Типично польская трагедия

       15 апреля 2010 года под Смоленском разбился самолёт польского президента. Погиб сам президент Качиньский, его жена и представители польской политической элиты. Долго гадали о причинах этой катастрофы: Качиньский ли отдал приказ капитану садиться, наплевав на советы смоленского авиадиспетчера идти на запасной аэродром в Витебск, или капитан Протасюк вспомнил своего предшественника, отказавшегося сесть по приказу президента в Тбилиси в августе 2008-го и, по слухам, отданного за трусость под суд?

       Президента Качиньского погубили именно те три качества, что и привели экстравагантного мэра Варшавы в президентский дворец: ненависть к России, безразличие к реальности и любовь к себе в роли главного патриота Польши. Апрельский десант в Катынь явно планировался как политическая оплеуха двум «зарвавшимся» недругам президента Качиньского – Владимиру Путину и Дональду Туску. Жуткая эта драма укрыла собою подготовку грандиозного дипломатического скандала. Политики и журналисты прошли мимо важнейшего вопроса – как могло так быть, что в аэропорту Смоленск-Северный президента страны ЕС и его сопровождающих никто с российской стороны не готовился встретить?

       Никто из высшего руководства РФ не прилетел в Смоленск тем утром. И даже транспортник с сотрудниками ФСБ, собиравшийся приземлиться за час до Качиньского, спокойно развернулся на Москву, узнав, что над Смоленском сплошной туман. А всё дело в том, что тремя днями раньше уже состоялась официальная церемония в память о расстрелянных в катынском лесу польских военнопленных. Снимок двух коленопреклонных премьеров – Путина и Туска – облетел всю планету.

       Президента Качиньского на той церемонии не было. Почему? Всё объясняется просто: в Кремле Качиньского считали «недоговороспособным» политиком. Но российская сторона  воспользовалась вполне дипломатическим приёмом: сменила уровень Катынского мероприятия с президентского на премьерский. В Смоленск не полетел 7 апреля Дмитрий Медведев, значит нечего там делать и Леху Качиньскому. Президента Польши поставили на место чисто. Но этот мессидж он получил задолго до начала официальной церемонии. Было время оклематься и обдумать ответный ход.

       Неизвестно, как президент Польши получил согласие российской стороны на визит 10 апреля в таком странном формате, но готовился он к нему, как к большой битве.  В злополучном президентском ТУ-154 президента сопровождала лишь небольшая часть его делегации. Ещё примерно 400 (!) человек из числа польской политической и культурной элиты отправились в Смоленск из Варшавы спецпоездом. Они-то и ждали Качиньского и остальных делегатов на военном аэродроме Смоленск-Северный…

       Теперь, можно увидеть истинную картину того трагического утра. Президентский ТУ с супругами Качиньскими и ещё 85-ю польскими политиками подлетает к Смоленску. Президент звонит из самолёта брату-близнецу: всё нормально, Ярослав, скоро приземляемся. В этом коротком утреннем разговоре двух братьев явно звучит какой-то скрытый подтекст, ответ на какие-то вечерние тревожные вопросы.

       Через полчаса  начало запланированной церемонии. Целый поезд соотечественников уже в Смоленске. И тут какой-то майор Плюснин, представляющийся руководителем полётов военного аэродрома, говорит: садиться нельзя, видимость резко ухудшилась, плотный туман, уходите на запасной аэродром в Витебск.

       Неизвестно, доложил ли капитан корабля об этом сообщении своему главному пассажиру или сам понял: начинается! Ведь он наверняка был в курсе непростых отношений между его боссом и Кремлём. И точно так же, как и Качиньский, Плюснину не поверил: подумал, прикажут майору, так он не то что туману над ВПП напустит, а скажет, что здесь цунами началось. И ответил единственно возможным в этой  патовой ситуации образом: горючки у меня достаточно, зайду на посадку, если не получится – уйду на Витебск.

       Польский президент представил, что будет дальше. Садится он в Витебске, в гостях у Лукашенко. Транспорта на борту у него нет, виз белорусских, кстати, тоже. Пока Батька расщедрится, пока они колонной проедут 150 км от Витебска до Катыни – наступит вечер.

       Польские журналисты, прилетевшие в Смоленск за пару часов до Качиньского на передовом борту, ославят его до конца дней: польский президент испугался простого русского тумана и удрал от него в Белоруссию. Мероприятие сорвётся. А осенью выборы. Рейтинги у него хуже некуда. А после такого афронта можно и вообще кандидатуру не выставлять…

       К тому же он был наверняка уверен, что никакого такого тумана над Смоленском нет. Но ведь претензий-то предъявлять потом будет некому! Не станешь же судиться с майором Плюсниным! А Путина к этой истории никак не притянешь: погода всё-таки ещё не входит в российскую вертикаль власти…

       Стоит ли ждать, пока найдут «чёрные ящики», чтобы узнать, какую команду отдал капитану польский президент? Выбора у него не было ну просто никакого! А может, капитан Протасюк и сам не стал беспокоить шефа. И резко пошёл на снижение…
Дальше всё и всем известно.

       Авиакатастрофа под Смоленском поначалу сблизила русских и поляков. Но доклад Межгосударственного авиационного комитета  о ее причинах разбередил старые польские обиды. Пьяный главком ВВС, страх перед президентом и слабая подготовка летчиков — причины катастрофы, указанные МАК, — восприняты поляками как оскорбление, хотя недостаточное финансирование и плачевный уровень подготовки военных пилотов ни для кого в Польше давно не являются тайной. Как и то, что они уже совершали похожие ошибки.
Бравада, нежелание считаться с последствиями, неспособность пилота противостоять давлению со стороны вышестоящих лиц. Все эти обвинения уже были выдвинуты против польских летчиков после катастрофы самолета CASA в январе 2008 года. В той катастрофе погибли несколько генералов ВВС Польши.

       Семья погибшего президента категорически не согласилась с официальном отчетом российской стороны. "Сегодня гипотеза о заговоре с целью убийства польского президента более правдоподобна, чем когда-либо еще", - заявил журналистам Марцин Дубенецки, зять Леха Качиньского. "Есть много признаков, показывающих, что русские хотели бы убить Леха Качиньского", - сказал он. По словам Дубенецки,  Россия желала смерти польскому президенту из-за его возможной победы на следующих выборах. Кроме того, Москва будто бы ему не простила поддержку Тбилиси во время августовский событий 2008 года.

       Дубенецки обвинил Межгосударственный авиационный комитет, который расследовал авиакатастрофу, в преднамереной фальсификации. Комитет будто бы сокрыл важные факты - например, попытку пилотов за 22 секунды до гибели самолета отказаться от приземления. Но экипаж не располагал достоверными сведениями о высоте самолета и его положении относительно посадочной полосы.

       Брат-близнец погибшего президента  Ярослав Качиньский, в свою очередь заявил, что отчет МАК - "издевка над Польшей". Президент Польши Бронислав Коморовский посчитал, что в расследовании много ошибок, а министр внутренних дел Ежи Миллер заметил, что русские  диспетчеры обязаны были запретить посадку президентского борта.

       Собственно говоря, от Ярослава Качиньского никто другой реакции и не ожидал. Брата и его супругу он давно оплакал, а теперь пошла в ход голая политика. Любой оппозиционер спит и видит, как бы и где ущемить действующую власть. А потому Ярослав Качиньский, проигравший выборы, на самом деле не против России воюет, бросая обвинения в убийстве своего брата российским властям, а с нынешним президентом Польши и польским правительством Туска.

       Вот сейчас грозят обнародовать разговоры наземных российских диспетчеров в Смоленске между собой и их телефонные переговоры с кем-то еще. Наверное, с начальством из Москвы. Вопрос - что там такого сенсационного может быть? Дискуссия о том, что делать дальше? Ведь это же  борт № 1, да еще иностранный! Удивительно было бы, если бы они решили что-то самостоятельно, без консультаций. Но диспетчеры не присутствовали в кабине Ту-154. И о чем они говорили между собой на самом деле, для расследования причин крушения не столь важно. Для самолета важно то, что говорилось между диспетчером, который был на связи с экипажем, и командиром корабля. Кстати, сам факт предоставления Россией Польше записи разговоров диспетчеров между собой беспрецедентен.

        Сколько уже упоминалась тема, что диспетчеры якобы не запретили посадку, и опять ее вспоминают. Увы, но и тут нет у наземных служб таких полномочий. Команда диспетчера обязательна, если он разводит самолеты в воздухе. А запретить посадку они могут, если полоса занята другим самолетом или на ней есть препятствия. И все.

        а и на самом деле выявление виновных в гибели самолета не прекращено. Завершено расследование причин крушения - гибели самолета. Грубо говоря, техническая экспертиза. Но некоторым очень надо, не обращая внимания на факты, раздуть скандал, раскрыть заговор, заработать на костях своих родственников лишние пару-тройку тысяч голосов, которые пригодятся на выборах.


Рецензии