Начало массовых репрессий

      В середине 30-х годов прошлого века страна готовилась к жизни по новым, более демократичным законам. В июне-декабре 1936 года прошло всенародное обсуждение новой Конституции, в соответствии с которой вводились прямые, равные и тайные выборы Советов всех уровней.

      Хрущев, как и многие руководители его поколения, вступившие в партию, когда она уже стала правящей, занявшие свои высокие должности приблизительно в одно время, часто в силу сложившихся обстоятельств не всегда достаточно подготовленные к их исполнению, стали опасаться, что по новым правилам они могут эти должности и не занять. Избиратели могли предпочесть других людей, которые обладали более высоким образованием, обрели  опыт работы на современном производстве и не были избалованы долгим пребыванием на высоких должностях. Опасения  партийных руководителей, подобных Хрущёву, усилились после того, как Сталин стал настаивать на том, чтобы в ходе выборов на депутатское место выдвигалось несколько кандидатов. К тому же на февральско-мартовском Пленуме (1937 г.) Сталин выдвинул широкую программу переобучения всех партийных руководителей страны снизу доверху. На время их учебы  он предложил заменить их новыми руководителями.
 
       Сопротивление сталинским политическим реформам проявилось, в частности, в предложении, которое позволило бы  старым партийным руководителям избавиться от возможных соперников и создать атмосферу запугивания,  как возможных конкурентов, так и самих избирателей.

       В конце июня 1937 года в руководство страны была направлена записка кандидата в члены Политбюро и секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) латыша Р.И.Эйхе, который, в связи с якобы выявленными в крае многочисленными проявлениями контрреволюционной активности, предлагал создать в его крае «тройку», наделенную «правом выносить смертные приговоры» выявляемым врагам советской власти. С аналогичным предложением выступил  и   Н.С.Хрущёв. Только   в Московской  области   он предлагал  расстрелять 8500 и выслать 32 805 человек. Подобные предложения были внесены также некоторыми другими руководителями обкомов и ЦК компартий союзных республик.

       Руководство страны оказалось вынужденным уступить этому давлению. Предложение же Сталина о проведении альтернативных, или многомандатных, выборов   было   отклонено большинством в руководстве страны накануне октябрьского (1937 г.) Пленума ЦК КП(б).

       Эти события во многом способствовали размаху массовых  репрессий 1937–1938 годов, в которых Н.С.Хрущёв проявил особое рвение.

       В.М.Поляков, секретарь Военной коллегии Верховного суда СССР тех лет, рассказывал, что «в 1937 году Хрущёв ежедневно звонил в московское управление НКВД и спрашивал, как идут аресты. «Москва – столица, – по отечески напоминал Никита Сергеевич, – ей негоже отставать от Калуги или от Рязани».

       В ходе репрессий 1937– 1938 годов из  38 высших руководителей в Московском горкоме и обкоме уцелело лишь 3 человека. Из 146 партийных секретарей других городов и районов Московской области 136 было репрессировано. Из 63 человек, избранных в Московский городской партийный комитет, 45 исчезли. Из 64 членов Московского обкома – 46 исчезли. В записке комиссии Политбюро ЦК КПСС, составленной в декабре 1988 года, говорилось: «В архиве КГБ хранятся документальные материалы, свидетельствующие о причастности Хрущёва к проведению массовых репрессий в Москве, Московской области... Он, в частности, сам направлял документы с предложениями об арестах руководящих  работников Моссовета, Московского обкома  партии. Всего за 1936–1937 годы органами НКВД Москвы и Московской области было репрессировано 55 тысяч 741 человек».

       Сообщая о «вкладе» Хрущёва в репрессии на Украине после его избрания Первым секретарем ЦК КП(б)У, справка комиссии Политбюро 1988 года гласила: «Лично Хрущёвым были санкционированы репрессии в отношении нескольких сот человек, которые подозревались в организации против него террористического акта... Всего за 1938-1940 годы на Украине было арестовано 167 тысяч 565 человек.  Летом 1938 года с санкции Хрущёва была арестована большая группа руководящих работников партийных, советских, хозяйственных органов и в их числе заместители председателя  Совнаркома УССР, наркомы, заместители наркомов, секретари областных комитетов партии. Все они были осуждены к высшей  мере наказания или длительным срокам заключения» (опубликовано в Вестнике Архива Президента Российской Федерации, 1995, №1. С.123-130).

       Однако далеко не все аресты, которых требовал Хрущёв, были санкционированы в Москве. В 1938 году Хрущёв послал жалобу Сталину: «Украина ежемесячно посылает 17–18 тысяч репрессированных, а Москва утверждает не более 2–3 тысяч. Прошу принять срочные меры» (источник -  Ю.В.Емельянов  «Хрущев. Смутьян в Кремле», «Вече», 2005).

       После прекращения «ежовщины» Хрущёву удалось удержаться на высоких постах. Возможно, это произошло не только благодаря поддержке со стороны Кагановича, но и укреплению связей Хрущёва с новым наркомом внутренних дел СССР Л.П.Берией и влиятельным работником ЦК Г.М.Маленковым.

       К тому же еще раз менять руководство Украины в обстановке, когда эта приграничная республика в любой день могла стать полем тяжелых сражений, в Кремле не сочли нужным.


Рецензии
По существу - совершенно верно.
Хотелось бы, чтобы в таком важном вопросе было больше документального. Всё главное, чего Вы коснулись мельком, описано у Ю.Жукова ИМЕННО ДОКУМЕТАЛЬНО:
- сталинский проект Конституции,
- количество пришедших к Сталину вслед за Эйхе,
и т.д.
А о Хрущёве и вспоминать не хочется.
С уважением,

Иван Краснов 7   16.09.2013 22:26     Заявить о нарушении
Иван! Я привел ссылки на официальные документы, подтверждающие активное участие именно Хрущева в политических репрессиях. Вообще о размерах репрессий сейчас имеется очень много достоверных публикаций профессиональных историков. Их нетрудно найти в интернете.
Спасибо, что читаете то, что я пишу.

Борис Сидоров   16.09.2013 22:52   Заявить о нарушении