Странная позиция

       История никого ничему не учит. Так у нас повелось, что почти любой новый правитель нашей страны создаёт свой вариант истории «под себя». После революции 1917 года началось активное формирование советской мифологии, нового идеологического смысла. Завершился этот процесс уже при И.В.Сталине – в 30-е годы. История России превратилась в историю СССР,  а все события стали рассматриваться через призму классовой борьбы.

       После прихода к власти Н.С.Хрущёва прежние идеалы были подвергнуты ревизии. Само имя Сталина стало ассоциироваться в основном с репрессивной политикой. Постепенно был сформирован советский вариант антисталинской мифологии. Идеология внешне не претерпела изменений, но её основа, созданная в сталинское время, без Сталина потеряла привлекательность и отчасти даже смысл.

       Распад Советского Союза и последовавший за этим период социально-экономического хаоса стал временем без государственной идеологии, просто потому, что «переход к рыночной экономике» не может стать смыслом существования целой нации. Но вот наступил XXI век, пришёл В.В.Путин, и начались поиски «национальной идеи». Неофициально и тихо в обществе пошёл процесс самоидентификации. Настоящее приспособление к новой реальности. Государство по привычке дистанцировалось от этого.

       Но вечно отстранятся от оценки исторического пути страны было невозможно. Любому государству важно понимать – откуда оно пришло и к чему стремится. И вот в должность президента вступил Д.А.Медведев. «Национальную идею» попытались облечь в казённые одежды. В основу был положен западный идеал «успешности» и «эффективности». И поскольку основа чужая, Медведеву пришлось разбираться со своей собственной историей. Импортные смыслы существования наций совсем не вписывались в загадочную для президента историю России.

       Годы без чёткой позиции по историческим вопросам не прошли бесследно. Многие наши соседи стали предъявлять территориальные претензии или требовать публичного покаяния и даже материальной компенсации. Была создана специальная комиссия по борьбе с фальсификацией истории. Её основной целью стало противодействие попыткам пересмотра результатов Великой Отечественной войны.

       Но достойного противостояния ревизионизму не получилось. Либеральная идеологическая основа не позволила беспристрастно взглянуть на ВСЮ историю России. Снова и (по мнению властей) окончательно, был осуждён Сталин (хотя достижения сталинского периода отчасти признали). Начался новый этап публичной самокритики переходящей в самобичевание и покаяние. Снова пережёвывают историю сталинских репрессий, признают советское государство преступным, давая повод для очередных обвинений уже современной России.

       В интервью польским СМИ, данном накануне официального визита в Варшаву, президент РФ Медведев в очередной раз обвинил "сталинский режим" в расстреле польских военнопленных под Катынью. Причем не просто обвинил. Буквально им было сказано следующее: "Государственная дума вчера приняла соответствующее заявление на эту тему, очень важное заявление, на мой взгляд. Всё это отражает изменения в общественном сознании. Но я считаю, что подобные изменения должны происходить не только в России. Для того чтобы нам перевести наши отношения на новый уровень, на партнёрский уровень, на уровень, ориентированный в будущее, на стратегический уровень, изменения должны произойти и в общественном сознании Польши, должен появиться новый взгляд на новую Россию".

       Слова Медведева — прямое заискивание перед Польшей. Стремление получить от неё некое вознаграждение за признание вины своих "неправильных" предшественников: "Посмотрите, какие мы стали хорошие и послушные. Мы признали свою вину перед вами, мы каемся — и хотим, чтобы после этого вы стали нашими стратегическими партнёрами".

       Вести себя так — тем более президенту одной из ведущих держав мира — даже с прагматической точки зрения глупо и неэффективно. Потому что сторона, которая идёт на такое самоунижение, не может другой стороной рассматриваться в качестве даже равноправного партнёра — не говоря уже о более серьёзных отношениях. В мировой политике уважают в первую очередь тех, кто сам обладает уважением к себе. А того, кто пытается добиться уважения к себе и признания своих достоинств при помощи односторонних уступок, рассматривают как заслуживающего лишь максимальной жесткости и дальнейшего давления.

        Это — аксиомы. В начале 90-х годов горбачевское руководство признало "ответственность" СССР за расстрелы поляков в Катыни. Улучшились ли от этого сначала польско-советские, а затем и польско-российские отношения? Да ничуть! Наоборот, именно после "признания" отношения и стали ухудшаться, хотя более чем сорок лет они были как раз и союзническими, и партнерскими, и дружескими.

        Те в Польше, кто не хочет дружить с Россией, — будут враждовать с ней. Будут враждовать, даже если Россия признает свою вину за всё — вплоть до изгнания поляков из Кремля в 1612 году и из Киева в 1018 году. А те в Польше, кто хочет дружить с Россией, — будут дружить с ней и без всяких "признаний", только при наличии этих "признаний" — им дружить будет сложнее. Потому что их противники внутри Польши будут постоянно винить их за эту дружбу, уже ссылаясь на подобные "признания", — и представлять друзей России в качестве национальных предателей, намеренных дружить с "губителем лучших польских граждан".

         Линия,  взятая Медведевым, выглядит еще более экстравагантной в контексте обнародованных сайтом WikiLeaks планов НАТО насчёт оккупации польскими войсками территории современной Прибалтики и значительной части Российской Федерации, включая Калининградскую область.
 
         Уже много раз квалифицированными экспертами говорилось, что все эти «катынские документы» шиты белыми нитками и указывалось на конкретные нестыковки в их оформлении. Получается, что это какая-то колода фальшивых карт, а никакие не документы. Однако наши депутаты ни с того ни с сего признали эти бумаги подлинными, после чего наша власть стала разговаривать с потомками шляхтичей подобострастным тоном - это, конечно, капитуляция.

         Но такая политика нашего руководства бессмысленна. Во-первых, действия политического руководства Польши определяют не политические, экономические и даже не финансовые выгоды, а иррациональная логика, в значительной степени базирующаяся на русофобии. Вот мы покаялись в том, в чем не виноваты, и в ответ услышали в стиле Новодворской: «каяться и платить». Самое подлое заключается в том, что теперь после такого прецедента с аналогичными требованиями к нам могут обратиться другие. Мало того, что прибалты требуют и предъявляют бесконечные счета за «оккупацию», так уже и в Германии начинают вспоминать, что мы несправедливо изгнали немцев из Восточной Европы и даже, оказывается, победители изнасиловали большое количество немок, которые через 60 лет об этом вспомнили.

       Достаточно опасная тенденция российских властей признаваться во всех мыслимых и немыслимых грехах уже вывела нас на кривую дорожку ревизионизма и негативизма по отношению к собственной истории. На Западе пересмотр истории давно состоялся и СССР (так же как и его правоприемницу – Россию) уже обвинили в чём только можно было.
Это процесс вполне естественный, и нужно было бы относится к нему как к данности, выстраивая самостоятельную точку зрения. Однако в свете своеобразного понимания национальных и государственных интересов Медведев видимо посчитал, что “для улучшения имиджа” России следует встать в позу виноватого и признать справедливой позицию своих противников за последние лет этак примерно сто.

        Чтобы выстроить собственную позицию действительно исходя из национальных интересов требуются серьёзные умственные усилия. Поэтому Медведев, имеющий юридическое образование, решил, что напрягаться не стоит, всё равно из этого ничего путного не выйдет. Так и не сформировав СВОЕГО отношения к истории СССР, он принял точку зрения западных “партнёров”. Результатом стало фактически признание вины современной России в расстреле польских офицеров в Катыни. Итогом этого политического шоу стали обвинения российской стороны в гибели Качиньского 10 апреля 2010 года. Видимо “положительными” мы быть для Запада не можем даже если очень хотим.

       Имидж страны – дело конечно хорошее. Но вот некоторое время назад Путин, еще будучи Премьером, публично покаялся в Польше за пакт Молотова-Риббентропа. И что же? Наш имидж стал улучшаться? Может нас так же публично “простили”? Не тут то было. Польский журналист Анджей Зауха в интервью Владимиру Кара-Мурзе сказал:  ” Польша, и не только Польша, ожидает такого покаяния со стороны России, чтобы все-таки осудить еще раз и возможно еще раз, и еще много раз осуждать те преступления и те деяния, которые были тогда сделаны.”

       То-есть мы должны каяться за то, что защищали свои интересы в условиях, когда ни Польша, ни тем более Англия и Франция не собирались договариваться о сотрудничестве с СССР. Когда эти страны напрямую саботировали любые попытки Советского Союза наладить союзнические отношения против нацистской Германии.

       Вообще при одном упоминании о пакте Молотова-Риббентропа вменяемость отказывает почти всем руководителям стран Восточной Европы – это у них просто болезнь какая-то. И теперь Мюнхенский сговор 1938 года, когда западные “союзники” Чехословакии Англия и Франция просто сдали её Гитлеру, не считается важным шагом к мировой войне что бы об этом не говорили наши премьер-министры. Поляки и Запад требуют: – “Кайся, дорогой, кайся! А твоя точка зрения нас не интересует!”  Но даже в религии покаяние – вещь сугубо интимная.
       Публично же каящегося заставят каяться вечно, превратив покаяние в обязанность.
Политика государства должна быть суверенна. Все знают, что суверенитет – это независимость. Если углубиться в смысл этого слова, то всплывут ещё и другие значения – абсолютная самостоятельность, самодостаточность, достоинство. Но если это слово понимать именно так, тогда политику современной России суверенной назвать никак нельзя. Быть самодостаточными и с достоинством принимать своё прошлое мы на государственном уровне пока не научились.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.