Оказался я над пропастью

          ОКАЗАЛСЯ Я НАД ПРОПАСТЬЮ
Мы, группа практикантов горного техникума, спускались в карбасах вниз по бурной горной реке Усе. Сейчас все знают город Междуреченск, а тогда, в 1954 году, это было большое мало кому известное село Томьуса. Шахты там только строились. Вот к нему мы и стремились, чтобы потом на автобусах уехать в Новокузнецк. 

Две реки там сливаются – Томь и Уса. Уса потому так называется, что образуют ее две равноценные речки, как усы. Каждая называется Уса, только одна - Черная, другая – Белая. И обе текут среди высоких гор.

Мы спускались по Белой Усе. Вода в ней чистейшая, на перекатах отливает голубизной и зеленью, бирюзовая какая-то. А в Черной Усе вода тогда была мутной: на ней в верховье работала драга - золото мыла.

Пристали мы к берегу, объявили привал. Я тут же этим воспользовался и пошел прогуляться в гору. Поднялся довольно высоко. И вышел на такое место, что справа от меня оказался обрыв. Он был очень крутой, на нем ничего не было, кроме голых камней.

Дно его было, по-видимому, на уровне реки. И что меня поразило: над этой пропастью рос необычной формы могучий кедр. Ствол его толщиной в два обхвата метра на три нависал горизонтально над кручей, а только потом, как всякое нормальное дерево, устремлялся кверху. Был он метров тридцать высотой. Крона у него раскидистая, шикарная, так как с ним рядом других деревьев не могло быть. Над кручей ему хватало и воздуха, и солнца. Он весь был облеплен крупными кедровыми шишками.

Глядя на дерево, я стал размышлять. Представил, как стройный саженец закрепился на самом краю пропасти и давал хороший ежегодный прирост. Но что-то случилось, стихия какая-нибудь, и он упал. Однако часть корней успела крепко вцепиться в скалу, удержала его, и молодой кедр завис над пропастью горизонтально. Корни продолжали разветвляться и питать дерево. Оно оставалось живым, и по законам природы кедр развернул верхушку кверху. Чем крупнее становилось дерево, тем больше укреплялась корневая система.

Я увидел дерево красивым и могучим. Поразмышлял над тем, как велика сила жизни и как причудливы условия, в которые попадают растения. Представил, сколько бурь и ливней испытывали кедр на прочность, а он стоял и стоит.

Решив, что мой вес великан даже не почувствует, я прошелся по толстой горизонтальной части ствола к самому дереву. Я буквально парил над пропастью, стоя под могучей кроной. Было интересно осматривать раскинувшуюся подо мной далеко внизу узкую долину с блестящим ручьем посредине.

Над моей головой были толстые скелетные ветви дерева, но до них я не мог дотянуться. Нужно было подпрыгнуть сантиметров на сорок. Так захотелось ухватиться и взобраться наверх! Но здравый смысл мне подсказывал, что этого делать не стоит.

Вернулся на твердую землю, снова прошелся по стволу туда-сюда. А потом без всякого раздумья подпрыгнул, привычным движением гимнаста закинул свое тело на ветку и осмотрелся. Ветви кедра располагались так удобно, что по ним, как по лестнице можно было подниматься выше и выше. Путь наверх был открыт.

Куда бы я ни глянул – повсюду были крупные кедровые шишки. Но они располагались далеко от ствола, по концам ветвей. Отломив один из сучков и вооружившись палкой, я стал сбивать их просто из озорства. Они летели в пропасть, ударяясь об каменный обрыв и, кувыркаясь, исчезали из поля зрения.

Так я забавлялся   минут пятнадцать. Пора было возвращаться к баркасам.

Спустился на нижнюю ветку, повис на руках, чтобы спрыгнуть на горизонтальный ствол, и замер от ужаса. Дерево ведь круглое, и где гарантия, что я удержу равновесие? Или мне придется догонять кедровые шишки в пропасти? Быстро вернулся на ветку, отлично сознавая, что мое глупое любопытство завело меня в ловушку. По стволу я тоже не мог спуститься, так как он был сплошь обросшим мелкими ветками.

Что делать? Звать на помощь? Дождаться, пока меня начнут искать? И то, и другое – позорно. Надо действовать самому. Как же избежать прыжка и спокойно спуститься на ствол? Как? Снять штаны и, «посадив» их верхом, удерживаться за них? Вариант! Но зачем снимать штаны, если есть брючной ремень? Коротковат, правда, но нужно проверить.

Сделав вокруг нижнего сука петлю, я застегнул ремень на пряжку. Рядом спустился на руках. Взял обе стороны ремня в одну руку, повис на нем, перенес ниже на ремень другую руку и оказался на стволе. Расстегнул пряжку, снял ремень и благополучно вернулся на землю. Только после этого вздохнул облегченно.

Спуск с горы к реке показался мне легкой прогулкой. К группе я вернулся в отличном настроении. Вскоре мы погрузились в баркасы и поплыли дальше, чтобы к вечеру успеть в село, где сливаются Томь и Уса.


Рецензии
аж мураши пошли по коже.... да лихой поступок....

Наташа Майская 4   21.02.2024 01:25     Заявить о нарушении
Доброго дня, Наташа!
Молодой был, безбашенный. Ведь этот изогнутый кедр метра на четыре был горизонтальным над пропастью, а потом только выпрямился и стал расти вверх. Сейчас я подумал: а что, если бы веса человека оказалось достаточно, чтобы кедр рухнул? А тогда я думал: если до сих пор он не упал, то от моего векса не упадёт! А уже на ветках сообразил, что попался!
Спас ремень. А если бы такового не оказалось?
Чего теперь уж размышлять, когда дело сделано и я жив.
И ещё не раз рисковал с таким же спокойствием.
Всего Вам доброго!
Спасибо за визит!
Василий.

Василий Храмцов   21.02.2024 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.