К Дню Учителя

    Пока живу, я учусь…

     Накануне Дня учителя я как- то  написала Майе Константиновне Глуховой, замечательном педагоге, воспитавшей не одно поколение школьников и работников образования. Она проработала на ниве образования более сорока лет и целиком согласна с мнением великого писателя земли русской Львом Толстым о том, что чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

            Майя Константиновна никогда не искала в жизни лёгких путей, с честью и достоинством выдерживала все удары судьбы и всегда приходила на помощь тем, кто в ней нуждался.  Поэтому её до сих пор любят её ученики, хотя минуло уж немало лет. И не только те, кого она учила в школе, но и те,   кому она помогала постигать премудрости профессий учителя и воспитателя.

            - Воспитателем, как и художником, нужно родиться, - считает Глухова. И не без оснований.
                По воспоминанием её родителей, Константина Петровича и Марии Марковны Гарбузовых, их младшая дочь Майя, ещё будучи дошкольницей, собирала вокруг себя соседских ребятишек и «читала» им детские книжки.  Причём ни сама «учительница», ни её «ученики», увлеченные игрой в школу, частенько не замечали, что книга - то перевернута «вверх ногами». Иногда сей конфуз замечали старшие сестры Майи или ее брат, но девочка никогда не обижалась на их шуточки и весело смеялась с другими ребятишками, мечтая пойти в школу и научиться там всем наукам.

                -  Плох тот педагог, который не помнит своего детства, - считает Майя Константиновна. - Без этого просто невозможно понять мотивы того или иного поступка ребёнка. Большое значение для становления личности имеет и то обстоятельство, какие люди окружали ребёнка в раннем отрочестве. Майя росла в семье добрых и трудолюбивых родителей, в которой было четверо детей.  Училась она в ессентукской  женской школе № 2 и жила в красивом небольшом курортном городке.  На всю жизнь она запомнила своих преподавателей С. и Н. Седько, М. Слюсареву. Это были настоящие русские интеллигенты, влюбленные в своё благородное дело и в своих учеников. Несомненно, что эти одарённые педагоги повлияли на профессиональный выбор Майи. Девушка решает поступать в Ессентукское педагогическое училище.

                После его окончания её направили работать в одно из сёл Азербайджанской ССР обучать детей русскому языку. В течение нескольких лет молодой педагог учил ребят говорить  на языке Пушкина, Достоевского, Толстого.

                - Любой язык - это медаль, которую отчеканила история,- считает Глухова. - Не зря же Вольтер,  великий французский просветитель, утверждал, что знать много языков - значит  иметь много ключей к одному замку.  К этим словам не мешало бы прислушаться многим современным политикам.-

                По семейным обстоятельствам Майя Константиновна возвращается в родной город и работает в школе старшей пионервожатой.  Несмотря на вечную занятость, она заканчивает   заочно в 1965 году Ставропольский педагогический   институт. И для неё наступает новый период в жизни  - она начинает работать в  Школе рабочей молодежи г. Лермонтова. По популярному телефильму «Большая перемена» мы можем себе представить, как тяжело было увлечь на уроках уставших за время работы на производстве людей. Частенько преподавателю биологии приходилось оказывать помощь взрослым ученикам и в разрешении семейных неурядиц и в решении производственных конфликтов. Ведь настоящий учитель всегда должен помогать ученику, даже если ученик и намного его старше.

                Понимая всю важность образования взрослых, Глухова все же очень хотела работать с детьми. Поэтому Майя Константиновна перешла в школу и начала работать учителем географии.
                _ Профессия учителя уникальная по своей сути, подобных ей, по - моему, нет, - считает Глухова. И действительно, учителю одновременно нужно быть хорошим профессионалом, обладать способностями артиста, психолога, врача, организатора, руководителя, лектора. Он обязан всю жизнь учиться, заниматься самообразованием.  Но самое главное, самое трудное и самое основное - он должен уметь любить людей. Уважать личность ребёнка, родителей, коллег, и,  конечно же, всегда чувствовать и нести ответственность за то, что он делает.

                - Задача учителя, - продолжает Майя Константиновна, - не только в том, чтобы передать ученикам определенный объём знаний по предмету. Главным своим делом он должен считать развитие личности ребёнка и оказание безвозмездной помощи по воспитанию и обучению ребёнка его родителями и коллегами.  Ещё одна задача, о которой, к сожалению, не часто говорят, - делится опытом Глухова, - стоит перед учителем: научить человека добросовестности и ответственности в работе. Привить охоту к красиво и честно выполненному делу. Учить  этому взрослого  человека поздно. Такие качества закладываются с детства - в начальных классах.

                - Что такое некомпетентность, халатность? - вслух размышляет моя собеседница. - Это когда тебя научили, но не тому и не так. Сам учитель работал на «тройку» и ученик привык к тому, что жить с посредственными знаниями можно. А ведь из - за халатности совершаются, скажем, техногенные катастрофы, гибнут люди. Для предотвращения таких ЧП необходимо повышать профессионализм педагога, сделать эту профессию такой же престижной, какой  она была раньше.

              И Глухова, чтобы иметь возможность воплощать свои задумки в жизнь, переходит работать в отдел образования в качестве заведующей методическим кабинетом.  Трудовую деятельность она закончила в первой половине 2000 годов в должности заместителя начальника отдела образования, где проводила большую работу в деле повышения квалификации педагогов. Организовывала разнообразные семинары, деловые игры, огромной популярностью среди учителей пользуется «Школа молодого педагога», конкурс «Учитель года». Больших профессиональных знаний и жизненного опыта требует от работников отдела образования аттестация педагогических кадров, где нередко решается судьба человека.

               -   Особенность  работы в отделе образования, увлеченно рассказывает Майя Константиновна, - в том, что приходится работать со взрослыми людьми. Но человек, сидящий в кабинете начальника, чиновник обязан обладать теми же качествами, которые необходимы педагогу. Чиновник всегда должен помнить, что перед ним - личность, требующая к себе уважительного отношения, соблюдения такта.  Человек пришёл к тебе с просьбой, ему нужна помощь и ты должен ему помочь. -

                Честно говоря, слушая эти слова, мне подумалось, что было бы совсем неплохо, если бы все чиновники нашей страны думали и поступали так, как Глухова. На мой провокационный вопрос: «Не скучно ли на пенсии», Майя Константиновна лишь рассмеялась: «У меня столько дел, то переделать их все невозможно».

                Глухова внимательно следит за событиями в стране, а благодаря внучке Екатерине всегда в центре молодежных проблем.
                - С высоты прожитых лет могу сказать, что жизнь во все времена - сложна, простой она быть не может,- рассуждает Глухова. - Нужно воспринимать её взлеты и падения с достоинством, твердо стоять на земле. Она убеждена,  что молодёжь сейчас в большинстве своём образована и интересна, но молодым людям необходима помощь со стороны взрослых. Взрослые должны относиться к молодежи с уважением, помочь ей найти достойные пути в жизни. Людей в любом возрасте развращает безделье. Спасение молодого поколения, считает Майя Константиновна, в труде, умственном и физическом. А молодым коллегам - учителям Глухова советует помнить вот такие заповеди:
                пока живу, я учусь, работаю над собой;
                никогда не считать, что ты уже достиг цели, что ты уже совершенство;
                тебя окружают люди, которые ничуть не хуже тебя самого.
         В конце нашей беседы Майя Константиновна сказала: « Мне не стыдно смотреть людям в глаза, мне постоянно звонят, советуются со мной по разным вопросам. Значит, нужна людям и поэтому я считаю, что жизнь моя прожита не зря.


© Copyright: Галина Терешенок, 2016


Рецензии
Я с большим уважением отношусь к Майе Константиновне! Хорошо, что вы написали о ней статью!

Людмила Ренжина   05.10.2018 10:31     Заявить о нарушении
Я, надеюсь, Майя Константиновна прочтёт её! Столько приятных слов в её адрес сказано совершенно заслуженно! Жму вашу руку!

Людмила Ренжина   05.10.2018 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.