Михаил Ардов Легендарная Ордынка. Портреты
Сразу же принялся за чтение. Стиль великолепный. Никаких словесных нагромождений в описательстве. Всё знакомо. Но есть и кое-что новое, чего не было в журналах. Например, про Анатолия Наймана. А вот и про мою любимую писательницу Наталью Ильину. В своё время, уже и не вспомнить, когда это было, прочитал её роман Возвращение», где она описывала свои мытарства на Дальнем Востоке, в Китае.
Пожалуй, если бы снова встретил эту книгу, то с удоволствием перечитал, многое забылось. Закрыв книгу, порадовался за Наталью, что ей удалось вернуться на родину, и её даже не посадили, не сочли за шпионку, дали возможность работать в издательствах, издали книгу, на гонорар она купила автомобиль. С тех пор я всегда с интересом читал её статьи, помня то, первое впечатление, и зная кое-что о её судьбе.
И вот сейчас читаю у Ардова, что Анна Ахматова, с которой дружила Наталья, подозревала в ней стукачку, и не без основания. Но всё же дружила, потому что Наталья «была остроумной и живым собеседником, любила застолье… Да и обладала несомненным литературным талантом, писала блистательные пародии, смешные фельетоны, а впоследствии — интересные мемуары…»
12 октября 1957 года парижская газета «Русская мысль» напечатала «Открытое письмо Наталии Ильиной» о том, что роман «Возвращение» читается русскими, прибывшими с Дальнего Востока, нарасхват. Автор пишет:
«К сожалению, должна отметить, что читают его главным образом как документ из секретного отдела НКВД. Не там ли Вы и писали его, Наташа, и не был ли он Вашей платой за право проживания в Москве и прочие блага?
Вы работали спикером на японской радиостанции и прославляли подвиги тех самых японцев, которые жгли китайские деревни и гнали к нам беженцев.
Попутно с работой у японцев Вы завели дружбу в немецких кругах, которая оплачивалась уже совсем щедро. Вы даже завели себе автомобиль. Автомобиль вызвал подозрение у японцев. Вы были приглашены в отдельную комнату. Разговор был неприятен и длился три дня. Выцарапал Вас Ваш друг-немец».
Не стану приводить всё письмо. Кто захочет, тот найдёт и прочитает. Ну, а я задумался, так ли уж большой грех Наталии в то тяжёлое время, когда и родина была потеряна, и все отступились от неё? Была вынуждена выживать любой ценой.
Постфактум хорошо рассуждать, сидя у компьютера и попивая ароматное кофе. Упрекать её могли только те, кто находился точно в таких же условиях, не не склонились к сотрудничеству с НКВД. Не зря сказано: Не суди, да не судим будешь. Есть много нюансов. И, кто знает, как бы мы повели себя на её месте?
Михаил Ардов рассказывает: «…две артистки на фантах разыгрывали двух знаменитых русских писателя — какой кому достанется. Звали актрис Ольга Леонардовна Книппер и Мария Фёдоровна Андреева».
Ставрополь-на-Волге
Свидетельство о публикации №213091701380