяльное, поствующее, кошерное и т.п.), и грандиозное строительство и реконструкция религиозных зданий и сооружений, активная издательская деятельность, создание собственных СМИ,  массовое производство церковной и религиозной утвари, концерты духовной музыки, возрождение иконописи, транспортное, экскурсионное, языковое сопровождение паломников и многое, многое другое.
 В ряде государств религия в экономике стала занимать ведущие позиции. В большинстве постсоветских государств религиозным общинам и организациям вернули некогда национализированную собственность стоимостью на миллиарды долларов. Это привело к росту значения церкви как крупного собственника, в том числе, земельного. Но, в то же время, втянуло церкви в решение имущественных проблем и споров, привело к  недостатку собственных средств на реконструкцию и восстановление храмов. Заставило заниматься коммерческой деятельностью и находить общий язык с меценатами и благотворителями.
Ведущие иерархи религиозных конфессий начинают играть значительную  роль в политике большинства независимых стран и национальных республик России, несмотря на формальное отделение церкви от государства. Они в обязательном порядке участвуют в проведении общегосударственных праздников. Часть религиозных праздников становится нерабочими днями (православное и католическое рождество, Янов день). Спонсируется массовое храмовое строительство традиционных для каждой из республик религий: православных и буддийских храмов, костелов, мечетей, синагог, лютеранских кирх. Самыми нерелигиозными странами выступают Россия, Латвия и Эстония, где доля неверующих и атеистов доминирует и составляет около 40% населения. Самой религиозной – Армения, где 94,7% населения приверженцы монофизитства (армяно-григорианской ветви христианства).
Одна из доминирующих черт религиозных процессов в современной России и сопредельных странах — их реставрационный характер. Фактически заново возрожден буддизм в Калмыкии, где действует 27 храмов и хурулов (монастырей) и Тыве (17 общин). Возрождено язычество анимистического  (священные рощи) направления в Марийской (в 1991 г. был издан сборник языческих молитв и заклинаний), Чувашской  и Удмуртской республиках. В 2012 году в Армавирской области Республики Армения торжественно открыт первый езидский храм "Зиарат", единственный за пределами исторического Курдистана. Ассирийские Церкви Востока (несторианские) были открыты в России, Грузии, Украине, Армении. Синагога в Таллинне, Эстония. В 1992 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Российское отделение Ордена Иезуитов.  При этом, ни в одной из постсоветских стран  нет крупных политических партий, носящих однозначную конфессиональную окраску. Проблема преодоления сложившегося  в советский период бытового атеизма в молодежной среде оказалась бесполезной и бесперспективной в связи с  исчезновением традиционализма в кругах реальной (не ангажированной) интеллигенции.
 Кроме этого, на всю территорию постсоветского пространства, за исключением, пожалуй, Туркмении, начали проникать нетрадиционные религии и секты: мормоны, кришнаиты, церковь Муна, апостольская и новоапостольская, запрещенные в советское время свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня и многие другие. Но часть традиционных религий, например, старообрядчество, в связи с развитием информационных технологий стало терять своих приверженцев, особенно среди поповцев.
 Значительным явлением первоначального периода распада единого государства стали расколы в Русской Православной церкви, когда под окормление  Константинопольского патриархата  в 1992 году ушла Украинская Православная церковь, а в 1993 - Православная церковь Эстонии. Раскольническое движение сегодня весьма ощутимо на территории  Молдавии и в Грузии.
Усилилось влияние римско-католической и греко-католической (униатской) церкви в западных регионах Украины, где дошло до насильственного захвата церковных зданий. Стали массово возрождаться католические приходы и в Белоруссии. Наверное, самым показательным было создание в деревне Мосар (Витебская область Белоруссии) католического прихода  антиалкогольной направленности  (антиалкогольный музей, аллея трезвости).  На въездах в поселения устанавливаются православные или католические кресты (Россия, Украина, Белоруссия, Литва). Многие памятные места и кладбища оборудуются часовнями. Повсеместно возрождаются «святые источники» и купели.
Наибольшее влияние церкви на светскую жизнь прослеживается в самой многонациональной из стран – России. На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации. Точного учета числа верующих в России не существует, т.к. данный вопрос  с 1926 года по идеологическим причинам не включался в переписи населения.
По опросам населения 2012 года, верующие в России  распределились следующим образом: 41% — православные , 0,2% — старообрядцы ,1,4% —православные не российских конфессий, 4,1% — христиане, не принадлежащие к определённой конфессии,  0,2% — протестанты, 0,1% — католики, 6,5% — мусульмане, 1,18% — последователи тенгрианства  и  язычества ,  0,4% — буддисты, 0,1%— индуисты и кришнаиты,0,1% — иудеи, 38% — неверующие  и атеисты. Кроме этого в стране  40, 5 тыс. езидов, 5 тыс. мормонов, 3,5 тыс. бахаи.
До сих пор крупнейшим религиозным образованием на постсоветском пространстве является Московский патриархат, имеющий в России и за рубежом 804 монастыря (из них 5 лавр) с 203 подворьями и 65 скитами. По состоянию на 2012 год, в ведении Патриаршего престола находятся 28 ставропигиальных монастырей, действует 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, 87 духовных школ, при академиях и семинариях имеются регентские и иконописные школы, отделения сестер милосердия, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
В 1991 г., после 55-летнего перерыва, произошло возрождение руководящих структур Римско-Католической Церкви России.
Мусульмане-сунниты преобладают во всех республиках Северного Кавказа, за исключением Осетии (49% -православные, 29% – традиционное язычество), многочисленны в Татарии и Башкирии. Шииты - переехавшие в Россию азербайджанцы. Буддисты представлены в Бурятии и на территории прежних национальных бурятских округов (23 дацана), Калмыкии и Туве. Горские, грузинские, сефардские и бухарские евреи имеют по одной религиозной общине в Москве. Ашкеназские иудеи имеют более 280 общин. Караимских и крымчакских религиозных организаций на территории России нет.
Запутанное положение с церковью на Украине. Там несколько православных церквей: на 2013 год Московский патриархат насчитывает 12 900 общин, Украинская Православная церковь Киевского патриархата - 4 700 общин, Украинская автокефальная православная церковь - 1 200 общин, старообрядцы - 70 общин. Две греко-католические  - Украинская греко-католическая церковь (богослужения проводятся на украинском языке) и Русинская греко-католическая (Мукачевская епархия с центром в Ужгороде) церковь.  Римско-католическая церковь (с центром во Львове), восстановленная в 1991 году.  Действует 6 монашеских орденов    (бернардинцы, францисканцы, доминиканцы, бонифратры, иезуиты).
   Армянская апостольская церковь.10 613 протестантских церквей, что составляет 28,7% от всех религиозных объединений Украины. Три объединения иудеев, 6 - мусульман,50 организаций индуистов и 60 – буддистов, 140 языческих. Большей религиозной пестроты не встретишь ни в одной из стран постсоветского пространства.
Самым сложным оказалось положение в Белоруссии, где количество религиозных общин всех конфессий и течений этого времени возросло примерно в 2,5 раза, а некоторых вероисповеданий - в три раза и более. Количество общеконфессиональных организаций возросло до 72, конфессий и течений - до 24, большинство из которых появились за последние 20 лет. Наиболее  распространены православие (экзархат Московского патриархата), его исповедует 70% населения. Католики (в 1989 г. образована белорусская католическая епархия) составляют 22%, из которых 7% - относится к воссозданной в 1991 г. белорусской греко-католической (униатской) церкви.
В Армении около 94% верующих относит себя к приверженцам армянской апостольской церкви, а 4% — Русской православной церкви, езидизма (курды) -1,3 % населения, иудаизма.
  В Молдавии 90% населения исповедуют православие. Здесь действуют две параллельные православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и Молдавско-Кишинёвская митрополия в юрисдикции Московского патриархата. Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % — Бессарабской митрополии. Есть старообрядцы (0,15 % населения), армяно-григориане, духовные молокане и истинно-православные из РПЦЗ(В), католики и протестанты. Среди новых религиозных течений - кришнаиты, бахаи, муниты, виссарионовцы и мормоны.
В Грузии около 65% верующих приверженцы православной церкви (Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь), 11% исповедуют ислам.  В Аджарии  и в южных приграничных районах – много мусульман- суннитов, азербайджанцы (6%) - мусульмане-шииты. На территории страны проживает небольшое количество католиков-армян. Имеются представители армяно-апостольской церкви— 3,9 %, иудаизма— около 0,8 % , езидства (курды), свидетели Иеговы, баптисты, лютеране. В 2005 году в Грузии было официально зарегистрировано около 40 религиозных организаций.
В Литве около 80% ее населения составляют католики. Традиционные религиозные общины представлены также греко-католиками(униатами), евангелистами, лютеранами, баптистами, методистами, православными (4,07%), старообрядцами (0,78%), мусульманами-суннитами, иудеями и караимами. Другие религиозные сообщества также могут быть признаны традиционными для Литвы, если они пользуются поддержкой общества, а их учения и обряды не противоречат законам и нравственности. В настоящее время в Литве 677 римско-католических приходов, 52 православных , 61 старообрядческий приход.  Появилось неоязычество (наиболее известно общество «Ромува»).
В Латвии в религиозном отношении жители делятся следующим образом: 24% - лютеране (300 общин), 18% - католики (216 костёлов), 15% - православные (122 церкви православные и 66 церквей старообрядцев), другие вероисповедания – 8% (66 – баптистских и 18 адвентистских). 7 еврейских общин. Есть  кришнаиты, армия спасения, неоязычники.
В Эстонии в2010 году в регистр религиозных объединений были внесены 9 церквей и 9 приходских объединений с 470 приходами, а так же 71 независимый приход и 8 монастырей. Большинство населения относит себя к лютеранам (13,57%) и православным (12,79%). За ними следуют баптисты (0,54%) и католики (0,51%). Из последователей нехристианских традиций большинство составляли мусульмане, а также последователи религии Таара и коренной религии.
В Казахстане количество верующих и сочувствующих религии в зависимости от региона колеблется от 20 до 70%, это почти 30 конфессий и деноминаций. Мусульмане-сунниты составляют 47% верующих, православные христиане - 44%, протестанты - 2%. Имеются разнообразные организации, в том числе и нетрадиционные религиозные объединения: церковь "Новая жизнь", Сун Бок Ым, и др.
В ряде государств доминирует ислам суннитского толка.  В Узбекистане 88% мусульмане- сунниты, ещё около 9% - православные христиане, а также буддисты. В Киргизии - около 83% верующих исповедуют ислам, остальные - православные христиане, католики и лютеране - преимущественно немцы Поволжья. Есть представители протестантских церквей,  бахаи, иудеи, буддисты.
В Туркмении – мусульмане  составляют около 89% населения, православные - около 9% . В Таджикистане  -  подавляющее большинство населения республики (по оценкам до 98%) составляют сунниты ханафитского мазхаб, в Горном Бадахшане имеется шиитско-исмаилитское меньшинство. В стране 85 немусульманских религиозных объединений -  христиане (б.ч. православные), 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи - церковь Сон Мин. Также зарегистрированы общины бахаистов, зороастрийцев и иудеев.
Около 93,4% верующих Азербайджана  мусульмане, прежде всего - шииты (джафаритский мазхаб) и 15% сунниты (ханафитский мазхаб ). На 2011 год в стране действовало 1802 мечети. Имеются три еврейские общины (в т.ч. грузинских и горских), христиане (православные, католики и протестанты).
Представители церквей после почти векового периода вернулись на вокзалы, в армию,  больницы и  пеницитарные учреждения (молельные комнаты и домовые церкви).  Во всех странах НАТО есть институт военных капелланов. Так в Литве  создан военный ординариат для окормления военнослужащих католиков. Институт капелланов в российской армии появился в конце 2009 года (православные и мусульмане). В 1997 году в эстонских тюрьмах была введена должность капеллана, (среди них есть лютеране, православные, баптисты, мусульмане) зарплату капеллану платит государство.
 В новом тысячелетии произошло объединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Православной церковью (заключен Акт о каноническом общении) и возвращение части церковной собственности,  потерянной в советский период  - Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме (Израиль),  храм-подворье Святителя и Чудотворца Николая в г. Бари (Италия). Были построены новые храмы в Гаване (Республика Куба), Йоханнесбурге (ЮАР), Риме (Италия), Мадриде (Испания),  Шардже (ОАЭ), идет строительство храмов в Таиланде (о. Самуи) и Чили, остро стоит вопрос о строительстве нового храма в Париже. Правда часть приходов РЗПЦ ушла  в «свободное» плавание, не согласившись с идеей объединения (в основном в Латинской Америке, США и Канаде). Часть приходов, отвергших АКТ, перешли в юрисдикцию старостильных греков.
Ряд церквей ощутил на себе существенную либерализацию, как со стороны церкви, так и государства. Так в ряде лютеранских кирх Эстонии богослужение идёт на английском языке. Некоторые проявления язычества  получили в этой стране официальное признание, так самый массовый языческий праздник эстонцев Янова Ночь (Иван Купала) 24 июня является государственным, как и День весны 1 мая, следующий за Вальпургиевой ночью. В Литве  мусульманам для богослужения была возвращена Каунасская соборная мечеть. В январе 2013 года в местечке Игате (Латвия) освящена первая в истории Латвии церковь под эгидой экуменизма. Ее двери сегодня открыты для представителей всех христианских конфессий.
Отдельно следует рассмотреть вновь образованные республики и непризнанные территориальные образования.
В результате Грузино-абхазского конфликта 1992—1993 годов численность населения Абхазии, заметно сократилась -  на момент переписи 1989 года оно составляло 525 061 человек, из них абхазы — 93 267 человек (17,8 %). Согласно переписи, проведенной в 2003 году, численность населения республики составляет 215972 человек, хотя с этими данными не согласна грузинская сторона. По переписи 2011 года - 240 705человек, из которых 50,71% абхазы, 19,3% грузины, 17,32% - армяне, 9,17% -русские. За счет высокой доли сельских жителей, в республике отмечается естественный прирост населения. При этом 60% населения - христиане, преимущественно православные, 16% - мусульмане и 3% - язычники (абхазы верят в единого бога  Анцэа или Анцва). Русский язык является официальным языком государственных и других учреждений. 
 Православная Церковь в Абхазии (Пицундский Католикосат) провозгласила автономный статус.  В 1998 году был создан Епархиальный совет Сухумо-Абхазской епархии, принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиаа.  В 2008 году, по постановлению абхазского управления в верховьях Кодора, под управлением Абхазской епархии был передан сванский монастырь Святого Георгия в селе Ажара. В 2009 году  было принято решение объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия и объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной церкви, с молитвенной просьбой к московскому Патриарху и католикосу патриарху Тбилисскому и всея Грузии о восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей свое существование в 1795 году. Обе церкви ответили отказом. На данный момент Абхазская церковь расколота. В клире Абхазской православной церкви состоит 9 священнослужителей, из них 4 монашествующие. Решением Правительства Абхазии от 2011 года в безвозмездное и бессрочное пользование Абхазской православной церкви было передано 38 храмов, в результате чего она стала самым крупным землепользователем в республике. Но до сих пор статус церкви до конца не урегулирован. В Гудауте и Сухуми действуют мечети мусульман- суннитов. В Сухуми есть синагога, лютеранская кирха и костел.
По итогам переписи населения 1989 года численность постоянного населения Южной Осетии составила 98 527 человек, по данным ООН до августа 2008 года проживали почти 83 тысячи человек. По данным Комитета по миграции ПАСЕ численность Южной Осетии после августовских событий составила порядка 50 тысяч человек в 2009 г, из которых около 80% осетины. Почти все беженцы, как осетинские, так и грузинские впоследствии вернулись в места своего проживания. С 2012 года русский язык является государственным языком наряду с осетинским. После конфликта 2008 года и отказа  Московского Патриархата принять южноосетинскую церковь под свое окормление Аланская епархия Истинно-Православной церкви Греции стала фактически официальной Церковью Южной Осетии. Имеется 6 общин пятидесятников.
Непризнанная Нагорно-Карабахская республика провозглашена в 1991 году. По результатам переписи населения 2005 года, численность населения составила 137 737 человек, из них армян — 99,74%. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек. Преимущественно армяно-григориане, имеется община РПЦ.
Непризнанное государство - Приднестровская Молдавская республика провозглашена в 1990 году. По данным статистики, население на 1 января 2010 г. составило 517,9 тысяч человек,  90 % из которых имеют гражданство ПМР. Национальный состав в 2010 году выглядел следующим образом: молдаване - 31,9%, русские - 30,4%,  украинцы -  28,8%.  Статус государственного имеют три языка -   русский, молдавский и украинский. По переписи 2004 года 90% - православные (Московский патриархат). Есть религиозные общины армяно-григориан, старообрядцев, католиков, иудеев, протестантов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.