За русь красную чашу позора испил
Вот, что говорится в летописи галицко-волынской: «В год 6758. Когда Могучий прислал посла к Даниилу и Васильку, бывшим в Дороговске, говоря: «Дай Галич!». Даниил сильно опечалился, ибо не укрепил городов своей земли и, посоветовавшись с братом своим, сам поехал к Батыю, сказав: «Не отдам половину отчизны своей, поеду к Батыю сам …».
Не близок свет, ехать в Сарай, долог и труден путь. Сначала шел он по земле Галиции и Волыни, и душа терзалась княжья, видя города свои лишенные главного украшения своего – стен. Обнаженные, серые, печальные, с жизнью, едва теплящейся в них, встречали они князя. Хотелось, голову склонив, не поднимать ее, чтобы не встречаться со взглядами подданных вопрошающих. Потом пошли земли Киевского княжества. Здесь чаще были видны следы разрушений и пепелищ на местах бывших когда-то селениями.
А вот и сам Киев, похожий на нахохлившуюся курицу. Земляной вал окружал его, стен нет. Но не виновны в том татары. Пояс с города снял перед тем князь Андрей Боголюбский, так что татарам не пришлось при штурме использовать стенобитные орудия. Молебен в Софиевском соборе, ночной отдых, завтрак легкий и снова в путь, до Переяслава. Короткая встреча там с темником татарским Куремсой, давшем князю Галицкому проводника, и опять движение на восток.
Неделя пути, и Сарай показался. Нет, это не стольный город, который привыкли глаза видеть. Повсюду кибитки и шатры. Где-то они стоят рядами, образуя подобие улиц, где-то образуют беспорядочные скопления. И масса людей в постоянном движении. Там монгол чистит коня, там чинит сбрую. У входа в шатер хана пылают два костра, огонь в которых постоянно поддерживается. Спешившийся князь Даниил, оставив в стороне своих дружинников, оставив оружие свое, проходит между костров. Монголы полагают, что огонь и дым костров отгоняют не только злых духов, но и злые мысли, способные зародиться в голове посещающего хана. Чтобы пройти внутрь шатра, следует низко склониться под краем полога, заменяющего дверь. Батый встречает гостя сидя на кипе одеял и подушек. Став на колени, Даниил Галицкий отвешивает земной поклон, лбом коснувшись земли. По знаку хана поднимается, смотрит прямо в глаза Батыя. Тот говорит обыденным неторопливым тоном. Толмач переводит:
«То, что раньше у меня не был, это плохо. Сейчас пришел – это хорошо! Хорошо, что прибыл своей охотой, часть испытания прошел. Пьешь ли ты наше молоко, кумыс кобылий пьешь ли?»
– До сих пор не пил, но пить буду, коль прикажешь.
По приказу хана князю подали чашу с кумысом. Отпив пару глотков, Даниил Галицкий одним махом опорожнил чашу. Следил Бату-хан за тем, как пьет кумыс князь Галицкий. Когда тот отставил чашу, Батый сказал с одобрением:
«Ты теперь наш, монголом стал, кумыс отведав. Погости, отдохни у меня, приглядись к порядкам нашим. Ты теперь – мой мурза, а я – хан твой. Коль доносы на тебя получу, прикажу как барана зарезать. Я – не шучу!»
Претерпев унижение на деле, претерпев унижение на слове, князь был отпущен. С облегчением великим выходил князь Галицкий, пятясь задом, из шатра хана. Теперь следовало нанести визит любимой жене хана Баракчинове. Уже знал князь, что здесь, у ханши, его ждет испытание унижением еще большее, чем у Батыя.
Войдя в шатер к Баракчинове, пал на колени Даниил, и не поднимая головы, на четвереньках пополз, припал губами к башмаку ханши, целует. Готов на любые унижения, лишь бы уцелеть. Знал князь, многих послала ханша на смерть русских князей и воевод. Вот только бы знать, чем не угодили они ей? Может подарками осталась недовольна? Спасибо воеводе татарскому Куремсе, научил, как следует вести себя на ханских приемах. Продолжая глядеть в землю, не вставая с колен, ждал князь Даниил участи своей. Бог милостив оказался, понравилось обхождение князя ханше, а еще больше привезенные им подарки, милостиво отпустила его.
Представить только можно, с какой радостью покидал князь Галицкий Сарай, получив ярлык на княжение.
Уезжал с опаской, время от времени оглядываясь, словно опасаясь, что догонят да вернут назад. Все легче и легче на сердце становилось по мере приближения к дому.
А не ведали бы князья русские позора и унижения, не испытали бы люди русские смертей и мук великих, если бы Русь была единой. Считались, да еще как считались, с нею все во времена сильных русских князей: Святослава, Владимира и особенно – Ярослава Мудрого.
Свидетельство о публикации №213091601359