Экология

    ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ

1b. Экология

Природа побеждается только подчинением ей. (Ф.Бэкон)

Человечество подошло к критическому моменту своей истории, когда над ним нависли опасности термоядерного уничтожения, экологического самоотравления, голода и неуправляемого демографического взрыва, дегуманизации и догматической мифологизации. (Сахаров)

Миллиарды лет создавался удивительно тонкий и сложный баланс биосферы Земли. И вот появляется, казалось бы, самый совершенный продукт эволюции биосферы - человек, называющий себя разумным, и варварски разрушает то, что привело к его появлению и без чего невозможно его дальнейшее развитие и совершенствование. Только принятие самых радикальных мер в течение ближайших 2-3 десятилетий может предотвратить самоубийство человечества. (Шкловский)

Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперед, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. То ли просто от нового варварства вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и средства массовой информации и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты. Проявляя нравственную брезгливость, мы должны уже сегодня с этой псевдокультурой бороться более беспощадно. (Искандер)

Либо мы найдём гуманные способы ограничения численности человечества, либо численность будет, как и раньше, контролироваться голодом, войнами и болезнями. Рост производства материальных благ не решает проблему, а осложняет её решение. Он всё равно не безграничен в условиях ограниченной по размерам Земли. Он, решая сиюминутные задачи, неизбежно подводит к той черте, где вновь возникают те же трудности, но в условиях всё более и более перенаселённой планеты. Малейший сбой в таких условиях (неурожай, финансовый кризис и т.п.) может привести к полному краху цивилизации, к жесточайшей войне и одичанию остатков выжившего человечества. (Насимович)

Самое обидное, что наука, техника и мировая экономика уже сейчас способны во всём мире зарегулировать рождаемость, всех обеспечить пищей, энергией и материалами, обезвредить отходы, сбалансировать природу. Мешают все те же биологические качества человека: лидерство, эгоизм, алчность. И, - неразумность. Но это не безнадежно, созревание касается и накопления разума тоже. По крайней мере, мониторинг среды уже налажен. Наконец, можно надеяться, когда угроза достигнет опасной черты, меры приняты будут. Страх подтолкнёт разум. Особенно когда оружие, Разум, - уже есть. (Амосов)

Нависшая над человечеством угроза возрастает. Но в равной мере  возрастает число людей, ее осознающих. (Лоренц)

Распространение экологического мышления благотворно влияет на принятие решений в областях, еще недавно считавшихся прерогативой экономики и политики. (Дольник)

Только при самоограничении сможет дальше существовать все умножающееся и уплотняющееся человечество. (Солженицын)

Две задачи даются всякому человеческому обществу: борьба с природой, приспособление ее к целям и потребностям человеческой жизни, и борьба с самим человеком, переработка его для целей общежития. Трудно сказать, какая задача труднее, какой из двух материалов грубее и неподатливее. Но легко указать взаимное отношение этих двух работ: чем менее труда требует природа, тем легче складывается общественная жизнь, тем точнее определяются людские отношения; наоборот, чем более дела с природой, тем туже определяются общественные отношения. (Ключевский)

Прогресс к обрыву катит нас, а мы - мостим ему дорогу. (Губерман)

Сегодняшняя экология - это сумма проектов, требующих каких-то денег, известных усилий и какого-то уровня сознательности от населения (примерно такого же, как правила уличного движения). В развитых странах все это более или менее достигнуто. Можно спокойно оставаться со своей погоней за новыми вещами и при своем нынешнем (очень низком) духовном уровне. Другое дело - завтрашний день (где-то в XXI веке). Он загородит дорогу экономическому росту, потребует остановить рост населения. Рост благосостояния в физических величинах станет невозможным. Останется место только для духовного роста. Устроит ли это нынешнее большинство? Согласится ли оно с ограничениями добровольно? (Померанц)


До сих пор господствует мнение, что лучше отравить Землю и себя самих, чем остаться без энергии или еще чего-нибудь нужного. Мы больше хотим вкусно есть и красиво одеваться, чем избежать экологической катастрофы. Экологи говорят: не надо ни от чего отказываться, все потребности могут быть удовлетворены без угрозы разрушения природы, надо только постоянно заботиться о ее сохранении. Вероятно, часто это в самом деле так; и дай Бог, чтобы, удовлетворяя свои потребности, мы хотя бы старались минимизировать вред, приносимый окружающим людям и природе. Но чем больше становится людей, точнее, чем больше становится автомобилей и других устройств, поглощающих природные ресурсы, тем чаще ради сохранения окружающей среды, ради самосохранения человечества придется отказываться от удовлетворения тех или иных потребностей (большинство из которых, кстати сказать, надуманные).

Современную цивилизацию называют постиндустриальной, хотя на самом деле она остается индустриальной, только вместо производства стали на первое место по значимости вышло производство компьютеров. Но со временем она станет постиндустриальной, т.е. экономия ресурсов станет важнее, чем рост и даже чем сохранение производства.

Быстрый прогресс опасен, т.к. не успевают срабатывать регулирующие механизмы, особенно бессознательные. Плохо, когда плоды прогресса становятся общедоступными в течение жизни одного поколения. Чтобы не свалиться с горной дороги, коэффициент трения должен быть достаточно большим; дешевые бензин, электричество и чистая вода - подобны ледяной корке на горной дороге.

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству привел к тому, что Земля смогла прокормить в сотни раз большее количество людей, чем раньше; появление современной промышленности привело к такому же результату; но отравление Земли отходами производства создало угрозу существованию человечества, а рост потребления энергии рискует обогнать возможности науки открывать новые ее источники. Однако далеко не вся промышленность действительно служит увеличению емкости нашей экологической ниши; шоубизнес, рекламу, туризм, автомобильную промышленность, вероятно, можно сократить в десятки раз без всякого вреда выживанию человечества; а существование военной промышленности является самой острой угрозой этому выживанию. Впрочем, важнее всего с точки зрения выживания человечества, наверное, производство пестицидов, а оно относится к лидерам экологической вредоносности...

Рост населения делает всё более актуальной задачу экономии ресурсов. Понятно, что в первую очередь надо экономить на развлечениях: они необходимы для выживания, но могут быть существенно удешевлены. К примеру, народу нужны зрелища, но не нужны чемпионаты мира, практически не хуже (даже лучше) чемпионаты микрорайона; вместо горных лыж - бег трусцой и прыжки через веревочку; вместо концерта рок-звезд - концерт самодеятельности в подвале или на опушке; вместо кругосветных круизов - пешие или велосипедные прогулки по окрестностям. Конечно, толкать людей в этом направлении следует не силой, а моральным авторитетом и налоговой политикой.

"Зеленых" упрекают, что они толкают человечество назад, в каменный век. В том нет беды, что назад; беда в том, что без промышленности и вооруженного химией и техникой сельского хозяйства могли выживать на Земле миллионы людей, но никак не смогут выжить миллиарды. Но в главном "зеленые" правы: когда человечество мчится к пропасти, главное - убедить его замедлить шаг. Сегодня соль земли - это пацифисты и "зеленые".


Люди, живущие в цивилизованном мире, ставят своей целью в жизни физическое благополучие. Прежде только немногие писали книги, притом ценные; теперь кто угодно пишет и печатает всё, что ему угодно, и отравляет умы людей. Прежде, когда люди сражались друг с другом, они мерились физической силой, теперь один человек, стреляя из пушки с холма, может лишить жизни тысячи людей. Прежде люди работали на открытом воздухе столько, сколько им хотелось, теперь тысячи рабочих собираются вместе и работают на фабриках и шахтах, чтобы добыть средства к существованию. Условия их существования хуже, чем у животных, рискуя жизнью, они работают на миллионеров. Прежде люди делались рабами в силу физического принуждения, теперь их порабощает соблазн денег и роскошь. Ныне существуют болезни, о которых люди раньше не имели представления, и целая армия врачей занята поисками средств их лечения, соответственно растет число больниц. Прежде питались два-три раза в день, теперь нужна какая-нибудь еда через каждые два часа, так что едва ли остается свободное время на что-нибудь другое. Цивилизация стремится к увеличению комфорта, но терпит позорную неудачу даже в этом. Эта цивилизация такова, что она разрушится сама собой, надо только иметь терпение. (Ганди)

Следующая большая эпоха будет эпохой внешних ограничений, продиктованных экологией. (Померанц)

если Запад не найдет пути к самоограничению, к паузе созерцания и в конечном счете - к цивилизации, живущей в гармонии с природой, то роль гегемона может перейти к другой субглобальной культуре или к блоку незападных культур, достаточно сильному, чтобы удержать мир от гибельной расточительности. Не знаю, удастся ли сойти с пути неудержимого развития техники до катастрофы или целого ряда катастроф. Но может быть, сами катастрофы нас научат и помогут сотрудничеству всех духовных сил, в том числе мировых религий, на мой взгляд, далеко не исчерпавших своих возможностей обновления, "аджорнаменто". (Померанц)

Духовный кризис переплелся с экологическим кризисом и ведет к культуре, возвысившей роль созерцания. Но к этому же ведет и само развитие производства. Важнейшим из дел становится дело, наиболее удаленное от непосредственного собирания и приготовления пищи. Сельское хозяйство отодвинуло в тень охоту и рыболовство, промышленность - сельское хозяйство, производство научной информации определяет сегодня характер промышленности. А эффективность научной мысли зависит от творческого состояния ученого; и если наша цивилизация сохранит равновесие, то главным делом будущего станет производство творческого состояния. Это означает выход за рамки фаустовской цивилизации в целом, означает новое, более глубокое понимание роли созерцания в культуре, новое возвышение Марии над Марфой, заботящейся о многом. (Померанц)

Я долго думал о выходе из беличьего колеса нарастания, нарастания, нарастания материальных объемов производства, которое просто захватывает человека и не дает ему выйти. Остановить эту машину, как маховик на ходу, сразу невозможно. Но думаю, что возможно добиться паузы созерцания. Пауза созерцания, в которую человек может вглядеться в жизнь как в целое и увидеть что-то как целое, а не только как вихрь частных проблем, которые все время надо решать, решать, решать, а потом куда это все идет - перестаешь понимать. (Померанц)

С тех пор как гоминиды встали на путь производства искусственных орудий, устойчивость их существования зависит от того, насколько инструментальные возможности компенсированы выработанными культурой (прото-культурой) средствами ограничения экологической и социальной агрессии. Когда мощь производственных и (или) боевых технологий существенно превосходит качество культурных регуляторов, общество вступает в полосу антропогенного кризиса. Далее оно чаще всего оказывается жертвой собственного могущества: не умея предвидеть отдаленных последствий деятельности, люди подрывают природные и социальные основы бытия. Такова причинная схема надлома и гибели многих очагов цивилизации. (Назаретян)

Чем выше инструментальный потенциал общества, тем более совершенные средства сдерживания экологической и политической агрессии необходимы для его выживания. Нарушение внутреннего баланса инструментальной и гуманитарной культуры ("силы" и "мудрости") ведет к обострению антропогенных кризисов, и многие цивилизации погибли именно из-за того, что не смогли разрешить это противоречие: подорвав природные и организационные основы существования, пали жертвой собственного могущества. (Назаретян)

Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества. Этот закон техно-гуманитарного баланса контролировал процессы исторического отбора, выбраковывая социальные организмы, не сумевшие своевременно адаптироваться к собственной силе. (Назаретян)

Гипотеза техно-гуманитарного баланса гласит, что во всей человеческой истории и предыстории реализовался закон, согласно которому чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения общества. В формальном аппарате гипотезы различаются показатели внутренней и внешней устойчивости. Первый выражает способность общества избегать катастроф антропогенного происхождения, второй - способность противостоять колебаниям природной и геополитической среды. С ростом технологического потенциала внешняя устойчивость увеличивается. Вместе с тем внутренняя устойчивость чаще всего сокращается: общество становится менее "дуракоустойчивым", т.е. более чувствительным к состояниям массового и индивидуального сознания, к импульсивным действиям и контрпродуктивным решениям. (Назаретян)

Бесконтрольный рост населения, накопление генетического груза из-за эффективного сокращения смертности, нарастающее давление на природу и прочие тенденции подобного же рода делают настоятельно необходимым углубляющееся вторжение интеллекта в самые интимные основы бытия. (Назаретян)

Чтобы выжить, общество обязано выработать и освоить менталитет, адекватный инструментальному могуществу и предполагающий чрезвычайно высокую степень терпимости, готовности к самокритике и компромиссам. (Назаретян)


Рецензии
Дорогой Илья!
Во-первых, хочу дать Вам совет: ставьте кавычки перед началом и в конце цитат. Это необходимо сделать для того, чтобы не возникала путаница.
Во-вторых, если Вы решили воплотить теорию по усовершенствованию человеческого общества в практику, то я заранее могу предсказать печальный результат. Ни одному мыслителю это до сих пор не удалось. История человечества не знает таких примеров.
В-третьих, старайтесь избегать императива. Природа человеческая так сложна и неоднозначна, что призывы "надо сделать", "надо выработать" и т.д. обычно не срабатывают или же должны быть подкреплены действительной необходимостью.
Это как в пословице: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
С искренним вниманием и уважением,

Светлана Лось   16.02.2014 07:32     Заявить о нарушении
Насчет императива - полностью с вами согласен,
стараюсь избегать, но, видимо, плохо стараюсь.
А насчет исправления человечества - такого намерения не имею;
где-то у меня сказано:
философы не управляют миром,
самое большее - они могут чуть-чуть подтолкнуть человечество в каком-то направлении.

Илья Миклашевский   16.02.2014 13:22   Заявить о нарушении