Оранжевая моя мышка

                МАЛЕНЬКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Давным-давно это было.
 Я тогда была девчонкой, училась в пятом классе 225 ленинградской школы.
Наша школа находилась рядом с Адмиралтейством и Зимним дворцом. Мы с друзьями ходили в школу с Красной улицы мимо «Медного всадника» и совсем не думали о том, что живём в удивительном городе, основанном этим строгим  царём.
 Мы жили в старинном петербургском доме с двором-колодцем, куда почти не заглядывало солнце. И мы были очень дружной дворовой командой. Наши мальчишки не обижали девчонок, мы все вместе играли в прятки, штандер, катались с горки в Александровском садике.
 И когда однажды во дворе раздался крик : «У Дроздовых хомяк!» - мы все бросились к их окну и увидели чудо. В аквариуме в траве сидел поразительно красивый рыжий зверёк. Никто из нас никогда хомячков не видел. Мы не могли оторвать взгляд от забавной крохи. И почти все мои друзья, и я в том числе, стали мечтать о хомяке. И мечта оказалась не такой уж несбыточной.
 Мамы разрешили нам купить забавных рыжиков и дали деньги. Хомяк стоил один рубль двадцать копеек.
 Мы с Валькой Горбачёвой, моей подружкой и одноклассницей, поехали на  Литейный в зоомагазин. Ехали с замиранием сердца, всё боялись, что всех хомяков разберут. 
В  магазине в стеклянной клетке  сидели три хомяка – ровно столько, сколько нам было нужно : одного  мне и двух Вальке. Но в кассу стояла большая очередь, и мы были уверены, что все эти люди пришли в магазин за хомячками.
 И тогда от безысходности Валька решилась на отчаянный и нахальный поступок  : она протиснулась к окошечку кассы и стала умоляющим голосом   объяснять, что мы очень торопимся, и просить пропустить нас без очереди.
Никто и не подумал возражать. Нас с удовольствием пропустили. Мы выбили  три рубля шестьдесят копеек, и продавец вручил нам в бумажных кулёчках вожделенных зверьков. 
А потом  были хлопоты, заботы, побеги.  Мы часто гуляли с хомками  в  Александровском садике.
 Один раз во время прогулки какая-то школьница  серьёзно спросила меня  : « Девочка, почему у тебя оранжевая мышка?» 
Вот  так в мою жизнь навсегда  вошли эти замечательные  « оранжевые мышки»,  самые удивительные зверьки на свете. Много  хомок у меня было, обо всех не расскажешь.  Расскажу о самых любимых.

                МАШЕНЬКА


                ЗНАКОМСТВО

Маленькую рыжую хомячинку принесли в стеклянной банке в  день моего  рождения.
 Я полезла в банку за подарком, но подарок заверещал от страха, и мы с гостями решили зверька не трогать. Поставили банку в тёмный угол и ушли в другую комнату.
 А когда гости ушли и в доме стало тихо, банку положили набок,  и из неё с достоинством вышла  маленькая рыжая зверюшка.
 Чтобы девчонка вошла  в новый дом в чистой шубке, её пришлось выкупать. И когда я завернула её в чистую тряпочку и надела после купания платочек на голову, то сразу стало ясно, какое имя дать хомке. В платочке она была похожа на Машеньку из сказки. Вот мы и назвали её Мария.
Маша росла, и скоро стал проявляться её характер. Она вела себя по-королевски: важно, с достоинством. Когда я брала её на руки, она поднимала голову и гордо смотрела вокруг.
 Мне кажется, что это была самая умная хомячинка на свете. И характер у неё был крутой.


                ТВОРОЖНЫЙ БУНТ

По утрам маленькая рыжая королева обычно ела творог. Я выносила её на кухню и с пальца  кормила любимым лакомством. Но один раз творожка дома не оказалось, и мы с мамой легкомысленно решили дать Машеньке лист капусты.
 Что тут началось!  Хомка схватила этот лист, стала трепать его зубами, топтать ножками. Потом в ярости отшвырнула, встала на задние лапы и гневно уставилась на нас. Мы такого не ожидали. Хорошо, что дома была простокваша. Я схватила немного простокваши, поставила на водяную баню, и минут через 5 столовая ложка творога была готова. Я отжала творог через марлю и с поклоном подала королеве.
 И всё то время, что я бегала вокруг плиты,  Маша стояла на задних лапах и прожигала меня взглядом. Вот так, наверное, ведут себя все королевы, когда их ущемляют в правах.



                КАК МАША ЗАМЕЧАЛА ВСЁ НОВОЕ В ДОМЕ      

Маша была очень наблюдательной. Стоило в доме появиться новой вещи, как зверёк сразу отправлялся на разведку. У меня есть интересный снимок,  на котором Мария изучает мою новую кинокамеру. А когда я купила новую сумку, она залезла в неё и, пока  мы с мамой умилялись, прогрызла дно. Но один случай очень нас удивил.
    Над диваном, по которому Маша часто бегала, висела картина. А я решила по бокам повесить ещё две картины.  Вышла Маруся на вечернюю прогулку, залезла на спинку дивана, встала перед новой картиной на задние лапки и стала рассматривать. МЫ переглянулись. Смотрим, что же дальше будет. А дальше Маруся побежала по спинке дивана мимо старой картины ко второй новой картине, точно так же вытянувшись на задних  лапках  рассмотрела и её,  и только потом слезла на пол и убежала по своим делам.  Как же она заметила эти картины?  Ведь они висели довольно высоко, а зверёк такой маленький. За другими хомячками мы такого не  наблюдали.

                КАК МАША МЕШАЛА НАМ РАЗБИРАТЬ ГРИБЫ

Осень – грибная пора.  Мы с мамой часто отправлялись в лес и подолгу бродили там, радуясь каждому грибу. И домой привозили по целой корзине.
Вот как-то вернулись мы из леса,  вывалили  добычу на стол и уселись за работу.
 А Мария тем временем проснулась,  пожаловала в большую комнату и была удивлена, что никто её не замечает, лапки не целует и реверансы не делает.
 « Непорядок», - решила королева. Попробовала приставать к нам. Залезла по ногам на колени, потом на стол.  Побегала среди грибов. Дегустировать не стала. И я пустила её на пол, чтобы не мешала.
Вдруг слышу – зверь лезет на батарею. А батарея такая горячая, что яичницу жарить можно. Вылезла, встала на край батареи на задние лапы, топчется, а передними лапами трясёт, чтобы её  скорей сняли.
 Я бегом к батарее. Чтобы не брать чистенького зверька грязными руками, подставляю  королеве плечо. Маша живенько перебирается на плечо, и я иду к столу и продолжаю чистить грибы.
 Хомячинка по мне спускается на пол и, что бы вы думали, опять несётся к раскалённой батарее и лезет на неё.
 « Иди скорей снимай, а то у неё тепловой удар будет»,- говорит мама. Я бегу, подставляю плечо, везу августейшую особу на себе обратно к столу,  королева опять спускается по мне и несётся к батарее.
Сколько раз я подставляла ей плечо – не помню. Как только она ножки не обожгла?
  В конце концов  пришлось запереть её в спальне, где она и угомонилась. Что за хомяк такой? Любыми путями к себе внимание привлекала!


                КАК МАША НЕ ДАВАЛА НАМ СМОТРЕТЬ СЛАЙДЫ


В те времена ещё не было цифровых фотоаппаратов, и все мы увлекались слайдами. Наснимаем, а потом на большом экране на стене всё это рассматриваем. Здорово!
Слайды проявлялись в лаборатории, и когда я приносила проявленные плёнки домой, начинался праздник. Мы устанавливали диапроектор, выключали свет и с удовольствием подолгу рассматривали снимки.
 Однажды вечером мама удобно устроилась в кресле, я  заняла  своё место у проектора, и сеанс начался. Но получить удовольствие от просмотра не удалось. Машка без конца лезла на руки то к маме, то ко мне, толкала нас носом, забиралась по одежде на голову и всеми способами требовала к себе внимания.
 Пришлось прервать сеанс и заняться зверьком: носить на руках, кормить, ждать, когда она набьёт мешки и раздуется как шар, чтобы отнести её в домик. А слайды мы посмотрели на следующий день, когда Машенька  мирно посапывала в своей постельке.


                КАК МАША УБЕЖАЛА


Да, было  и такое в нашей жизни. Пропал хомяк.
Я весь день и весь вечер обыскивала дом, прислушивалась и только поздно вечером поняла, что случилось. Мария забежала в ванную и по трубам ушла в соседнюю квартиру. А соседка холодным голосом объяснила нам, что вымела зверюшку веником на лестницу.
 Почему она не позвонила в нашу квартиру, не сказала, что зверёк у неё ?   До  сих пор не пойму такой жестокости.
 Я прорыдала весь вечер, сидя на полу посреди комнаты. Мама даже спать легла со мной, но я была безутешна. Моё сокровище, моё чудо в рыженькой шубке потерялось. На лестнице на такую кроху могли наступить, её могли схватить коты или собаки. А если она с пятого этажа добралась до подвала, то это конец.
 Что же мне было делать? Единственное, что я могла сделать – это написать объявление о пропаже хомячка. Надежды было мало, но я сидела у телефона и вздрагивала от каждого звонка.
 На следующий день позвонили в дверь. Пришла соседка с четвёртого этажа и рассказала, как встретила на лестнице отважную путешественницу, которая висела на ступеньке на одной лапе. Таким  образом Мария добралась до третьего этажа. Там её и подобрала добрая женщина.  А поскольку ей самой хомяк не был нужен,  она отнесла мою героиню в стеклянной банке  своим знакомым в ателье по ремонту мебели.
 Дело было в пятницу вечером. Ателье уже было закрыто, а в субботу и воскресенье тем более. Я не спала ещё три ночи, металась по дому, плакала и мечтала о том, чтобы Машенька вернулась к нам с мамой. Я ужасно боялась, что такую замечательную хомячинку  не  отдадут, и я всю жизнь буду проливать о ней слёзы.
Настал понедельник.  Я помчалась на Староневский к  открытию ателье с замирающим сердцем. А моё сокровище, оказывается, никому не понадобилось.
 Три дня просидела Мария в банке и сейчас ,  свернувшись клубком , крепко спала  среди корок хлеба , шелухи от семечек  и прочих съестных припасов. Мне вручили банку , и я вышла на улицу.
Никогда не забуду этого ощущения огромного счастья. Светило солнце, мимо спешили равнодушные прохожие , а я стояла на Невском и не могла поверить в свою удачу. Ведь найти сбежавшего хомяка труднее , чем иголку в стоге сена. Из ближайшего автомата я позвонила домой и срывающимся голосом объявила : « Мама, встречай, обе едем!»
 Вот так вернулась домой наша рыженькая радость. И ещё долго мы холили и лелеяли её.

Я очень любила, когда Машенька засыпала на спинке у меня в ладони. Я садилась читать, а хомка спала в моей руке. И на душе становилось так светло.  Маленький рыжий комочек,  капризная и хулиганистая девчонка – какое счастье , что ты прожила с нами свою коротенькую хомячиную жизнь.               
Много лет прошло с тех пор.  Я всё реже хожу на берег к тополю, под которым спит моя Мария.  Но в глубинах памяти есть и её местечко.   


                ИРЖИК И ЛЁЛЯ


Маленький рыжий зверек, Иржи Карлович, Иржик, Иржичек. Моя крохотка, моя радость и большая любовь. Сколько лет прошло, а я все помню тебя, малыш…
Шла я как-то  по улице. Смотрю - зоомагазин. А я мимо зоомагазина  никогда не прохожу. Обязательно зайду полюбоваться  хомками, свинками, рыбками.
И в тот вечер я , конечно, заглянула в магазин.
 На видном месте в большой клетке копошились хомячата. Кто-то ел капусту, кто-то висел на сетке на одной лапе, а потом шлепнулся вниз, кто-то набивал мешки семечками. Но основная масса, сбившись в кучу, сладко посапывала носиками.
 И на самом верху этой кучи на спинке, поджав розовые ручки к белому животику, спал крошечный мальчишка в огненно-рыжей шубке. И я сразу поняла, что это мой зверь.
 Сонного  хомячка посадили в коробку, и я пошла на автобус, сунув сокровище за пазуху.
 В коробке было тихо.
Прямо с порога я крикнула  маме: «Иди знакомиться с новым членом семьи!»  Из коробки показался любопытный нос, блеснули черные бусинки глаз. Малыш смело  выбрался на мою ладонь.
 «Давай, осваивайся»,- сказала я  и посадила хомячка на пол.  Парнишка  юркнул под диван, но там  было скучно. Через  пару минут зверек вскарабкался на спинку дивана, уселся на задние лапы и стал осматривать незнакомое  помещение.
 А на забавной мордашке было написано: «Мне здесь нравится. Я буду здесь жить».  И стали мы жить-поживать втроем.

 Хомячку нужно было дать имя. Был он рыжий-рыжий,  с белой грудкой, с черными бусинками глаз и  маленьким розовым носиком.
Шелковые ушки, розовые лапки с пальчиками -  все это вызывало во мне такую нежность!
 Я решила назвать хомку  Иржиком. В то время я изучала чешский язык. Звучное чешское имя подошло моему зверьку. Полностью я нарекла хомяка Иржи Карловичем. Все звери в моем доме носили имя и   отчество. Иржи получил отчество в честь чешского короля Карла.         
Итак, крошка Иржик стал членом нашей семьи.
 Под жильё я отвела хомке большой квадратный пластмассовый таз. Из книг сделала ступеньки, чтобы малыш мог легко вылезать и влезать обратно.   Сверху таз прикрыла фанеркой, оставив широкий выход.
Я не держала хомячков в клетке.  Мы с мамой были внимательны, а когда приходили гости, таз закрывали деревянной решеткой.               
Жизнь Иржика в нашем доме началась с большой проблемы. Я заметила, что малыш всё время чешется.  Неужели блохи?
 Я взяла хому на руки и стала перебирать шубку. И увидела, как по маленькому тельцу пробежала блоха. Поймать ее оказалось невозможно.
 Я сидела, склонив голову над хомячком, и думала, чем ему помочь. Нельзя же намазать какой-нибудь химической дрянью такую кроху! И тут я нашла очень простой выход. Я намочила Иржика.
 И если в сухой шубке  блохи бегали очень  шустро, то в мокрой они так быстро передвигаться не могли. А хомячонок – не котенок и не щенок. Он же совсем крохотный, меньше моего большого пальца. И мне не составило труда перебрать всю шубку по шерстинке и  вытащить целых четыре блохи. Это они так мучили моего мальчишечку.
Эта история с блохами имела отдаленные и очень важные для меня последствия.
 Иржи поверил в меня. На всю его маленькую жизнь я стала для него любимым  существом, опорой и защитой. Мой хомячок любил меня, и это не моя выдумка. Я это знаю.

                КАК ИРЖИК ПЕРЕЕХАЛ               

Днем хомячки спят, а вечером и ночью носятся по дому и хулиганят. Часто ночью я слышала, как мой хомка хозяйничает у себя в тазу, как бегает по комнате.
 А однажды утром я проснулась от странного потрескивания под подушкой. Подняла подушку и рассмеялась.
  Под головой в диване было углубление, и мой зверь поселился там.  Не где-нибудь, а именно под головой у любимой хозяйки. Надежно, спокойно, тепло и не страшно.
 Иржик натаскал туда семечек, капусты, хлеба и сейчас сидел и щелкал семечки. В лапках он держал очищенную семечку, рядом кучкой лежали очистки.
 Он весело посмотрел на меня и продолжал хрумкать. Не прогонять же такого разбойника!  Вот и стал хомячок жить у меня под подушкой. Днём я укладывала его спать в таз, а утром опять находила под подушкой. Уж очень ему хорошо было со мной!
Переехал Иржи Карлович из-под подушки только тогда, когда женился. Переехал к жене. Но это другой рассказ.


                КАК Я ЧЕСАЛА ИРЖИКУ ЛАПКУ

Если в доме есть хомячок, его всё время хочется брать на руки. А хомячку днем этого не очень хочется, днём ему нужно спать.
 И мы с Иржиком решили так: я сажусь читать или смотреть телевизор, а он мирно спит на спинке в моей ладони как в колыбельке.
Вот развалится мой зверь в ладошке, а я ему лапку чешу. Не пяточку,  а саму лапку, стебелёк. А он лапку вытянет и как будто улыбается во сне.
 И так привык, чтобы ему чесали лапку, что один раз очень возмутился, когда я забыла о своей обязанности.  Лежал-лежал, ждал-ждал, да как резко вытянет лапу. Пальчики растопырил и возмущенно смотрит на меня.
  «Ах, простите, простите, сударь»,- сказала я и  заскребла пальцем по ножке. Вскоре глазки закрылись,  и послышалось довольное посапывание.
 А я как сейчас вижу в своей ладони крошечное нежное создание, полностью доверившееся мне. Ведь животик – уязвимое место. И если зверек не боится спать на спинке, являя мне свое пузко, значит он полностью уверен во мне.


                КАК ИРЖИ КАРЛОВИЧ ЖЕНИЛСЯ

Случилось мне опять побывать на той улице, где был знаменитый  зоомагазин. Я, конечно,  зашла туда  и вышла не одна.  Я купила крохотную рыженькую самочку в серой пуховой накидке.
 Она была так хороша, что я не могла оторвать от нее взгляд. И мой Иржик  влюбился в нее без памяти.
Он сразу переехал из-под подушки поближе к  Лёле - так мы назвали девочку. А полное имя ей дали Ольга  Ивановна.
Для  Иржи Карловича это была  любовь на всю жизнь. Он обожал Лёлю, разрешал забирать из своего домика продукты, терпел обиды и побои. А Лёля выросла в красивую ангорскую пушистую хомячинку и вовсю командовала своим покладистым мужем. 
Лёля была строгой женой. Иржи Карловичу часто доставалось на  орехи: то мордочка  поцарапана, то грудка в шрамах.
По утрам я обычно просыпалась, опускала руку под диван и нащупывала два пушистых шарика, мирно посапывающих рядом.
Днём хомяки спали в своих домиках, в мягких уютных постельках. Каждый в своем гнездышке. В чужой домик никто спать не ходил.
А вот вечером Лёля брала тряпочку, носок или ещё что-нибудь подходящее и тащила под мой диван. Постельку готовила на полу там, где была моя голова.
 Старалась, взбивала перину. Потом отправлялась к Иржику за продуктами. Набив мешки, вылезала из чужого домика и несла под диван – на двоих.
 Вволю набегавшись ночью по комнате, под утро зверьки мирно засыпали рядышком под головой хозяйки. Тут уж никаких ссор не было. А я, проснувшись, доставала хомок и по дороге в ванную заносила их на кухню – кормить завтраком.
 Сначала я сажала зверьков на одну табуретку. Они вставали столбиками, трясли передними лапками и просили у мамы угощение. Всё вкусненькое тут же укладывалось в мешки,  и обратно я несла хомячков, ставших вдвое тяжелее.
 Но вскоре мы стали замечать, что Лёля, проведя бедром приёмчик, сбрасывает мужа на пол. Добродушный Иржик шлёпается с табуретки, а мы бросаемся его поднимать, целовать и утешать.
Потом я стала сажать их на разные табуретки. Так и сфотографировала их стоящими на задних лапках  на разных табуретках.
 Диван в моей комнате был общим, под ним Лёля каждый вечер с энтузиазмом устраивала супружеское ложе. А в   маминой  комнате диван был Лёлин.  Иржику туда дороги не было. Как только хома забирался под этот диван, начиналась драка. С воплями супружеская пара выкатывалась клубком, Иржи шел зализывать раны, а Лёля скрывалась под диваном и бдительно следила за нарушителем границ.
А Иржику очень хотелось залезть под этот диван, поэтому побоища случались часто. И победительницей всегда выходила Лёля. Иржик был джентльмен. А ещё он  очень любил Лёлюшку.
Он ухаживал за ней, целовал ушки и покорно сносил обиды. А обид было предостаточно. Но кроме любимой жены у  Иржи Карловича была любимая хозяйка, надежная, готовая защитить от всех невзгод, в том числе и от побоев супруги.

                КАК ЛЁЛЯ ИРЖИКА ГОНЯЛА


Сидим мы как-то вечером с мамой на диване, телевизор смотрим. Дверь в спальню, где живут  хомки , открыта.
И вдруг слышим лошадиный топот. Из  дверей  пулей вылетает почтенный Иржи Карлович, за ним гонится, щелкая зубами, Ольга Ивановна.
Иржик несётся прямиком мне под ноги. Кажется, что он кричит: "Мама,  спасай!"
 Я на лету хватаю загнанного зверька на руки, а Лёля пулей проносится под диван.
 Иржи спасён и выпущен на свободу. Инцидент исчерпан.
 Но минут через 15 история повторяется: опять через две комнаты ко мне несётся Иржик, опять его гонит Лёля,  и опять я спасаю своего любимчика, подхватывая на руки перед самым носом разъяренной супруги.
 И когда в третий раз Иржи несётся ко мне, я подхватываю на бегу не  его, а разбойницу Лёлю. Подхватываю, а сама боюсь, что разгорячившаяся хомячинка  тяпнет меня за палец.
 Но ничуть не бывало. Лёлюшка сразу успокаивается, удобно устраивается в ладони и начинает прихорашиваться. А благодарный Иржик крутится у меня под ногами.



               
                КАК ИРЖИ КАРЛОВИЧ ЖДАЛ МЕНЯ С РАБОТЫ


Изо всех моих зверьков меня больше всех любил Иржик. Он скучал без меня,  ждал с работы. Обычно я возвращалась домой в седьмом часу. К этому времени мой  зверёк просыпался, приводил в порядок свою шубу и отправлялся путешествовать.
Бегает по комнате, а мама  наблюдает, как он всё время поглядывает на дверь, встаёт на задние лапки и прислушивается. Это он меня ждёт.
 Вот стукнула входная дверь, в прихожей зажёгся свет. И мама рассказывает мне, как Иржик засуетится,  головку опустит, забегает и как будто улыбается.
 Вхожу в комнату. Иржи несётся ко мне.  Сажусь на пол. Зверь карабкается на колени.
  Беру его, ласкаю, глажу, целую. Иржи счастлив: пришла любимая хозяйка. А я прижимаю к себе маленькое тельце и тоже счастлива. Я очень люблю своего хомячка.               
А в это время Лёля соображает, что и ей неплохо бы поприветствовать хозяйку. Она тоже забирается на колени, требует внимания, носом выталкивает Иржика.
 Но она всегда только вторая. Ведь она не ждет меня как  Иржичек. А он, получив свою порцию ласки, спрыгивает на пол, и я занимаюсь Лёлей.   
  Как хорошо приходить в дом, где тебя ждут.
               

       КАК ИРЖИКУ МЕШАЛИ СПАТЬ


Иржик и Лёля жили в моей комнате.  Днём они спали, никто им не мешал.
 В комнате была кладовка. Как-то раз мама пошла туда за утюгом. Пол в комнате скрипучий.  Проходит мама мимо хомок,  а из Иржиного таза доносится возмущенное верещание, что-то вроде  « И-и».  Это Иржик возмутился, что мимо ходят и спать мешают.
 Идёт мама обратно – опять «И-и», да так строго! Лежит такая кроха на перине и ругается! Мешают ему, видите ли,  тишину нарушают. Вот какой характер у зверя!


                КАК ИРЖИК ИГРАЛ

Хомячки – забавные зверьки. Они любят играть.  Каждый играет по-своему. Самым большим выдумщиком был Иржи Карлович.
Один раз я услышала какие-то странные звуки из Иржиного таза. Подошла. Заглянула.
 Вижу, сидит мой хомяк носом в закруглённый угол таза  и бросает на стенку большую чёрную семечку так,  как дети бросают мяч об стенку. Семечка благополучно скатывается ему под ноги. Он опять берёт её в рот и бросает, берёт и бросает…  Довольно долго бросал, пока ему не надоело.
  А ещё Иржи любил поваляться у меня в подоле. Посажу его на колени, а он свалится в подол, валяется на спине, лапками дрыгает.
 А один раз вышло очень смешно. Моё платье упало на пол. Иржи бежал мимо, узнал платье, залез, повалился на спинку  и только начал выкручиваться и дрыгать лапами, как увидел, что я стою рядом. Смутился ужасно и сразу убежал.
Но  самая главная игра разворачивалась ночью:  Я сплю. Сквозь сон слышу, как мой разбойник карабкается на диван. Влез. Ждёт.
 Спрашиваю: «Кто пришел?»  Протягиваю руку, беру парня, сквозь сон целую головку, глажу, валю на спинку и треплю по животику (это называется « пузить » ).
 Довольный зверь вырывается, бежит по дивану, спрыгивает на пол  и, обычно, утихомиривается.
 Но однажды Иржи расхулиганился. Залез на диван, я с ним поиграла и вознамерилась дальше смотреть свои сны, да не тут-то было!
Слышу – опять лезет. Я  ещё раз поиграла с ним, потом ещё, а он не отстаёт, опять диван штурмует. А мне рано вставать.
 И решила я зверя перехитрить. Натянула одеяло до подбородка, закрыла глаза, замерла. Залез хомяк на диван, бегает по мне и удивляется, что я не беру его.  Ещё побегал, ножками по мне сильнее потопал – не просыпается хозяйка. А я молчу. Жду, когда он с дивана спрыгнет.
 Побегал – побегал Иржик и притих.  Тишина.  Осторожно открываю один глаз, и что же я вижу: прямо у меня перед носом на задних лапах тихонько сидит мой хома и смотрит на меня в упор. Ждёт. Ну уж тут я его и нацеловала, и наваляла, и напузила. Больше в ту ночь он ко мне не пришел.
 А однажды мне очень хотелось спать, и я не откликнулась на призыв поиграть.
 Не долго думая,  Иржик сам влез в мою раскрытую ладонь и улёгся на спинку – бери, играй. Пришлось играть.  Вот такой забавный зверёк.
 А ещё мы делали  хомячкам горку. Вешали на кресло шерстяной шарф, по которому зверьки легко вскарабкивались наверх. Прислоняли наклонно гладкую доску, и по этой доске хомки как по горке съезжали  вниз.  А чтобы малыши не разбили нос,  внизу клали что-нибудь мягкое. Иржи и Лёля взбирались на кресло и друг за другом катились с горки .


                КАК ЛЁЛЯ НОСИЛА КАШТАН

Пришла осень. На бульваре с каштанов стали осыпаться коричневые лакированные плоды.               
 Мы всегда собирали их и раскладывали по шкафам, чтобы моль не завелась.
 Хомы эти блестящие штучки пропустить, конечно, не могли. Особенно увлеклась Лёля.
 Она аккуратно брала большой каштан  зубами ,  подняв головку,  бегала по комнате, соображая, куда бы его пристроить.  И додумалась.
В углу стоял металлический эмалированный поднос.  Хомки приспособили его под туалет. Его было легко мыть, и неприятного запаха в доме не было.
 И вот  Лёлюшке очень понравилось бросать каштан в этот поднос.
  Зверинка, побегав по комнате, добиралась до подноса и бросала туда каштан.
 Звону было на целый дом!  Похоже, хомячинка была в восторге, потому что через пять минут она опять хватала каштан , носила по комнате и опять швыряла  в поднос.
Если это происходило вечером, мы с мамой смеялись. Но ночью…         
Первый раз просыпаюсь от грохота. Засыпаю.  Второй раз каштан гремит, ударяясь о металл. Просыпаюсь. Вставать лень, надеюсь, что хулиганка угомонится.  На пятый раз встаю  и, ругая всех хомяков на свете,  иду конфисковывать у Ольги Ивановны любимую игрушку.
 В конце  концов пришлось заменить поднос стеклянной банкой.  Получилось ещё лучше.  С тех пор все хомы  использовали эту модель туалета.





                КАК МЕНЯ ЛЁЛЯ ЗАЕЛА


Лёля из маленькой пушистой девчонки превратилась в красивую смелую хомячинку.
 Рыженькая, с серым пухом, она, казалось, была невесомой, но топала ножками как табун лошадей. Мама прозвала её «дикая охота».
Лёля тоже любила приставать ко мне.
 Один раз я проверяла контрольные работы. Лёля решила мне помочь. По юбке залезла на колени, потом на стол. Побегала по тетрадкам, залезла на книги. Того и гляди свалится со стола. Пришлось спустить её на пол.
 Но девчонка не отставала. Я подобрала юбку и устроилась поудобней, положив ногу на ногу. И тогда  Лёля стала цепляться  за мой шлёпанец.
Она вставала на задние лапки, висла на нём, подтягивалась, болтая короткими ножками в воздухе. Подтянуться не удавалось. Шлёпнувшись в очередной раз на пол, зверюшка поднималась, встряхивалась и предпринимала очередную атаку, пока шлёпанец не свалился с ноги,  и я не закричала: « Мама, меня Лёля заела.»



                КАК ИРЖИ И ЛЁЛЯ СТАЛИ РОДИТЕЛЯМИ



Вскоре после свадьбы Лёля и Иржи стали ждать хомячат.
 Ждать пришлось недолго – всего 15 дней.
Удивительно, что природа – мать за каких  то 15 дней создаёт таких умных, интересных, сообразительных зверюшек. 15 дней – и на свет появляется зверь с характером, способный любить и заботиться об окружающих. 
 Итак, через 15 дней на свет появились хомячата.  Выжило два крохотных розовых существа. Отца мы на первое время удалили от семейства, обеспечили  Лёле покой. И молодая мать всецело отдалась выкармливанию и воспитанию потомства.
 Смешные розовые червячки довольно быстро превращались в хомячков. Скоро стало заметно, что они разные.
 Один, мы назвали его Фома, пошел в отца – такой же рыжий с белым пузком.
 Второй мальчишка оказался светло-персикового цвета. У него был смешной затылок. Нам он напомнил затылок Н. С. Хрущёва. Пришлось назвать парня Никитой.
 А потом в его честь всё беленькое и хорошенькое в нашем доме тоже получало это имя: и хомки, и котята были Никитами.
 Хомячата были великолепны. Мы осторожно брали их на руки, рассматривали.
 Характер малышей проявился рано.
 Фома оказался серьёзным и солидным зверем. Его, крохотного и ещё слепого, я застала за очень ответственным занятием: он держал в малюсеньких лапках кусок капустного листа, шинковал мельчайшими зубками и запихивал в мешки. Мы с мамой были в восторге!
 А Никитка оказался задирой.  Он первый нападал на брата, и они клубком катались по полу. Лёля не вмешивалась, мы тоже не разнимали: значит так надо.
 А когда у пацанят открылись глазки, мы решили представить их отцу. Я боялась, как бы Иржик не обидел малышей, но от них так восхитительно пахло Лёлей, что отец обнюхал сыновей, улёгся на подстилку и с удовольствием пустил их себе под бочок.
А Лёля глубоко вздохнула, отошла в другой угол и заснула крепким сном первый раз за две недели.
 Хомячата подросли, повзрослели. И хоть расставаться с ними было очень трудно, пришлось отдать их в хорошие руки.
 Повезло обоим. Их любили и холили в новых семьях.
У Фомки потомства не было, а у Никиты был сын Никита, внук Никита и правнук Андрей Никитич,  который вернулся в наш дом и прожил в нём свою хомячиную жизнь.


                КАК МЫ ПОТЕРЯЛИ ЛЁЛЮ


Иржик был обыкновенный сирийский золотистый хомячок: рыжий, короткошерстный, здоровенький.
 А Лёля – результат скрещивания, пушистая, необыкновенно красивая, но слабенькая и болезненная. Она прожила в нашем доме всего один год. А потом наша красавица заболела. Это была какая-то инфекция, которая передалась и её детям.
Лёлюшка стала вялая, часто лежала то у меня под диваном, то на тряпочке у двери. Зверёк потихоньку угасал.
 Один раз мне довелось наблюдать очень трогательную картину.
 Лёля лежала под диваном, Иржи бегал по комнате. Потом полез в свой таз и стал набивать мешки капустой.
 Я очень удивилась. Ведь хомячки носят еду в мешках только домой, но не выносят из дома. А тут Иржи с полными мешками выкарабкивается из своего дома! Что же будет дальше?  Выбрался и прямиком под диван. Через пару секунд выскочил с пустыми мешками.
Я прислушалась и услышала, как Лёлюшка хрустит капусткой.
 Это он, мой ненаглядный зверёк, отнёс еду больной жене. Он, моё рыженькое солнышко, позаботился о ней, больной и слабенькой.
 Отнести больной самочке свою еду-это настоящий хомячиный подвиг во имя любви. За  это я ещё больше люблю своего Иржика.
 А когда Лёлюшка умерла, Иржи лёг на то место, где она последние дни лежала, и долго лежал там с открытыми глазками. Страдал. У этого маленького зверька  было большое любящее сердце.
С тех пор прошло много лет.
 Давно в моём доме никто не подгрызает двери, не карабкается на диван, не спит, свернувшись клубочком, в моей ладони.
 Но остались воспоминания, наполненные нежностью и любовью к моим удивительным «оранжевым мышкам».

                АНДРЕЙ НИКИТИЧ


            КАК АНДРЕЙ СТАЛ ЧЛЕНОМ НАШЕЙ СЕМЬИ.

Андрей попал в наш дом случайно.
Это был наш прямой наследник: правнук Иржика и Лёли.
 Сначала он жил в доме, где его не очень-то жаловали и, наверное,  обижали.  Когда его хозяева собрались в отпуск, хомячка принесли к нам на время их отсутствия.
Характер у зверька был угрюмый и осторожный. Он почти не вылезал из домика в углу клетки. И этот хомка кусался!  Кусался здорово, отчаянно. Брать его в руки было опасно.
 Наверное, досталось парнишке в жизни.   С детства он понял, что за свои права нужно бороться.
 Мама назвала хомячка Андреем. Сын Иржи и Лёли Никита был его дедом, а внук, тоже Никита, отцом. Вот и получился у нас Андрей Никитич.
 Был он весь в деда Никиту -светлоперсиковый, замечательный. Мы сразу полюбили зверька и представить себе не могли, что его придётся отдать.
Я  с волнением ждала возвращения хозяев хомы и очень боялась, что мне не позволят оставить его у нас. Но мне позволили заменить этого зверя другим. Я купила на зверином рынке шикарного пушистого хомяка,  и обмен был совершен.
А Андрей в тот же день самостоятельно переехал в новый дом - картонную коробку из-под обуви с дыркой сбоку. И стал наш любимчик жить - поживать в нашем доме уже на правах члена семьи.
Мы очень любили Андрюшу, заботились о нём, наблюдали за его проделками, изучали повадки и со временем поняли, что по натуре Андрей был вождём. Он вовсю командовал нами. А то, что он кусался, тоже получило своё объяснение: таким образом он утверждал свою власть над членами стаи, то есть над нами.

                КАК АНДРЕЙ ОТДАВАЛ ПРИКАЗЫ.

То, что Андрей нами командует, мы поняли довольно скоро.
Его домик стоял в дальнем углу моей спальни рядом с диваном. Диван был низкий, садиться на него было неудобно, и мама редко приходила ко мне в спальню поболтать.
Однажды днём она зашла ко мне, села рядом, и мы долго беседовали.
Андрей днём спал в своей коробке. Наша болтовня надоела ему. Зверь вылез из дома, забрался на диван и носом стал выталкивать маму. Мы сначала ничего не поняли, но потом расхохотались. Уж очень забавно было наблюдать, как Андрей порядок наводит. Толкает маму и как будто приговаривает: " Уходи, нечего здесь болтать, спать мешаете." Мы деликатно перешли в большую комнату, а Андрюха полез к себе досыпать.
 Командовал хомка часто. Это было необычно,  интересно, и я с удовольствием старалась выполнять все его приказы. Я хотела, чтобы зверёк знал, что мы его понимаем.
 Андрюша любил с моей помощью  забираться по занавескам. Одного его в такое путешествие пускать было нельзя. Хомячки лихо лезут вверх, но вниз они спускаться не могут, падают. Поэтому шторы мы всегда подбирали. А когда у Андрея возникало желание забраться по шторе наверх, он вставал на задние лапы и усиленно кивал в сторону шторы. Я опускала штору, брала Андрея под задние лапки, а он, активно работая передними, поднимался так высоко, как я могла дотянуться.
Это было одно из любимых его занятий, и мы часто это вдвоём проделывали.

А ещё Андрей часто  приказывал мне выдать ему очередную порцию орехов для  пополнения кладовых. Он прекрасно знал,  что на книжном шкафу лежит кулёк с орехами. Периодически Андрей  Никитич  подбегал к шкафу,  вставал на задние лапы и кивал в сторону кулька.
 Я брала запасливого   хомку  на руки, доставала кулёк и отсыпала на ладонь небольшую порцию орехов.  Зверь быстро набивал мешки и вопросительно смотрел на меня.
 « Ещё давать?» - спрашивала я. И давала ещё, а потом ещё…  Процесс заканчивался, когда в мешках  уже не было места.
 Довольный Андрей разносил всё это богатство по кладовкам, а через пару дней опять направлялся к шкафу,  и всё начиналось  сначала.


                КАК МЫ ОТМЕЧАЛИ АНДРЮШИН ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ


Андрей  родился 9 мая 1991 года.
  Хомячиная  жизнь короткая, поэтому отмечать  день рождения  один  раз в году не интересно.  В нашем доме  хомячиный  день рождения отмечался  ежемесячно.
Каждый месяц  девятого числа  Андрею  Никитичу  пожимали лапы и дарили подарки. 
Подарки были разные: кедровая шишка, комплект постельного белья, новый матрасик, а то и новый дом !
В качестве нового дома использовалась обувная коробка с отверстием  для входа и выхода домовладельца.  В коробку  клали матрасик,  простыни, из которых хомячок вил гнездо. Постельное бельё меняли  почти каждый день.  Запасы еды выбрасывали, и  хома старательно  тащил туда свежие продукты. Успокаивался он только тогда, когда под подушкой  оказывалась солидная гора  крупы, семечек, капусты и прочей  снеди.
  В домике всегда было чисто и сухо, потому  что мои хомячки ходили в туалет.

               КАК МЫ РЕШАЛИ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

Хомячки - зверьки чистоплотные и аккуратные. Если приучить их ходить в туалет и своевременно мыть его, никакого запаха не будет. Всех своих хомок  я приучала ходить по своим делам в банку, лежащую на боку. Рядом с домом Андрея лежала такая банка. И всю жизнь он ходил по-маленькому только туда.  Банка сразу вымывалась, и в доме неприятного запаха никогда не было.
 Неприятный запах издают не зверьки, а опилки или бумага, разложенные  неопрятными хозяевами по углам клеток и превращённые в туалеты. А если зверь ходит в банку,  и  она всё время моется, то и ему хорошо, и хозяевам  приятно няньчиться с таким хомкой.
Сидим мы как-то на кухне, а Андрей под ногами бегает, суетится. Вдруг наш хомяк устремился к двери в комнату, а дверь-то закрыта. Андрюшка встал на  задние лапы и стал усиленно кивать на дверь. Кивает, а сам на задних лапках переминается. "Смотри, мама, он в комнату просится", - сказала я и пошла  открывать дверь.  Мама за мной.
 Смотрим, Андрей, который всегда бегал вдоль стенок, пулей понёсся по диагонали через большую комнату в спальню, так же по диагонали пронёсся через спальню в свой угол, влетел в банку и тут же сделал большую лужу.
 Мы были в восторге!  Какой умный хомяк!  Ведь он мог сделать лужу в любом месте, до банки-то бежать далеко. Но ничего, добежал, не опозорился в наших глазах.
 Если хомячок живёт в чистеньком  домике, то он и сам чистенький и пахнет так приятно - тёплым зверьком.




                КАК АНДРЕЙ ВАЛЯЛСЯ В БАНКЕ


А ещё наш Андрюха  любил валяться в банках.
  Заметили это случайно.  Мы с мамой знали, что   хома   часто прячет  свои припасы в небольших банках,  лежащих на боку.  И я специально для него  в разных углах  положила несколько  восьмисотграммовых банок. Пусть хозяйничает.   
И вот однажды ночью я проснулась от какого-то стука.  Шум доносился из угла под зеркалом. Я включила ночник и заглянула в угол.  Андрей валялся в банке на спине и старательно раскачивал её. Банка качалась и билась о стенку. Похоже, хомке  это очень  понравилось. Он не стал использовать эти банки для хранения запасов, а предпочёл кататься в них в своё удовольствие. А мы, сидя на диване, любовались нашим забавным хомячком.


                КАК АНДРЕЙ ХОЗЯЙНИЧАЛ


Ах,  какой замечательный хозяин был наш Андрей Никитич!
Просыпался он вечером, долго мыл и расчёсывал шубку,  а потом отправлялся по делам.  Обычно это происходило так.
В приоткрытую дверь из спальни высовывался  нос,  потом  появлялся Андрей и нырял под шкаф.
Под шкафом была первая кладовка – пластмассовая банка, лежащая на боку. В ней Андрей хранил орехи.  Из-под шкафа доносилось постукивание,   как будто наш хомяк пересчитывает своё добро. Проверив первую кладовку,  зверь  бежал ко второй.  Вторая была в буфете на нижней полке. Там в самом дальнем углу за банками с вареньем  тоже  был припрятан запас  продовольствия, и его тоже нужно было проверить.

Потом Андрей инспектировал другие тайные места,  о  которых мы с мамой и не знали до поры до времени.
Однажды осенью я нашла в мамином диване под головой  большой склад продуктов, а через несколько дней такой же запас обнаружила в своем диване.  И тоже под головой.
 Тогда мы не обратили на это внимание. Посмеялись и всё.
 Но когда через год осенью мы опять обнаружили кладовые в своих диванах,  всё стало ясно.  Наш любимый хомяк, наш вожак, глава нашей семьи  таким образом обеспечивал нас запасами продовольствия на зиму.  Он,  такой маленький, взвалил на себя ответственность за всех членов своей стаи. 
Это было потрясающее открытие!  Да, теперь  Андрей  бесспорно возглавлял нашу семью.  В нашем дамском обществе появился  настоящий мужчина!


                КАК АНДРЕЙ НЕ ДАВАЛ НАМ РАССЛАБЛЯТЬСЯ


Дел у Андрея было много.  Проснувшись, он целый час  тёр  за ушами, надраивал бока,  расчёсывал животик.  Потом ему нужно было пересчитать орехи и семечки,  побегать по комнатам, поваляться в банках.
 И нужно было руководить своей стаей.    А ещё очень важно  уметь поддерживать свой авторитет и не давать расслабляться  этим  двум, которые  даже запасы на зиму делать не умеют.
Поэтому  довольно часто Андрей нас кусал.  Кусал пребольно,   по-настоящему.
Вот как-то бежит Андрей мимо маминого дивана.   А маме захотелось взять своего любимчика на руки.  Андрей был её любимым хомячком.
 Протянула она к нему руку, а Андрюха, не останавливаясь, на бегу повернул голову и  тяпнул   маму за палец.
 Боже, как обиделась  мама!  За  что?!  Надо было видеть её лицо! 
Я поймала Андрюшку, и мы пошли просить прощение.
  Да я и сама с  оглядкой брала на руки  обожаемого зверька.  Особенно опасно было брать его сонного. Спросонья зверь мог отчаянно укусить.  Поэтому я  сначала будила Андрюшу, а уж потом  прижимала к себе маленькое  тепленькое  тельце.
Прошло время, и мы поняли, что если Андрей кусается, значит так надо.  И перестали на него обижаться.  Вождь всё-таки!


                КАК АНДРЕЙ ПОПРОЩАЛСЯ СО МНОЙ


Время летит быстро.
 Хомушки живут с нами, радуют нас , а потом с ними приходится расставаться.
 Я не люблю вспоминать эти тяжелые дни, не могу писать о том , как не стало Машеньки,  Иржика, Лёли…   А про Андрея напишу. Напишу, потому что это невозможно забыть.
Наш любимый хомушка прожил отведенные  ему природой два года, состарился и стал угасать. Он стал слабеньким, редко вылезал из домика, и вот пришел день,  когда Андрюша не вышел на прогулку.
 Я достала его из домика ,  уложила в ладонь и стала согревать своим теплом.   Мне очень хотелось,  чтобы хомячок поел. Что же ему дать?   И я решила потереть морковку.  Андрюшенька понюхал, немножко поел и опять заснул у меня на руках.  А морковка так и осталась в его мисочке. 
Весь вечер, глотая слёзы, я держала  умирающего зверька на руках, А перед сном попрощалась с ним, уложила в чистое гнёздышко и легла спать.  Утром Андрей уже не дышал.
А потом было вот что.
Дня через три я делала уборку в своей комнате. И вдруг под диваном, как раз под головой, я  обнаружила кучку продуктов.  Там были семечки, какая-то крупа, орехи.
 И там была тёртая морковка!!!
  Я была потрясена!  Ведь морковку я потёрла моему зверьку в последний вечер.
 Что же это  значит?  Это он, мой родной, мой ненаглядный хомячок  позаботился перед смертью обо мне в последний раз.
 Я и теперь плачу,  когда представляю себе как он, обессиленный и старенький,  ползёт из последних сил с набитыми мешками под диван, чтобы я не голодала.
Как он это сделал? Ведь он уже не мог ходить! 
 И если бы не тёртая морковка, я бы никогда не узнала,  что Андрей  совершил ради меня настоящий подвиг и ещё раз показал, кто  в доме главный.
В такое трудно поверить, но это было.

Вот такие удивительные зверьки - хомячки.
Я ничего не придумала. Просто записала их похождения и проделки, которые подарили мне столько радости и грусти.



                2010-2012г.



Вот и закончилась моя хомячиная эпопея. Я писала эту книгу в 2010 году, когда боль и горе от потери любимого мужа терзали моё сердце. Мои хомки помогли мне выжить в тот страшный год. Я садилась к столу, бралась за перо,  мысленно приказывала себе: "Не думать, не думать, не думать..." и уносилась мыслями в своё счастливое прошлое... Вот так на горе и слезах получилась эта светлая книга о моей жизни.





 


Рецензии
Прочитал про Ваших мышек... Хочется написать очень-очень много хорошего, искреннего и светлого в Ваш адрес, но пальцы замирают над клавиатурой, почему-то боясь сфальшивить или просто спугнуть удивительное ощущение детства...

Элем Миллер   19.09.2013 12:41     Заявить о нарушении
Я рада, что в моих хомячиных историях Вы услышали отголоски детства. Спасибо за тёплые слова.

Наталия Костюхина   19.09.2013 13:50   Заявить о нарушении