За поражением обязательно унижение следует

После сражения на Калке прошло 13 лет. Русь оправилась от поражения и стала забывать о том, что и как там происходило близ берегов проклятой речки? Монголы не появлялись. Те из князей, кто уцелел тогда, был тогда постарше да поопытнее в мир иной ушли. Те, кто был тогда молод и уцелел, бежав от монголов, в силу вошли. И Мстислав Рыльский, и Даниил Галицкий и предполагать не могли, что им вновь придется встретиться с теми, от которых они позор поражения испытали. На этот раз монголов вел внук Чингисхана Бату-хан, называемый на Руси Батыем.
Киевская Русь давно распалась, те князья, которые посильней были, сами себя объявляли великими. Сил у такого великого на поверку оказывалось мало. Ведущиеся беспрерывно войны между русскими князьями делали Русь слабой и уязвимой. Монголам особого труда не составляло поодиночке расправляться с ними и продвигаться на запад. Первыми удар монголов пришлось испытать Рязанской земле. Прибывшим монгольским послам с требованием покорности и дани, рязанские князья гордо ответили: «Убьете нас – все будет ваше!» Так и произошло. Гордый ответ – при великой слабости. Рязань, встречая монголов, еще не оправилась от тех разрушений, которые ей причинил суздальский князь Всеволод Большое Гнездо. Никто из соседних князей не пришел помочь. Храбро бились люди рязанские, но уступали и числом, и умением. Пала Рязань. Остались пепелища и разрушения да кучки бродивших обездоленных людей. Научила ли гибель Рязани чему-то русских князей? Они остались такими же беспечными и надменными, как были прежде. Князь Владимирский Юрий Всеволодович был неважным полководцем, о чем свидетельствовала неудачная битва при Липице, в которой он потерял до 9 тысяч воинов, но оказался еще и бездарным политиком. Его бездарность и беспечность здорово обошлась граду Владимиру и всей Владимирской земле. Великий князь Владимирский не нашел ничего лучшего, как покинуть столицу свою, оставив в ней незначительный гарнизон и отправиться на берега реки Мологи под предлогом собирания войска. Там, считая себя в полной безопасности, воины русские устроили грандиозную попойку. Упившись, они улеглись спать-почивать, не выставив ни дозоров, ни охранения. Может быть и миновала бы беда русских воинов, если бы не случай. Неподалеку от стана княжеского у слияния рек Сити и Мологи дорога проходила, и по ней двигался крупный отряд монголов, возглавляемый темником Бурундаем. На беду русских темник услышал пьяные выкрики. Монголы внезапно обрушились на русское войско, неспособное организовать отпор. Все русичи во главе со своим князем погибли. Пал и Владимир, хотя вла-димирцы стойко сражались. Голова князя Юрия Всеволодовича, водруженная на кол, мертвыми глазами смотрела, как монголы насиловали его жену Агафью. Долгими зимними ночами дивилась она, глядя на разрушенный обезлюдивший город.
Далеко от Рязанской и Владимирской земель Галич находится, а в нем княжит Даниил Романович, носящий на груди своей отметину монгольского оружия, полученной в битве на Калке. Князь Даниил понимал, что, наведавшись на Русь один раз, монголы попытаются сделать это еще раз. Понимал он и то, что спорящие по каждому пустяку русские князья – плохие помощники ему. И он решил заручиться поддержкой Запада, тем более что к нему наведался папский легат из Рима, предлагавший эту помощь, при условии принятия им католичества. И Даниил изменил вере предков, утешая этот действо создавшейся необходимостью. Слухи о продвижении монголов уже достигли его ушей, но он надеялся на то, что так глубоко монголы забираться не будут. Узнал от лазутчиков князь Галиции и Волыни и о том, что Черниговский князь Михаил Всеволодович, являвшийся на ту пору и Великим князем Киевским, велел убить посольство хана Батыя. Совершив убийство послов и, понимая, что такой поступок вызовет ярость Батыя, Михаил Всеволодович со своим сыном бежал в Польшу. Киевский престол был свободен. «Почему бы его не занять?» – решил князь Даниил. Оказывается, не одному ему пришло в голову такое решение. Его опередил князь Смоленский Ростислав. Поведение смоленского князя возмутило Даниила Рома-новича, и он пошел с войском своим на Киев. В небольшом сражении Даниил разбил смоленского князя и пленил его. Таким образом, перед вторжением Батыя в земли Юго-западной Руси Великим князем Киевским стал Даниил Романович Галицкий. Оставаться в Киеве он не стал. Поручив своему посаднику тысяцкому Дмитрию Киев, Даниил вернулся в Галич. Посаднику и пришлось встречать хана Батыя. Битва за Киев оказалась яростной. Русские сражались, не уступая татарам. Чудеса храбрости показал сам тысяцкий Дмитрий. Но сила большая переломила силу меньшую – Киев пал. В числе невеликом пленных был и раненый посадник. Батый пощадил за проявленную храбрость тысяцкого. Тот стал его советником. Дмитрий рассказал Батыю о Данииле Романовиче. Мало того, он и стал проводником татар, поскольку те дорог в Галич не знали. Татарская конница предпочитала степи. Взяты и разгромлены были многие города в Галицкой и Волынской земле, основные силы Батыя затем устремились в Венгрию, другая часть в Польшу. Разгромлены войска венгерского короля, взята его столица Пешт, разграблен Краков. Пылали польские се-ления и города. Впереди была Чехия и поражение части монгольского войска от чехов. Ослабленные, но еще опасные для Руси орды Батыя отошли на Волгу, где он основал свою столицу Сарай.
Через некоторое время тумен татарского военачальника Куремсы вновь двинулся на Волынь. В нескольких сражениях он был разбит Даниилом. Но эта победа не оттолкнула татар. Более опытный в битвах Бурундай разбил войско князя Галицкого. Двигаясь дальше на Литву и Польшу, чтобы не задерживаться в Галиции, Бурундай временно примирился с князем Галицким, приказав снести оборонительные стены со всех городов и крепостей Волыни и Галиции. Ничего не оставалось делать Великому князю Киевскому, Волынскому и Галицкому, как выполнить то приказание, а также принять участие в по-ходе Бурундая на литовцев.
Разочарование Даниила поведением папы римского было велико. Смена религии не помогла князю, обещание папской помощи оказалось пустым звуком. Но звук тот надолго отторгнет многих жителей Юго-Западного края от веры православной…


Рецензии