Состояния. Катренник. Диптих

http://www.liveinternet.ru/users/2106521/post82365377/

Катренник - твердая поэтическая форма из четырех катренов, написанных строго одним метром, причем, первый и второй катрен - одностопные, третий - двустопный, четвертый - четырехстопный. Классический катренник пишется любым метром обязательно без добавления и усечения слогов в последней стопе, а каждое четверостишие непременно заканчивается точкой, многоточием, вопросительным или вослицательным знаком.

 С рифмовкой катренника еще интересней. Правило рифмовки катренника исходит из его пропорциональной формы. Коротко правило звучит так: вид рифмовки первого катрена повторяется во всех катренах, а также проявляется в первых трех катренах, если их "сложить" в одно четырехстопное четверостишие. Чтобы было понятней, приведу пример: abbA baaB -a-B-b-A ---A---B---B---A (буквами обозначены рифмующиеся стопы, а дефисом - нерифмующиеся). Таким образом, если первые три катрена сложить вместе в четырехстопник, рифмовка получится также ABBA (рифмовку четырехстопников я выделил прописными буквами). Другие виды рифмовки катренов, кроме моноримической - дистишная, перекрестная и попарная - в катреннике не могут быть использованы, поскольку они не могут соблюсти правило.

***
Ушла
Весна.
Грустна
Пора.

Одна.
Финал
Устал.
Вина.

Налить в бокал.
Закат. Луна.
Рассвет. Как знать….
Мой мозг устал.

В мечтах увяз и засыпал.
Под пенье птиц и шелест дня.
Смирился он, в безумных  снах.
С итогом лжи, где сам играл.

***
Ушла Весна. Грустна Пора.
Одна. Финал Устал. Вина.
Налить в бокал. Закат. Луна.
Рассвет. Как знать….Мой мозг устал.

В мечтах увяз и засыпал.
Под пенье птиц и шелест дня.
Смирился он, в безумных  снах.
С итогом лжи, где сам играл.

__________________________________

***
Аккорд,
Как блик.
На миг.
В узор.

А лик
Во взор.
И хор
Вдруг сник.

Бесовский мор
Звучал, как крик.
В него проник
Простой мажор.

Вечерний Шуберт. Тает соль.
И снова смысл в мечтах возник.
Благой. А был всего лишь блик.
И светлым стал дневной минор.

***
Аккорд, Как блик. На миг. В узор.
А лик  Во взор. И хор Вдруг сник.
Бесовский мор Звучал, как крик.
В него проник Простой мажор.

Вечерний Шуберт. Тает соль.
И снова смысл в мечтах возник.
Благой. А был всего лишь блик.
И светлым стал дневной минор.


Рецензии