Зачем?
Не могу забыть, как лет десять назад беседовали мы с коллегой о предпочтениях в выборе книг для чтения в зависимости от душевного состояния. Все сложности жизни она «зачитывала» произведениями А.П.Чехова. В то время пребывала эта женщина под впечатлением от рассказа «Попрыгунья». Чувствовалось, что очарована моя собеседница доктором Дымовым и с большим осуждением воспринимает его жену. На мой вопрос: «Каково ее отношение к образу художника?», - последовал однозначный ответ, что «Лицо второго плана совершенно ее не заинтересовало». С недоумением выслушав ответ, все же спросила – «Как же вопрос дружбы и ссоры Чехова с Левитаном?» Оказалось, что «такие тонкости для нее не имеют никакого значения. Зачем вдаваться в ненужные подробности?» Пульсирует мысль - может быть именно таким образом Антон Павлович пытался остановить друга от необдуманных поступков?
Рассуждаем однажды с виртуальной подругой по переписке о творчестве М.И.Цветаевой. Осторожно пишу, что как поэта принимаю ее безоговорочно, а вот как мать и женщину понять не удается. Нет, не осуждаю. Просто не могу осмыслить: как могла она не поехать на похороны дочери Иринушки? Даже связь с Софией Парнок оставляю за скобками. Все же в результате этого чувства появились замечательные стихи. Хотя и ощущаю всю боль и отчаяние Сергея Эфрона. В ответ получаю сообщение, что «…главное - это стихи. Все остальное не играет никакой роли. Зачем вторгаться в личную жизнь? Великому поэту можно все простить». Не уверена - все ли? Разве для таких людей существует иной кодекс бытия?
Совсем недавно возник у меня спор с одним из новых знакомых о жизни и творчестве А.А. Ахматовой. Поразило его суждение, которое цитирую дословно: «В молодости мы зачитывались ее стихами, зачем же давать какую-то оценку ее жизни?» А как относиться к тому факту, что единственный сын талантливейший Лев Николаевич Гумилев так и не смог простить не менее талантливую и более известную мать? По всей видимости, допустила она в этом случае ошибку, а возможно и не одну.
Сколько раз возникали аналогичные ситуации! Однако вопрос – «Зачем?» - оставался без ответа.
На мой взгляд интересно не только содержание того или иного произведения. Не менее важно и знание обстоятельств, способствовавших его появлению. А как быть с вопросом - кто послужил прототипом героев? Чьи мысли они озвучивают, чьими чертами характера наделил их автор?
Читаю воспоминания писательницы и литературоведа Л.Б. Либединской под названием «Зеленая лампа». На одной из страниц приводит она эмоционально напряженный монолог К.И.Чуковского, который решила для удобства восприятия разделить на ряд составляющих:
«… литературу нужно любить по-умному!»;
«…изучение литературы требует такой же точности и тщательности, как изучение математики, химии, физики»;
«… биография писателя и его творчество – неделимы»;
«… нельзя изучать произведения, писать о них исследования и критические статьи, не зная до мельчайших подробностей жизнь писателя».
Закрываю книгу со словами: «Корней Иванович, спасибо!» Убеждена, что этому чудесному писателю можно и нужно верить.
Свидетельство о публикации №213091501002
Когда нам что-то не нравится в действиях великого человека, невозможно встать на его место. Тогда как можно судить? Нельзя очутиться и в том времени.
Тем не менее, солидарен с Вами в оценке слов Корнея Ивановича Чуковского.
С наступающим праздником!!!
Всего Вам самого доброго!!!
Игорь Тычинин 06.01.2021 17:46 Заявить о нарушении
С прошедшими праздниками!
Галина Магницкая 08.01.2021 07:20 Заявить о нарушении