Случайная встреча..
Посвящается моему отцу.
Встреча Встречи бывают разные, окрашивая яркими впечатления и оставляя после себя бурные эмоции. Они пронизывают нашу жизнь тонкими струнами, оставляя где-то глубокий след радости и боли, а где-то слабо видимый пунктир разочарований и досады. Иной раз, меняя кардинально все представления о жизни, заставляют человека по-другому взглянуть на мир, разделяя его восприятие на периоды «До» и «После». Но видимо самой важной встречей для всех является та, единственная, которая возвращает человеку того, кого он потерял очень давно и уже никогда не надеялся встретить.
Письмо. Давно не получал писем, только квитанции да рекламные проспекты. Мир изменился окончательно, все уже давно обходятся сотовыми телефонами, а тут письмо. Как неожиданный привет от забытого друга, оно лежало на руке источая запах прошлого. Конверт пожелтел от старости, хотя штемпель на марке был еще свежий. Осторожно надорвав его, я вынул лист бумаги. «Увидеть бесконечность дано лишь двум зеркалам, смотрящим друг в друга» - гласила надпись. Разговор о шахматах Весна... Каждый раз она приходит в этот мир по-разному, не исключением оказался и этот год. Тугие солнечные лучи рассекали воздух, заставляя его искриться и плескаться в лужах. Журча ручьями и половодьем, весна смело растеклась по округе озорной неразберихой. Капли мартовской влаги тарабанили крышу и, смешиваясь с шумом из водостока, образовывали какофонию радости. И сразу весь город наводнила шумная молодежь, веселая толпа плавно перетекала с улиц прямо в парки и скверы, рассаживаясь в тенистых беседках. В воздухе витал запах дыма, он пропитывался весенним духом тающего снега, дурманил и кружил голову. Вот именно в такие весенние дни всегда происходит что-то необычное. Когда день уже набрал силу, а тени замерли в пике, один одинокий и уже не молодой мужчина решил прогуляться. Все знали его как Андрей Дмитрич, ну а коллеги на работе называли – профессор (вот так и мы будем называть его). Обычно он гулял в соседнем сквере, но сегодня ему вдруг захотелось в городской парк. Его только открыли после зимы, но уже успели выкрасить скамейки и заменить лампы на старых фонарях. В парке обитал разный контингент - студенты, пожилые семейные пары ну и конечно дети. А еще туда приходили люди, которые приносили с собой шахматы, и за игрой вели интеллектуальные беседы. Профессор как раз относился к этой группе. Надеясь, на игру и интересный разговор он собрался, положил в сумку шахматы, а следом еще и толстую тетрадь студента. Неизвестный автор там кропотливо излагал свое видение на основные тезисы в теоретической физике. А так как Андрей Дмитрич был деканом одноименного факультета, ему было интересно, что написал этот уникум. Захватив по привычке трость, профессор вышел на улицу. День был действительно хорош, и эта короткая прогулка принесла ему массу удовольствия. В это время в парке почти никого не было, только несколько молодых пар на скамейках и мальчика пускающего солнечных зайчиков. Заняв ближайшую скамейку, профессор разложил фигуры на доске и взялся читать тетрадь:«Так, начнем-с... Свою работу, несмотря на математические выкладки, я написал в популярной форме, она проливает свет на Теорию Относительности, она доступна для понимания. Минимум формул и максимум образных примеров и сравнений, для лучшего восприятия. Вместе со мной Вы совершите увлекательное путешествие к ближайшей звезде, и возможно почувствуете, что такое время, пространство... Однако!»- пронеслось в голове цензора. «Но для того чтобы прийти к пониманию, надо переступить черту привычных понятий, преодолеть барьер общепринятого, устоявшегося мышления! Это под силу далеко не каждому... Начало интригует» - Профессор усмехнулся, но продолжил чтение.
«Бытует мнение, что нельзя достигнуть скорости света по той причине, что при разгоне будет расти масса, ускорение будет падать и при приближении к скорости света, масса будет стремиться к бесконечно большой величине... Неоспоримо»- подумал оппонент. И вот когда чтиво полностью поглотило мужчину, его неожиданно окликнули... «Вы играете в шахматы, профессор?»- спросил кто-то. Мужчина удивленно поднял голову, напротив него стоял тот самый мальчуган с зеркальцем, лет двенадцати, пускавший недавно солнечных зайчиков. «Да, играю... А вы собственно, почему меня назвали профессором, милостивый государь?»- глядя поверх очков, спросил мужчина. Мальчишка улыбнулся, прищурив один глаз, потом довольный самим собой произнес - «Ваш возраст, навскидку, пятьдесят пять или шестьдесят лет. У вас очки и солидная внешность. Да еще, вы так увлеченно читаете, хотя на обложке тетради написано – Теоретическая физика. Так выглядеть может только профессор. Я прав?" Прозорливость мальчика обезоружило его. Действительно такая надпись имеется и силуэт его схож с описанием, немного подумав, он ответил – «Спасибо за портрет. Ну-с, сыграем партию молодой человек, кстати, вы угадали я действительно профессор. Начинайте, ваш ход». Мальчик спрятал зеркальце, уселся напротив и сразу сделал ход. 1. e2-e4 e7-e5
2. Kg1-f3 Kb8-c6
3. Cf1-b5. Профессор удивленно – «Хм… Испанская партия. Похвально сударь, вы разыгрываете один из самых популярных дебютов, применяемых в партиях гроссмейстерами». Мальчик не смущаясь, парировал – «Вы правы, мне кажется это хороший дебют для розыгрыша. Ведь дальше можно применить разнообразные схемы. А можно я буду называть вас профессором?» «Как вы пожелаете, тогда я буду называть вас сударь» Они долго играли и периодически весело спорили, не замечая людей вокруг. Время, незаметно съело целый день. Уже вечерело, профессор поежился, в парке стало холодать. Загудели фонари, и он вновь опустел. «Ну вот, сударь, вам уже пора. У меня давно не было такого интересного собеседника. Да! Играете вы блестяще. Надеюсь, в следующий раз вы будете ко мне более благосклонны» - грустно произнес профессор. Мальчишка весело улыбнулся, потом зевнув, ответил – « Ничего профессор, выиграете еще, ладно до встречи, мне пора" Дорога до дома казалась бесконечной, профессор шел, задумчиво перебирая свои воспоминания о детстве. Он упорно пытался вспомнить себя в этом юном возрасте, но ничего не получалось. Всплывали только воспоминания об учебе в университете и защита его докторской. Ночь привнесла свои загадки, во сне профессору приснились его родители, старый дом его деда и школа на окраине села. «Прошлое уже прошло, будущее не наступило, а настоящее не имеет длительности: что же тогда остаётся от времени?»- спросил его кто-то во сне.
Решение Почему я не плакал в тот день, не пойму. Утро было прохладным, я собрал вещи и огляделся, на столе осталась только фотографию Хемингуэя. Подмигнув ему, грустно сказал –« До встречи». Моя отправка, к деду, это единоличное решение отца. Он сообщил маме, за два дня до отъезда. Почему он так решил, до сих пор загадка. Когда машина подъехала к подъезду, мама засуетилась и неожиданно расплакалась. Отец отдернул ее, кивком указывая в мою сторону. Мама обняла меня – «Сынок, не скучай, пиши нам письма. Вот здесь деньги на марки и конверты. Радость моя, пиши», сунула мне в карман сверток и поцеловала в щеку. И только на самом пороге, боясь обернуться, я посмотрел на ее отражение в зеркале, в зазеркалье мама казалась меньше и роднее. Внезапно в груди у меня что-то сжалось и начало болеть. На тот момент, мне было ровно двенадцать лет.Вот машина тронулась и выехала со двора. Мой детский мир вместе с родительским домом начал сужаться и удаляться от меня. И когда он окончательно растворился в пыли, мне навстречу ринулась уже совсем другая жизнь. Весь путь до села был не близким, я успел пару раз заснуть, под монотонный гул. Когда приехали не помню. Проснулся я уже в чужой кровати, потолки были низкими, и глазу были видны не только трещины, но и все бугорки на белой штукатурке. Утро было ярким, с окон бил солнечный свет, освещая массивный деревенский стол в центре комнаты. Я вскочил и выбежал во двор. Дед стоял боком ко мне и что-то строго объяснял отцу. Тогда ему было лет шестьдесят, широкоплечий и высокий. Простое широкое лицо, густые брови и волнистые с легкой проседью волосы. Отец на фоне деда казался щуплым, и как говорил он сам, был похож на свою покойную маму. Наконец, они закончили и направились в мою сторону. «Будь мужчиной, дедушка любит тебя и будет о тебе заботиться. Школа здесь хорошая, учись для себя, не для нас. Мы будем приезжать, а ты пиши. Вот тетрадь, пиши здесь все что хочешь, мы потом с мамой почитаем. Ладно, мне пора, не раскисай» - сказал отец и обнял меня. Машина удалялась, а я все ждал, вдруг отец передумает. Чудо не свершилось. « Ну, здравствуй внук. Не переживай, родители скоро приедут. А нам пора поближе узнать друг друга. Кстати, ты играешь в шахматы?» - это первые слова, которые я услышал от деда. Столько лет прошло, а я все еще помню его голос… Разговор о звездах. Наступил май, а это почти лето. Профессор и мальчик почти каждый день встречались в парке, играли в шахматы, а после долго разговаривали на разные темы. Профессору нравилось рассказывать о своем детстве, мальчик ему напоминал сына. Его сын уже давно жил за границей, периодически звонил, а приезжал только раз в год. Но это было так мало, для пожилого отца. Мальчишка сидел на скамейке и смотрел на солнце, через зеленый осколок бутылки. Профессор же, читал старую тетрадь, периодически улыбался и поправлял очки. «Эфиристы - это люди, которые верят в существование эфира – некую субстанцию, где скорость понятие абсолютное. Эйнштейн отказался от эфира – как от материальной субстанции, эфир – это только протяжённость, и больше ничего… Абсолютно верно» - резюмировал в голове профессор. «Но до сих пор люди не хотят смириться с этим, ни как не могут понять силы, действующие через пустоту. И многим людям до сих пор неймётся, так хочется вернуться к эфиру, к привычным понятиям о скорости, о силе, которая действует через какие то ниточки, корпускулы и прочие солитоны. Они не могут выйти из средневекового примитива. Своим примитивным мировоззрением они оказывают отрицательное влияние на молодые умы, чем наносят громадный вред в дальнейшем развитии науки… Ну, это слишком, юношеский максимализм » - подумал он и отложил тетрадь в сторону. «Ты знаешь, что наше солнце, не такое и большое, если сравнивать с другими звездами» - сказал профессор. «Догадываюсь, а мне все равно, оно и так хорошо греет. Верно ведь» - щурясь, ответил мальчик. « А еще, звёзды называют главными телами Вселенной, поскольку в них заключена основная масса светящегося вещества в природе» - резюмировал профессор. «Меня совсем другое удивляет, как так получилось, что модель звезды с ее планетами удивительным образом схожа с моделью атома с его электронами на орбите, вы не заметили сходства, профессор?» - многозначительно произнес мальчишка. От удивления профессора передернуло - «Сударь, а откуда у вас столь глубокие познания в физике, микро и макромире, вы в каком классе учитесь?» Мальчишка залился звонким смехом, держась за живот. Ну а потом, неожиданно успокоившись, сказал – «Вы же все равно не поверите. Возможно, я просто любопытный» Профессор пристально посмотрел на него. Потом задумчиво, слегка растягивая речь как лектор, подытожил – «Действительно, современная модель атома является развитием планетарной модели. Согласно этой системы, ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и нейтронов. Окружено отрицательно заряженными электронами. Однако представления квантовой механики не позволяют считать, что электроны движутся вокруг ядра по сколько-нибудь определённым траекториям, так что на этом схожесть этих моделей заканчивается. Да и физические процессы, проходящие на этих двух объектах, радикально разные» «Ну-у, профессор! А давайте просто предположим, что человек являемся бесконечным скоплением звезд и планет. И мы, все люди на земле, это основная и главная масса светящегося вещества во вселенной… Вы только представьте - Я целая вселенная! » - выпалил малыш, вскинув руки вверх. Профессор онемел от неожиданности, в этом юном создании он вдруг увидел гения, и не найдя более достойных слов, задумчиво произнес – «Великий Эйнштейн сказал как-то - Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир. Сударь, не растеряйте свой бесценный дар» После этой встречи в парке, профессору не спалось, он прокручивал в голове весь разговор. Все еще удивляясь масштабности и дерзости детской мысли. И уже во сне, мужчина вдруг вспомнил слова деда, в детстве - «Мальчик мой, мечтай, а если этого не умеешь, постарайся научиться. Потому что это единственная способность человека, приносящее ему настоящее удовольствие всю жизнь»
Дед Мой дед был простым сельским учителем, кроме этого он еще вел кружек астрономии в школе. В этой крепкой фигуре виделся кто угодно, только не учитель. Но все же заниматься детьми было его призванием. Так что учить меня, да еще и сельскую детвору у него получалось лучше всего. После школы я быстро перекусывал и бежал обратно в школу, помогать деду с кружком. В актовом зале дед всем показывал диафильмы о космосе. Мы восторженно созерцали, как рождались звезды и планеты. Вот тогда и решил, чем буду заниматься, когда выросту, физикой. Зимой, когда звезды были особенно яркие, я очень часто выходил во двор и подолгу вглядывался в небо, разглядывая созвездия. А уже лежа в постели представлял, как совершаю межзвездные перелеты, огибая кольца Сатурна и наблюдая вековую бурю на Юпитере. Мои разум впитывал буквально все, что могло меня приблизить ко всему неизведанному и таинственному. Да, я хорошо помню то время, время озарений и открытий, под бесконечный полет фантазии.
Разговор о времени. Лето… Буйство ультрамарина преобразило парк, он покрылся бурной растительностью и заблагоухал пышными клумбами. Солнце стояло ослепительным зеркалом в зените, и своими лучами ласкало все живое. Люди лениво жарились на скамейках, потягивая что-то из бутылок. Детвора бегала среди кустов сирени, играла в мяч и запускала воздушного змея. Июльские дни самые длинные в году, но почему то именно этот месяц самый короткий для человеческого восприятия. Профессор и мальчишка, все дни напролет, увлеченно играли в шахматы, прикрываясь от солнца зонтом. Удивительным образом, но большую часть времени они молчали, наслаждаясь азартной игрой. Погода была великолепной, они сидели в парке с утра до вечера, разыгрывая партию за партией. И когда профессор уставал от шахмат, он начинал читать старую тетрадь. « В науке, по ходу её развития, иногда наступает предел, когда в рамках прежних понятий, становится невозможным дальнейшее её развитие. В этом случае необходимо менять психологию мышления, изменять границу привычных представлений. Дойдя до этого порога, оставаясь в рамках привычного, наука дальше не может двигаться в правильном направлении, а двигаясь в неправильном направлении, можно сказать – она стоит на месте… Логично, но самонадеянно» - хмыкнул профессор и продолжил читать. « Нечто аналогичное происходит сейчас. Для теории относительности этот предел давно уже наступил. Вот уже столько лет наука, в теории относительности топчется на месте. Эйнштейн не смог перешагнуть порог привычного, и "решил" проблему в рамках привычных понятий о пространстве, скорости, но он был на правильном пути. Но надо дальше развивать физику в этом направлении – по пути релятивизма, многие до сих пор на полном серьёзе изучают "изменения" на больших скоростях: сокращение длинны, увеличение массы или заряда. Ведь фактически признание абсолютности скорости это и есть отход от Теории Относительности… М-да, а ведь есть что-то в этих строках» - подумал профессор. «Время так быстро летит, уже лето скоро кончится» - неожиданно сказал мальчик. «Да, скоро август, и можно сказать, что лето уже закончилось. А там, не за горами, школа. Я вижу сударь, вам не нравится эта перспектива» - сказал профессор, закрывая тетрадь.«Нет, профессор, я не об этом. Пытаюсь все понять, что такое время. Вот смотрю на муху, она живет 60 дней. И наши человеческие годы для нее бесконечность. Но наш возраст, относительно целой планеты, это почти мгновение» - тихо промолвил мальчишка. «Да, вы правы, милостивый государь, время как феномен, для нас недосягаемо. Вот читаю тетрадь, уже три месяца, нашел ее у себя, студент оставил какой-то. Здесь как раз есть оригинальный подход к объяснению этого понятия» - профессор раскрыл тетрадь, пролистал и нашел нужное оглавление. «Вот, если пожелаете, прочту. А потом постараюсь доступно объяснить» - произнес профессор, одевая очки. «Конечно профессор, читайте» - удобно усевшись, сказал мальчик. «Нет единого Мирового времени во Вселенной, в разных местах и на разных относительных скоростях оно своё. Время - это четвёртое измерение, это динамика остальных трёх» - негромко и с расстановкой начал читать мужчина. «Во времени разворачивается пространство, это максимальное взаимодействие, ограниченное течением времени. Мы всегда стоим на месте для течения времени, и время везде течёт одинаково. В любом пространстве мы стоим на месте, а время как шло, так и идёт мимо нас одинаково. Где Вы, там и Ваше пространство, а движетесь ли Вы или нет, это понятие относительное, а лучше сказать – бессмысленное, в любом пространстве Вы стоите на месте, т.е. где Вы, там и Ваше пространство» - закончил профессор и с любопытством посмотрел на мальчишку. Мальчик внимательно слушал, одновременно тростинкой рисовал что-то на земле. «Все просто и понятно. Время создает и генерирует пространство, свою скорость и перемещение в пространстве. Когда нет времени, тогда пространство инертное, статичное и пустое, а значит без характеристик. Энтропия» - тихо сказал мальчик, не дождавшись объяснений профессора. Такой ответ ничуть не удивил профессора, он уже привык к глубокомыслию юного дарования. Мужчина вздохнул, снял очки и посмотрел на небо. Хотя солнце находилось на закате, все равно в парке было светло. Жара почти спала, и только теплые порывы ветра играли с кудрявой сиренью. Мальчик молчал, думая о чем-то своем. Этот образ, на фоне заходящего солнца навеял профессору воспоминания о его детстве. «Ну-с, милостивый государь, вот и нам пора по домам. Вы еще раз поразили меня остротой вашего ума, а вот в шахматы я просто отчаялся у вас выиграть. Давайте, следующий раз просто прогуляемся, да и шахматы уже порядком утомили меня» - сказал он, собирая фигуры в коробку. Мальчик вздохнул и тихо попрощался. «Обиделся» - подумал профессор, выходя из парка. Летний вечер набирал силу, солнце уже давно ушло с небосвода, но небо все еще горело яркой синевой. Приятно гудели фонари на аллее, покрывая улицу и здания ровным желтым цветом. От этого тени только казались еще гуще и выразительнее. Они прятались на мостовой и старых домах причудливым узором, оживая только когда, из-за угла выезжала одинокая машина. Впервые профессор открыл для себя красоту ночного города. Не торопясь, мужчина шел по старой мостовой, смотрел на дома, окна и думал о сыне. Придя домой, мужчина сразу лег, сон незаметно окутал его. Приснился его новый друг, они вместе сидели во дворе дома его детства, весело спорили. Сон был цветной и от этого был еще более реалистичным. И в этот самый момент профессор остро ощутил себя ребенком, необычное состояние пронзило его. От этого чувства он моментально проснулся и неожиданно для себя, расплакался. Спать уже совсем не хотелось, он включил лампу и открыл тетрадь. «Так продолжим… Скорость света, или скорость максимального взаимодействия - это нулевое пространство. Где длина, высота, ширина – ноль, масса – ноль, время отсутствует. Никакого приближения к скорости нет, и быть не может. Сколько бы мы не разгонялись, относительно света мы всегда стоим на месте, только меняем пространства. При разгоне, ни масса у нас не увеличивается, ни ускорение не падает, ни законы Ньютона не меняются, и всё остальное сохраняется, как и прежде, и разгоняться можно сколько угодно. Просто мы будем уходить в другие пространства, в каждом из которых стоим на месте. Пока идём с ускорением – меняем пространства, останавливаемся - зафиксировались в последнем пространстве, где все законы одинаковы. Понятие "околосветовая скорость" – становится неуместным, просто из других пространств будет так казаться…М-да. дела» - профессор выключил лампу, раздвинул шторы на окнах и стал смотреть на ночной город. «Все знают, что это невозможно. Но вдруг приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает великое открытие. Точное высказывание» - подумал мужчина, проваливаясь в сон.
Тетрадь Время все лечит, и я уже перестал скучать по родителям. Местные жители приняли меня, все-таки внук уважаемого учителя. А еще у меня появились друзья, простые и верные. Мои интересы переросли обычное увлечение, приняв особую форму фанатизма. Деду это нравилось, он приносил мне интересные книги и журналы. Иногда подолгу сидел и пытался понять суть явлений, которым нет объяснения. К тому времени, я уже мог свободно дискутировать с учителями физики и химии. Все что во мне рождалось, аккуратно записывал в тетрадку. Иногда тетрадь заканчивалась, тогда вшивал новые листки и писал дальше. Все больше увлекаясь, я открыл для себя такие понятия – Сингулярность, Аберрация, Коллапс. Мой разум разросся до небывалых размеров, но все же еще умещался в одной маленькой тетради.
Разговор о закате Осень…Лето отгорело, город заполнился осенней суматохой. Все чаще, небосвод заволакивало хмурыми облаками, что казалось сама природа, недовольна кем-то. Дни стали короче, а солнце уже к шести торопилось на закат. Дома, улицы, аллеи и даже небо покрылось серым оттенком. И только парк сиял своим великолепием, осень щедро наградило его своими красками. Дорожки были засыпаны разноцветной листвой, пахло костром и мокрой землей. В парк почти никто не ходил, только школьники и мамаши с колясками, да еще пожилой мужчина с трость. Он всегда приходил в одно и то же время, выставив фигуры на шахматной доске, он начинал читать старую тетрадь. Профессор вновь пришел в парк, все еще надеясь встретить друга. После последней встречи он больше не приходил, и профессор почему-то чувствовал вину за собой. Он почти дочитал тетрадь, остались только выкладки и диаграммы. Как вдруг осенний ветер ворвался в парк, принося с собой дыхание зимы. Тетрадь ожила и как птица пыталась вспорхнуть с рук. Мужчина аккуратно спрятал ее в сумку, собрал шахматы и уже встал, чтобы уйти. Как вдруг, услышал знакомый возглас за спиной. «Профессор!» Профессор обернулся. Мальчишка озорно улыбался, казался взрослым и даже вытянулся. «Ну, милостивый государь, так можно и заикой стать. Вы так тихо подкрались» - с радостью произнес мужчина. «Рад вас видеть, профессор!» - мальчик лихо перепрыгнул скамейку и протянул руку для приветствия. «Здравствуйте сударь, присаживайтесь. И давай те быстрей рассказывайте, делитесь своими новостями. Вы так долго отсутствовали, думаю у вас есть что рассказать старику» - мужчина уселся напротив юноши и приготовился слушать. Юноша начал увлеченно говорить, периодически соскакивая с места и активно жестикулируя, он увлеченно рассказывал, ведь у него было о чем рассказать . Профессор внимательно слушал, периодически, ловя себя на мысли, что его друг говорит на отвлеченные темы. Он рассказал, как прочитал всего Диккенса, и что ему безумно нравится проза. Говорил об удивительном мире Гофмана, что именно в его сказках скрыта тайна миров. А еще, что ему жаль ушедшее лето, а эта осень навевает тоску. А в это время парк шелестел, теряя свой наряд, он танцевал в такт осеннего ветра. И казалось, что каждое дерево в нем прощалось с этим миром, махая голыми ветвями. Природа тихо засыпала, пропитанная осенней влагой и летними воспоминаниями. Парк окончательно опустел, и только одинокий ветер гулял по аллеям. За разговорами, незаметно прошел целый день. Друзья молчали, удовлетворенные долгожданной беседой. А в это время солнце повисло у самого края земли. Собеседники заворожено наблюдали за закатом, там, где красное светило медленно плавилось и тонуло, густо покрывая алыми румянами облака. И когда оно окончательно исчезло с горизонта, вдруг гордое светило вспыхнуло за краем земли предсмертным всполохом, озарив все небо огненным пурпуром. Профессор надел очки и собрал вещи. «Грустно как, каждый день солнце умирает» - произнес юноша.«А вы сударь, так и не ответили, где пропадали все это время?» - спросил профессор. «Что делает закат прекрасным? Наверное, не только то, что позволяет наблюдать картины потрясающей красоты. Время - вот что еще важно! Мы наблюдаем закат в конце дня. Каким был день? Принес он нам радость или печаль? Мы сами сделали доброе дело на благо других или, наоборот, совершили дурной поступок, огорчили кого-то?» - тихо сказал юноша. «Это из Маленького принца, Экзюпери. А вот мне нравится это- «Я так люблю чарующий закат… Особенно когда закат на море… Как вдалеке пылающий фрегат… Горит он парусами на приколе…» Не знаю кто написал» -ответил профессор «Вижу вы снова принесли тетрадь. Неужели еще не прочли, о чем она?» «Прочел, суть понятна. Неплохо написано, для научной фантастики, чувствуется отсутствие теоретической базы и основных знаний. Неизвестный автор хорошо потрудился, мне понравилась основная концепция этого труда»- ответил профессор. «Интересно, кто автор. Наверно она подписана, а вы даже не посмотрели. Кстати, а мне пора, до встречи профессор» - произнес юноша и попрощался, растворяясь в темноте. Мужчина остался в парке один, суровый ветер принес осеннюю сырость и редкие дождевые капли. Профессор раскрыл зонт и направился в сторону дома. За это время, город изменился, фонари потускнели, а тени стали длинными и таинственными. Все строения вокруг осунулись, а аллея потеряла былую привлекательность. Мужчина быстро добрался до дома, послушал новости за чашкой чая и приготовился ко сну. Но вдруг вспомнил последнюю фразу своего друга. «Действительно, почему я сразу не посмотрел, возможно она подписана» Он достал из сумки тетрадь и начал изучать. Она была старая, на обложке нарисована «Жар птица», такие тетради делали еще в 60- 70 годах. На титульном листе было написано - «Теоретическая физика». Быстро перелистав содержимое и ничего не найдя, он раскрыл последнюю страницу тетради. Страница была вся расчеркнута, заполнена какими-то графиками и бессмысленными надписями. Но когда профессор уже собрался закрыть ее, он увидел надпись. В крайне правом углу, мелкими буквами. Она почти истерлась, но разобрать буквы было можно. Профессор поправил очки и подсел к лампе –« Начата -1964 году, учеником 10 «А» класса, Азаровым Андрей Дмитричем», прочитал он вслух. Тетрадь выпала из рук, потемнело в глазах и наступило глухое состояние ступора. Мужчина долго сидел с закрытыми глазами затем, не раздеваясь, лег на диван. Как сразу почувствовал, что проваливается. Сон моментально поглотил его, и был глубоким как омут. Ему снились фрагменты из жизни, которые пересекались с чередой непонятных образов. Они набирали скорость и неслись через него подобно вагонам метро, их динамика нарастала. И настал момент, когда уже казалось, что он находится в одном большом грохочущем туннеле… Стоп! Как будто кто-то сорвал тормозной кран. Он проснулся. Сознание быстро избавилось от остатков сна. Он встал с дивана, распахнул окно и пошел в ванную. Пригоршней набрал холодной воды, и резко плеснул себе в лицо. «Получается, я все это время читал свою тетрадь, тогда почему же не помню ее… » Мужчина вошел в комнату, закрыл окно и поднял тетрадь. Первое что он сделал, это проверил все формулы, далее разобрал все диаграммы. Странным образом все сходилось, не было даже арифметических ошибок. Автор только изменил основную концепцию Теории Относительности, исключив из нее понятие - Скорость света, как фундаментальная постоянная. Нет больше абсолютной величины скорости, а есть трехмерное пространство с плавным переходом в четвертое измерение, которое и является время. Проще говоря, время уже не только последовательная цепь событий и априорная характеристика, а вполне материальная и даже базовая часть мироздания. Закончил поздно, под утро. Голова профессора отяжелела, в ней неустанно вертелись формулы и графики. Он закрыл тетрадь, встал со стола и направился к дивану. Спать не хотелось и что бы хоть как-нибудь отвлечься, он стал вспоминать свое детство. В последнее время его постоянно тянуло в тот период жизни. Мужчина глухо выдохнул и повернулся на бок.
Удивление «Дед! Ты мне объясни, как это понять? Ты говоришь, что электрон ведет себя двояко, не наблюдаемый электрон ведет себя как волна, но стоит подвергнуть его наблюдению, он превращается в частицу. А есть пример такого поведения. Разве это возможно?»- мой внук не унимался, даже за игрой он находил время поговорить. «Хе-хе, это тебе не классическая физика и то, что ты не можешь понять, имеет логическое объяснение. Ему еще название придумали – волночастица. Описываемое тобой состояние частиц является суперпозицией. Ну а насчет примера – Возьми зеркало, обыкновенное зеркало, посмотри в него. Что ты увидишь, свое отражение. Теоретически твое отражение это и есть твоя волновая проекция, где ты сам, реальный, являешься объектом материальным, состоящим из частиц. А теперь нюанс, а возникло бы твое отражения без участия зеркала? Нет. Применение зеркала и есть процесс наблюдения. Ты почему не играешь, твой ход. Так вот, такое двоякое поведение электрона обусловлено законами квантовой физики. А это мой друг, совсем другие принципы. Ну а эту партию можно признать ничейной. Ты согласен со мной малыш?» Когда он приехал ко мне это был маленький расстроенный мальчик, с узкими плечами и торчащими ключицами. Теперь это высокий и стройный парень, с ломаным голосом. Из далекого детства, у него остался только конопатый нос. Зря сын волновался за него, он очень смышленый. Вот только рассеянный немного, ничего с возрастом пройдет. «Я все равно не пойму, складывается ощущения, что электроны наделены разумом. Либо само действие, или бездействие наблюдателя, могут повлиять на физическое состояние этих малых частиц. А разве это возможно? Абсурд!» - пробормотал он. « Это еще что. Еще есть такое понятие как квантовый скачок - Уходя со своей орбиты, атомного ядра, электрон, движется не так, как обычные объекты, он передвигается мгновенно. Т.е. он исчезает с одной орбиты и появляется на другой. Моментально, без перемещения и скоростей. Хлоп, и в другом пространственном измерении. И точно определить, где возникнет электрон или когда он совершит скачок невозможно, максимум что можно сделать, это обозначить вероятность нового местоположения электрона. Ты только это представь, мгновенно, без скорости менять свое место расположения в пространстве» Внука удивленно молчал, я не могу даже представить какие мысли, на тот момент, носились в его голове. Мне стало немного не по себе, от его реакции на мои слова. Видимо он, действительно, серьезно увлечен предметом. « Как моментально, без перемещения и скорости? Быстрее скорости света, а разве можно двигаться в пространстве быстрее нее. Сумбур, эти принципы не укладывается у меня в голове» - он начал собирать фигуры в коробку. «Квантовая физика вся состоит из парадоксов. Вот, например один из них – «Теорема Белла» Все на свете, элементарные частицы, тесно связаны между собой на некоем уровне, за пределами времени и пространства. Т.е. если спровоцировать образование двух частиц одновременно, они будут связаны друг с другом, и находиться в состоянии суперпозиции. Помнишь зеркало, о котором я говорил. Но если мы захотим отправить их в противоположные концы вселенной и через некоторое время тем или иным образом изменим состояние одной из этих частиц, вторая частица тут же, мгновенно изменится, чтобы прийти в такое же состояние. Ты понял, что я имел в виду? Возможно уже существуют параллельные вселенные, с твоими двойниками, в тех мирах. И вы можете влиять, друг на друга. Хотя, это только мои предположения» Видимо мои слова его окончательно поразили, даже сложно описать его состояние на тот момент. Он посмотрел на меня, затем перевел взгляд на небо. «Как все запутанно и одновременно предельно просто. Разнообразие миров, это восхитительно. Проживать бесконечно разную жизнь, в разных частях вселенной, это просто невероятно. Можно теперь точно сказать - мы вечные. Ты дай мне книги об этих вещах, я должен прочитать и удостовериться. Да кстати, давно хотел тебя спросить. Ты помнишь тот день, когда отец привез меня? Почему ты тогда первым делом спросил, не играю ли я в шахматы. Какая необходимость была, тогда, в том вопросе?» Я знал, что когда-нибудь он спросит об этом. Пауза видимо затянулась, и его глаза с нетерпением вглядывались в меня. « Хочешь узнать, о чем думает человек, сыграй с ним одну партию, хочешь понять его, играй в шахматы с ним всю жизнь. Вот я с тобой и играю» - ответил я внуку, улыбаясь.
Последний разговор Снег… Его белые хлопья кружили в воздухе, легкие и невесомые, они как перья неведомой птицы падали с небес. Молодой снег накрыл всю землю, словно пуховым платком. Да так, что все воспоминания о лете были благополучно спрятаны под сугробами. Деревья стояли пушистыми и мохнатыми, потеряв природную грацию, они пригнулись к земле. Все цвета вокруг растворились и рассеялись в зимней белизне. Зима. Время, когда мгновения, зависая над миром снежинками, рождают тишину. Когда задорный мороз трещит и искрится в небесах, а затем всю ночь, от скуки, рисует узоры на оконных стеклах. Именно в такие моменты каждый человек вдруг начинает верить в чудеса, и на миг возвращается в детство. Старый парк к этому времени уже засыпало снегом. Он как истинный джентльмен, был уже весь в белом и только местами окантован серыми штрихами. Эта скупость в цвете украшала его, создавая вокруг него дух торжества и праздника. Людей в парке почти не было, только дети да одинокие лыжники на окраине. Как всегда пришел пожилой мужчина, он был частым гостем этого парка. Садился обычно на одну и туже скамейку, и всегда приходил после обеда, засиживаясь до закрытия. Серое зимнее пальто, плотный шарф и меховая шапка, все как обычно, так одеваются многие пожилые люди, хотя нет, еще была трость. Изящная лаковая трость, с серебряным набалдашником. Она подчеркивала природную худобу человека, делая из своего хозяина элегантного стареющего франта. Мужчина подолгу сидел, вглядывался в зимнее небо, упершись подбородком на трость. Грустно вздыхал, говоря что-то вполголоса, даже иногда казалось, он ведет диалог с невидимым собеседником. « Как много снега в этом году» - прошептал профессор, любуясь заснеженной аллеей. Высокие ели сгибались, от мокрого снега, нависали над ней, и казалось, что ведет прямо в сказочный лес. «Сегодня все как-то по-особенному - звенящая тишина и легкий мороз. Просто замечательно» - сказал он. Ему сразу вспомнился тот мальчишка, уже пять лет прошло после их последней встречи. А ведь именно разговоры с ним заставили профессора вернуться в науку. Да еще детская тетрадь дала совершенно новый толчок. В то время профессор уже не надеялся, после стольких лет тишины, вернутся к научной работе. «Это все ты, и твоя детская фантазия. Видимо встречи с тобой натолкнули меня на идею что сны и галлюцинации - это явления, связанные с пребыванием человека в особом состоянии и имеют квантовую природу. Ведь сознание-это множественная серия процессов выбора реальности. А процессы выбора нашей реальности, нашего восприятия, нашего ощущения, повторяясь ежесекундно, создают индивидуальную вселенную для каждого. Ты оказался прав малыш, ты целая вселенная» Парк молчал в ответ, и не найдя нужных слов зажегся желтыми фонарями. « Ну да, что это я. Столько лет прошло, возможно, тебя вообще не было» - прошептал мужчина, опуская голову. Да, любая история слагается из незаметных моментов жизни, и хотелось вернуться в детство. Где его ждут под елкой, трогательные воспоминания, упакованные в цветную бумагу с золотистой лентой и окутанные запахом апельсина. Или в его молодость, где остались долгие ночные прогулки с любимой у реки. Ну и конечно зрелость, где радость и гордость за сына смешивается с тонким ощущением собственного бессилия перед временем. Профессор поежился, холод уже начал щупать его, сильно захотелось домой. Ведь самое главное его событие за эти пять лет, это возвращение сына. Мужчина улыбнулся, шумно выдохнув паром, закрыл глаза. Сын приехал неожиданно, без звонка и с порога сильно обнял старика. Оба расплакались, один томимый острым чувством одиночества, а другой от неожиданного чувства радости от встречи. Через некоторое время сын женился, у него родился сын. Профессор стал дедом, мир вокруг него заполнился веселой суетой и сладким детским запахом. Все складывалось весьма удачно для него, и можно сказать, что на данный момент он был совершенно счастлив. Только что-то не давало ему уснуть и раз за разом заставляло идти в старый парк. Теперь ему было чем похвастаться и рассказать его старому другу. Он так долго ждал, что уже отчаялся. Зимний парк спал, пропитанный воспоминаниями. Тихо ворочаясь в сугробах, он видел цветные сны, чувствовал запах молодой травы и ощущал теплоту остывающей земли. Горели фонари на аллейе и уже зажглись новогодние гирлянды на деревьях. Ночной парк опустел, замолчала музыка на катке, осталась только тишина да фигура счастливого старца на скамейке. «Здравствуйте Профессор»… Две фигуры удалялись, растворяясь в легком мареве морозного вечера, оставляя за собой шлейф грусти и серебристую изморозь на кустах акации. Самая важная встреча для человека, эта встреча с самим собой, ведь она возвращает ему того, кого он потерял очень давно и уже никогда не надеялсястретить.
Свидетельство о публикации №213091501446