Немного о живописи

               
   Что касается современного искусства, то о нём современникам судить трудно. Это происходит в основном на уровне: нравится –не нравится. Тем не менее, хорошая картина должна быть самодостаточной, Это значит, что она вполне законно может висеть в музее, а не только в каком-либо интерьере или на временной выставке.
   В экспозиции музеев вывешиваются лучшие картины из представленных авторов. Если картина висит в музее, то это, как правило, искусство настоящее  и её стоит смотреть, изучать.
   Некоторые картины как бы сами Вас останавливают так, что Вы долго не можете от них отойти. Так было со мной, когда в Эрмитаже меня заворожили глаза Христа на картине Хосе Рибера “Се человек’’. Сколько всего в них: и скорби, и смирения, любви...
   Или автопортрет Рембрандта  на выставке в Москве много лет назад. Он смотрит прямо на вас и в то же время сквозь вас. Он видит гораздо больше, чем вижу я, глядя на картину.  Тут мне показалось, я немножко поняла, или скорее почувствовала, что такое “видение” художника. Конечно, только показалось.
   Так же вы никогда не забудете глаза Иоанна Крестителя на картине Иванова, или весь облик небольшой фигуры, отдалённого от всей группы персонажей картины, мессии.
   Да мало ли ? Не говоря уже о вечно загадочной Джоконде Леонардо. Конечно, в этих образах гораздо больше того, чем в изображаемой модели. Это становится ясно, если сравнить эскизный портрет какой-нибудь модели  с самой картиной. В ней присутствует сам художник со своими чувствами и мироощущением, со своим волшебством.
  Вот этим произведение художника отличается от фотографии, какой бы выразительной она ни  была (впрочем, хорошая фотография может иногда оказаться лучше плохой картины, но мы сейчас не говорим о плохих художниках).
  Например,портрет в фотографии наиболее точно передаёт облик человека в данный момент,и искусство фотографа в том,чтобы этот момент выбрать.Здесь портрет максимально объективен. И это касается не только портрета. Но  вы  долго будете думать над  загадкой картины художника и возможно много о ней сможете себе придумать в силу своего собственного воображения.Как говорил Пикассо,картина может быть больше самого художника.

   Великие творения сопровождают порой всю нашу жизнь, делают её ярче, добрее. При этом есть богатые люди – собиратели коллекций мастеров. Это делается больше для престижа и веса обладателя дорогостоящего имущества. Но в конце концов они вынуждены бывают отдавать их в музеи или общедоступные галереи частных собраний. Это и понятно: существует как бы обратная связь между зрителями и картиной. Как в театре: чем больше зрителей посещают спектакль, тем он, как правило, ценнее и дороже.
  Но вернёмся к современному, новаторскому искусству, в частности модернистской абстрактной живописи. Допускаю, что иногда и абстрактная картина может ответить вашей душе. Ведь человек не всегда мыслит конкретно-визуальными образами.  Художник, как и музыкант может выразить свои ощущения и чувства без конкретного сюжета. Но его произведение все-таки должно быть гармоничным, образным, иначе получается какофония, хаос, разруха. Часто какой- либо непонятный набор линий, квадратиков, пятен и т.п. презентуется автором как художественное произведение.  “Я так вижу”, говорит этот невероятно свободный художник, и неважно, что вы ничего не чувствуете, глядя на это творение. При случае какой-нибудь услужливый менеджер всё вам растолкует.
 
   В природе в основном всё гармонично, если не считать её разрушительные катаклизмы. При этом ремесленное копирование природы, даже очень мастерское, меня обычно оставляет равнодушной. Но если я вижу глубокое чувство автора, как например у Левитана, Ван Гога, Васильева, то такой пейзаж вызывает сопереживание, говорит мне о многом.

   Кто-то из очень известных, не помню кто, сказал:” Живопись как и музыку не надо понимать, а только наслаждаться ею”. Не могу с этим согласиться. Ведь далеко не всякая музыка написана для услады.   
   Это, кажется, ясно. Но и живопись тем более. Конечно, можно  восхищаться талантом Сурикова, или Верещагина,но как можно получать наслаждение,например, созерцая картину ”Утро стрелецкой казни“ или "Апофеоз войны"? Тут возникают и совсем другие чувства.

    Нельзя не сознаться, что иногда встречаешь на  выставке изображения привычных бытовых предметов, которые вдруг оказываются необыкновенно красивыми под взглядом художника. Я долго не могла оторвать глаз от картин Б.Мессерера с разнообразными композициями из керосиновых ламп, пил и т.п. В них столько изысканности форм и цвета. При этом художник как бы раскрывает нам глаза, говорит, что не только дорогие антикварные украшения (которые, между прочим, теперь стремятся размещать в своих интерьерах все состоятельные люди), но и эти простые предметы сами вызывают эстетическое удовольствие и украшают наш быт.             
   А музыкальные инструменты? Мало припоминается известных картин с их изображением. Разве что древние кифары,флейты, изредка лютни, ещё реже, если, не ошибаюсь, арфы .Но они обычно представлены в руках персонажей. А тут настоящий гимн граммофонам с их лебедиными шеями. Они так красивы сами по себе, что художник только слегка утрировав изгибы труб, превратил их в какие-то полумифические существа, напоминающие неких роскошных обитателей подводного мира.

    Выставка большого художника, как правило, показывает нам, как на протяжении лет менялись его приёмы и техника. Это новаторские поиски, как и у Пикассо, Гойи и других. Абстрактную картину из цветных или нецветных пятен у художника, обладающего мастерством и знаниями живописи, можно понять как отражение определенного временного настроения, технических поисков, приёмов, а не как задачу создать настоящее искусство. Это никак не манифест в духе чёрного квадрата Малевича или его современных апологетов и подражателей, часто вовсе не умеющих рисовать и спекулирующих на популярности своих “шедевров” у полуграмотных искусствоведов, хитрых торговцев живописью и одураченных покупателей.

  Современная живопись, разнообразная по тематике, образности, технике и проч. может быть или казаться нам прекрасной, но всё-таки, по-настоящему её может оценивать только время. При этом, произведения живописи  также могут  создаваться на века, как и произведения архитектуры. Таких ведь уже создано немало.В настоящем искусстве в отличие от просто творчества присутствует магия, то что нас
волнует, вызывает переживание.
  Возникает вопрос: почему старые картины так дорого ценятся(в денежном выражении)? Впрочем современные "раскрученные" иногда также стоят очень дорого.Но картины мастеров прошедших эпох со временем только набирают цену. Думаю, потому что помимо художественных достоинств и уникальности они приобретают историческую, информационную ценность:говорят о жизни и быте ушедших времён. И чем отдалённее от нас эти времена,  тем большую роль играет фактор,если можно так сказать,"обратной новизны".


Рецензии
Трудно не согласиться с Вашими рассуждениями, Инна, относительно живописи. К современной модернисткой живописи я совершенно равнодушен, а квадрат Малевича - просто одурачивание людей. Всего Вам наилучшего Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   24.11.2019 16:02     Заявить о нарушении
Я не думаю, что Малевич хотел всех одурачить.Просто так выразил себя в современности.А в прочем,как знать ?

Инна Коробицына   25.11.2019 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.