Автобусные страдания

Чего греха таить, технический прогресс в отдалённый от столиц город не всегда поспевал вовремя. Так в начале 20 столетия необходимость в общественном транспорте уже была, а самого транспорта ещё не было, если не считать, конечно, извозчиков, с их экологически чистыми, но не всегда удобными экипажами. Инициатором прогресса осенью 1908 года выступил нижегородский купец Мелентий  Кожебаткин. Он убеждал городскую управу в том, что автомобили для перевозки пассажиров будут для города значительно выгоднее трамваев, для запуска которых необходимо построить дополнительную электрическую станцию. Господин Кожебаткин предлагал поставить автомобили, которые будут специально построены первым и вторым классом в два этажа, и вмещать тридцать пять человек каждый. Автомобили эти должны были развивать скорость хода до двадцати вёрст и останавливаться перед каждой поперечной улицей «для принятия пассажиров». Время работы первых автобусов предприниматель определил так: «Начинать движение с весны, как только улицы будут очищены от снега; а заканчивать осенью, как только выпадет снег». График движения: с семи  утра до девяти вечера. Однако для многих горожан общественный транспорт мог стать скорее роскошью, чем средством передвижения, т. к. предприимчивый купец предлагал взымать плату: в первом классе по шесть копеек, а во втором по четыре копейки за станцию. Для сравнения, килограмм муки стоил тогда девять копеек. Этот проект господина Кожебаткина был полностью одобрен городской управой. При этом учитывались первые льготники: «лица, идущие по городским надобностям, за проезд не платят; воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений платят только половину; дети до пяти лет вообще провозятся бесплатно, равно как и самые бедные, по назначению управы, в ненастную погоду». Однако техническому прогрессу ещё долго не суждено было стать достоянием широкой общественности. Вначале элементарная чиновничья волокита, затем первая мировая война, революция и гражданская война надолго отодвинули идею развития общественного транспорта в Оренбурге.   
   Первый городской автобус начал функционировать лишь в сентябре 1925 года. А через два года пять новеньких 12-местных автобусов, системы «Форд», прибыли в Оренбург. Открытие автобусного движения собрало массу народа, с речью выступил товарищ Котов. Отмечая годовщину события, пролетарская газета «Смычка» писала: «Хулиганство детей и извозчиков не прекращается. Так, недавно вечером в автобус, стоящий около сада им. Ленина, кто-то из рогатки пустил камень, которым было разбито дорогое зеркальное стекло, причём стекло это можно купить только за границей». Персонал автобусов во всех грехах винил смертельных врагов прогресса и автобусного движения – извозчиков. Теперь, слава Богу, у автобусного движения врагов вроде бы и нет, а вот хулиганов меньше не стало.


Рецензии