Глава III. Открытый мир. Часть 1. - антиутопия

Главы из "Ковчега"














III.ОТКРЫТЫЙ МИР

Часть 1.



"Я искал любовь в странных местах:
  Я не оставил камня,
  который бы  не перевернул,
  Я смотрел в тысячу лиц,
  в поисках того огня, 
  который горел
  в моем сердце
  в моем уме
  в моей душе."
July Morning, Uriah Heep

 

Со временем он полюбил это удобное кресло необъятных размеров. Оно действовало как своеобразное “еще более”, как "амортизатор", в зависимости от ситуации, помогая сосредоточиться или, наоборот, расслабиться и отдохнуть, и - как «машина времени» - в этом кресле его находили, подхватывали и уносили с собой воспоминания…

Сейчас над ним властвовала мелодия July Morning, еще и еще заставляя всматриваться в себя. Воспоминания, обычно окутывающие теплотой и уютом пережитых событий,- времени, давно ушедшего и от того такого мирного и неспособного причинить вреда, на этот раз вызывали неоднозначные чувства. Возможно потому, что будущее было гораздо определеннее, теплее и уютнее - до сих пор иногда не верилось, что прошлое действительно позади и не способно вернуться.


…Когда-то на заре цивилизации, спасаясь в темном углу пещеры от разъяренного зверя, человек, не без основания, разглядел его черты в толпе своих соплеменников. Так появились первые правила и рамки древнего этикета, ограждавшие от произвола сильнейшего. Первобытный человек- натура насколько дикая, настолько и увлекающаяся. И люди бодро обрастали традициями и правилами, строили заборы, возводили стены и обустраивали границы. Возникали законы, чтобы охранять эти традиции, заборы, стены и границы и, наконец, - государства, чтобы охранять  законы, которые охраняют  заборы… Государства, отстаивая границы и законы не только внутри, но и вовне, начали воевать, «пожирая» друг друга…

Взрослея и совершенствуя мировоззрение, человечество переносило “накопленный опыт” в духовную сферу,- религия, в поддержку государства, принялась нещадно эксплуатировать веру. В эти, совсем не древние, но мрачные века, как ни странно это звучит, человечество скорее всего и свернуло в темный тупик сегодняшней «сверкающей» техногенной цивилизации. Гармоничное развитие личности было подменено ограничениями воздержания, и тогда требующее развития сознание хлынуло в брешь механистического мировоззрения. Именно тогда были "разграничены" дух и материя, появилось вселенское добро и зло, отделившие друг от друга "хорошее" и "плохое". Ростки альтернативы с корнем вырывались и сжигались на кострах "святой" инквизиции как богопротивная ересь. Теперь, утверждая "каноны" и уничтожая "апокрифы", уже церковь орудовала в сознании, насаждая свои заборы и правила. Научившись писать, люди научились и переписывать. Для оправдания, уже мирового каннибализма исправлялась история, безапелляционно разделялись целые культуры…


За войнами пошли революции - “сносились” и законы, и государства, перекраивались границы и перелицовывались религии. Сверхновые культы были способные оправдать уже все, что угодно... 

Однажды удалось вплотную приблизиться к идеалу- и мир всколыхнулся, поверив в возможность преображения.
Быть может, Россия- модель мира,-  в ней всегда можно найти все: от безумной роскоши "нового света", до почерневшего (от жизни, правда, не африканской) бомжа, выискивающего на помойке жухлый банан. Может быть, это на ней, перебрав и отбросив множество других вариантов, остановилась Фортуна в поисках объекта своих экспериментов. Быть может, это ее судьба- отрабатывать на себе все новое, то расширяясь, устремившись к границам вселенной, то сжимаясь в комок под мутными потоками захлестывающих неудач, из-под которых порой остается виден лишь один ее мощный хребет Урала...

Так или иначе, но лишь она была способна воочию, в планетарном масштабе продемонстрировать миру материальную силу идеи. Хотя, все и происходило скорее вопреки, чем благодаря,- почти столетие отвергалось очевидное,- то, что каждым движет в самом начале,  то, ради чего он затем «карабкается по каменистым тропам» и получает, лишь достигая «сияющих вершин». Эти противоречия, не позволяя признать трудом управление, делая инженера придатком рабочего, а “управленца” - нахлебником, фактически отрицали и сам смысл власти вообще. И кривая "надстройка" идеологии не преминула сыграть свою злую шутку, завалив, в конце концов,  все здание…

Как всегда, на той «благодатной» почве для начала взыграли вездесущие сорняки инстинктов,- нашлась группа и выделила себя, отгородившись этим “проклятым” правом власти- «знать и решать» за других, а затем, вынужденная прятать уже результаты своих “трудов” и окончательно забыв и о цели, и о смысле своего существования, рыла, строила и возводила … Построения, колючей проволокой, надвое разделившие мир, оказались “грандиознее” всех предыдущих. Сквозь “железный занавес”, трещавший под напором жизни снаружи и подтачиваемый ею же изнутри, просачивались лишь капли...

На противостояние двух мощнейших по силе, паритетных идей,- по иронии судьбы во многом подобных не только в своих идеалах, но и в причинах вырождения, уходило почти все...

Возникла потребность в “атомных зонтиках” поверх крыш, взялись было строить и их,    …да только от того “дождя” не спасал уже и сам Ноев Ковчег…


Самонадеянно уверовав в прочность запоров, человечество проскочило нужный поворот и теперь, пытаясь сохранить хоть что-то человеческое, старалось уместиться в созданном им же “прокрустовом ложе”, кружа и вытаптывая все вокруг. Мир был разорван рвами границ и повязан сетью условностей: государства, республики, штаты, края… города - свои традиции, конституции, законы, постановления и инструкции…   В этой огромной паутине подобно мухам оказались не просто “маленькие люди”, но- “подданные”, представляющие народы, нации, общности…, которые при этом являлись буддистами, мусульманами, христианами…, которые считали себя православными, католиками, протестантами, среди которых были “и крепостные и графья.”

…Каждый этап в отдельности имел свою предысторию, логику, был обоснован и давал какой-то эффект, но весь в совокупности процесс вел к проблемам еще более сложным, требовавшим все больше сил. И уже никто не мог сказать, когда, как и где за всем этим оказалось потерянным само человеческое естество.

В лабиринте ИНСТИНКТОВ цепь ЛОГИЧНЫХ шагов вновь и вновь заводила в тупик. В попытке спрятаться от дикой природы, по ее образу и подобию люди создавали мир, в котором роль зверей и непогоды отводилась теперь им самим - мир, заставлявший пожирать друг друга, - мир, где человеку все также не было места… Каково же было удивление, когда и в самих развитых странах великолепные, светлые города, проектируемые и возводимые с таким усердием целыми поколениями, начали на глазах превращаться в зловещие, физически и духовно уродующие каменные джунгли… И над всем этим нагромождением изощренных  построений цивилизации забрезжил еще более звериный оскал террора, показывая одновременно их никчемность и истинное лицо…


И в очередной раз, вновь сносящей памятники и перелицовывающей учебники стране, так ничего не вынесшей из всего своего предыдущего опыта,  было суждено продемонстрировать миру не менее значимую силу закономерностей и для случая отсутствия в человеческом обществе каких- либо идей.  Здесь уже не было ни предначертанности судьбы, ни какого- то злого рока- Фортуна, позволив беспрепятственно довести до логического конца и тот «новый свободный выбор», который «сделала» ни во что не верящая страна, просто повторила ранее «невыученный урок».

...Заставив продемонстрировать при этом и наивысшее, наверное, «совершенство» самой Свободы. Действительно, если капитализм, снимая множество ограничений личности, даровал «свободу» быть эксплуататором или воевать за свои права, а «социализм», наоборот, нивелируя само понятие личности, пытался «равноправно» закабалить и утилизировать всё и вся, то здесь неисчерпаемые ресурсы страны позволили  освободить «личность» вообще от всех ограничений- и от обязанностей, и от прав, и в мановение ока «построить» новейшее, «принципиально свободное общество»,- общество, сводное, наконец, и от самих людей!   

Это, лишенное какой-либо «сегрегации» «общество», в кратчайшие (уже по старинке) сроки достигшее наивысшей и, вероятно, крайней степени «цивилизованного совершенства», предоставляло и всем своим «согражданам», и себе, в том числе, исключительно [!- прим.авт.] свободный выбор, вообще не обремененный ни чем, даже, просто, человеческим! 

Оно освободило себя в выборе граждан, чтобы «свободно» не принимать «бывших», «свободно» определять «принадлежность» новых- 16-ти летних  (не по месту рождения, национальности или гражданству родителей, а по некой «точке их нахождения» в некий «определенный момент»). 

Совершенствуя эту свою свободу, оно научилось «освобождать» от общественного «вскармливания» молодых, а «достаточно подросших» 40- летних, просто, окончательно «перекрывая кислород»,- и от «общественно полезного труда», делая их полностью свободными и в выборе, и …от выбора профессий, и вообще от чего-либо ограничивающего их …перспективы. 

«Социальные закономерности» позволяли здесь неутомимо расти средней зарплате (как температуре в «нехорошей» больничке), постоянно повышать темпы роста пенсий, стипендий и пособий (умножение нуля, как известно, никому не может принести вреда, при любом коэффициенте), демократично обсуждать проблемы демографии (имеющей здесь очень узкий и специфичный круг заинтересованных), «вытекающую» оттуда необходимость повышения «пенсионного» возраста (какие-либо изменения параметров которого уже мало кого волновали,- даже среди тех, кто до него дотягивал), а «бескомпромиссную» борьбу с вредом алкоголя и табака-  сориентировать, наконец, на нужной целевой аудитории- …детях школьного возраста.

Свободное и облагодетельствованное население этого «гуманнейшего из социумов» поначалу оказалось свободным даже куда-то "отлучаться",- тихо и незаметно, преисполнившись благодарности. …Благолепно и свободно, - хоть по миллиону в год…  Однако, одним широким жестом и эта проблема была решена: практически сформированная предыдущим «реакционным» режимом «тоталитарная» общность «советский народ», была преобразована в «дико свободные» и уже «бесчисленные» массы  еще более свободных, самоидентифицирующихся (в том числе,- и национально) личностей, где не делалось практически никаких различий, даже по гражданской принадлежности!


…Когда-то казалось даже странным, что современники почему-то пытались идентифицировать эту «новейшую общность» как «свободных  рабов»,- здесь никого не заковывали в кандалы и не сажали в клетки, «свобода»- была кругом.

 …Пока над оставшейся горсткой работающих и… безработных ученых, служащих, рабочих, художников и просто стремившихся делать дело предпринимателей вдруг не оказалась нависшей огромная “голодная” армия сановников и чиновников всех мастей.

…Теперь уже те, ради кого когда-то все создавалось, суетились между стройными и все более стройнеющими «в зените» рядами “слуг народа”, удовлетворяя их все возрастающие амбиции, не имеющие отношения даже к предыдущим построениям. Все делилось, уже не как говорили когда-то: “по отношению к средствам производства”, а просто- посредством доступа к получению “бабла”, как говорили теперь. Но также на бесправных,- обреченных подчиняться любым законам, давно, по сути, подменявшим заборы, и “процветающих”,- покупающих и заборы, и законы, чтобы прятаться за всем этим и от своих, и от чужих...

И вновь, будто вернувшись в далекие «темные» древние времена, Русь погрузилась во мрак, притихла и затаилась, понимая, что еще одного переворота не пережить- по сути, «переворачиваться» ей, впрочем, как и всему остальному миру, было уже и некуда…


Круг в очередной раз замыкался, спираль поднималась (или, скорее, уже опускалась) на следующий виток, не предвещая ничего хорошего, на этот раз - уже не ограниченному классу и не отдельно взятой стране, а всей планете...


* * *





СКАЧАТЬ ОДНИМ ФАЙЛОМ в виде книжки А5 с иллюстрациями (около ста страниц,
исписанных  выцветшими от времени фиолетовыми  чернилами и, местами, перепутанных  : ) -   
http://yadi.sk/d/ggAwON_B9Ry2S
(необходимо выделить и "открыть ссылку"/в новой вкладке/ или скопировать ссылку ЦЕЛИКОМ
и поместить ее в окно "панели навигации" /адресную строку/ своего интернет-браузера;
pdf, 3Мb, Яндекс.Диск - проверено Dr.Web : )


Рецензии