2. Незавершенный портрет

          «Единственное преимущество женщины (преимущество весьма незавидное) — это способность любить дольше, когда у любви уже нет надежды на счастье...»
(Джейн Остин)

***

- Это ваши работы? - спросил мужчина с добродушным лицом, глядя на темноволосую девушку. - Неплохо, - улыбнулся он и взял в руки пейзаж, выполненный акварелью.
      
          В этот теплый сентябрьский день мужчина прогуливался по аллеям городского парка и его внимание привлекла юная художница, сидящая на низком стульчике в тени деревьев. Ее работы отличались изяществом, красотой, точными линиями, необычно ярким видением природы.
          В выходные дни девушка приходила в городской парк и рисовала природу, а за небольшую плату портреты людей.

- А на заказ вы работаете? В этом парке много живописных мест.

         Художница подошла ближе к мужчине, чтобы ответить на все его вопросы. Услышав за спиной знакомый голос, девушка обернулась и заметно побледнела. Рядом стояли двое влюбленных: высокий, светловолосый парень ласково обнимал за талию яркую шатенку с выразительными, синими глазами.
         Сергей, узнав в художнице свою бывшую одноклассницу, Татьяну, смутился и замолчал, улыбка медленно сползла с его губ.
 
         Мужчина с добродушным лицом, заметив молодую пару, утратил интерес к живописи и переключил свое внимание на эффектную шатенку. На его круглом лице яркими красками расцвело искреннее восхищение, он очарованно разглядывал красавицу и глупо улыбался. 
         Между Сергеем и Таней возникло напряжение, оба чувствовали себя неловко, и старались не смотреть в глаза друг другу. Но спутница Сергея ничего не замечала, она с интересом разглядывала портреты, стоящие вдоль низкой ограды. Решительно заявив, что желает получить свое изображение на бумаге, шатенка уселась на стул и приготовилась позировать. Сергею хотелось быстрее уйти, но он не решился спорить со своей подругой.
         
         На вопрос о стоимости работы, Таня отрицательно покачал головой. А мужчина, желая привлечь внимание красавицы, хитро улыбнулся и произнес:

- Нельзя брать деньги у счастливых влюбленных. Это плохая примета. Они должны отдавать их сами, если хотят поделиться с кем-нибудь своим счастьем.
 
- Ну уж нет, - покачала головой шатенка. - Делиться своим счастьем? - Тонкие брови девушки изогнулись дугой. Мужчина заметно погрустнел, огонек восхищения в его глазах потускнел и съежился как осенний листок под первым снегом. - За все в этом мире нужно платить! - уверенно заявила девушка и расправила плечи.

         Таня хотела сказать девушке, что любовь - это подарок судьбы, и ее нельзя ни купить, ни продать, но сдержалась, понимая нелепость этого спора. Кому и что она сможет доказать, а главное, зачем?
         Тяжело вздохнув, Таня взяла в руки лист бумаги. Никогда еще она не бралась за работу с такой неохотой. На белом листе появились плавные линии. Длинные пряди волос, правильный овал лица, прямой нос, четкий контур мягких губ,  пушистые ресницы, покатые плечи. Девушка была действительно очень красива. Мужчина, встав за спиной у художницы, внимательно следил за ее работой и тихо вздыхал.

         Через несколько минут портрет был закончен. Красавица уверенно взяла в руки свой портрет, и на ее лице появилось разочарование и недовольство. Девушка, изображенная на портрете, улыбалась, но ее улыбка не была добродушной и открытой. Красиво очерченные губы искривила легкая усмешка, в глазах были искорки превосходства и гордыни.
          Девушка небрежно отдала рисунок Сергею, и приказала ему заплатить за него, дополнив свое указание словами: «Оставь его себе. У меня таких бумажек много».

         Парень полез в карман брюк и достал из кошелька крупную купюру. Такую сумму Таня не зарабатывала даже за месяц, рисуя в парке, и сдавая кровь в донорском центре. Покачав головой, она шагнула назад, но Сергей уверенно взял ее руку в свою ладонь и сунул в нее деньги. Не оборачиваясь, он поспешил за своей девушкой. Влюбленная пара быстро скрылась из виду. Исчез и мужчина с добродушным лицом, так ничего и не купив.

         Таня грустно посмотрела на мятую купюру, лежащую на ее ладони, и ей захотелось плакать. В голове звучали горькие слова правды: это должно было произойти, чудес на земле не бывает, только в сказке Золушка становится принцессой.
          Мама была права - каждая птичка ищет себе пару по полету. Если бы только была жива бабушка...
         Сдерживая слезы, Таня начала собирать в сумку рисовальные принадлежности.
 
          Около входа в городской парк пожилой, улыбчивый мужчина торговал яркими, сентябрьскими цветами. Георгины, хризантемы и астры радовали прохожих своей свежестью и необыкновенной красотой. Таня остановилась и, задумчиво глядя на букеты, невольно вспомнила слова учителя рисования: "Достаточно посмотреть на цветы, чтобы поверить в Бога".
           Взяв из рук мужчины белые астры, Таня протянула ему мятую купюру, полученную от Сергея. Продавец полез в карман за сдачей, но девушка покачала головой и медленно побрела в сторону метро.
         
         Вечером Таня вошла в свою комнату и подошла к стене. Среди нескольких ее любимых работ висел незавершенный портрет светловолосого парня. Открытая улыбка, чуть насмешливый взгляд. Она нарисовала его три года назад, вечером, после школьного выпускного бала. Он был ее первым другом, и первым... Как это было давно.

         В доме было тихо, девушка была одна. Размеренно тикали настенные часы, где-то далеко, за окном лаяла собака. Таня привыкла к одиночеству и тишине. Ее мама работала хирургом в крупном медицинском госпитале города, и часто задерживалась на работе, проводя сложные операции. Неудачи в личной жизни она компенсировала фанатичной преданностью профессии. Единственную дочь женщина воспитывала в строгости, предъявляя к ней высокие требования. Иногда девушке казалось, что ее мама после смерти мужа забыла, что она женщина, и делает все, чтобы не вспоминать об этом.
         
         Поздно вечером, после выпускного бала, Таня привела Сергея к себе домой, чтобы продлить последний школьный вечер.
         Мамы не было дома. Сразу, после торжественного вручения аттестатов всем выпускникам школы, женщина поцеловала дочь, и поспешила на суточное дежурство. Таня точно знала, что мама задержится еще на одни сутки, или двое. Наверняка привезут больных с тяжелыми травмами после автокатастрофы, или пострадавших на пожаре, и нужно будет срочно проводить операции.

         Будущая художница посадила Сергея на стул и взяла в руки лист бумаги. Парень не возражал, он сидел тихо, и внимательно смотрел на девушку. Она хмурила брови, иногда останавливалась и несколько секунд разглядывала его лицо, плечи, руки, потом опять погружалась в работу.
 
          Когда до завершения портрета оставалось совсем немного времени Сергей, глядя на девушку, сказал: «Таня, я хочу поцеловать тебя». Художница замерла, густой румянец появился на ее щеках. Она пролепетала: «Ты сегодня уже это делал, забыл?» Он покачал головой: «Нет. Я хочу сделать это по-настоящему, как мужчина. Ты позволишь?» Она смущенно кивнула головой.
          Сергей подошел к девушке и крепко обнял ее. Таня услышала, как громко и взволнованно стучит его сердце.
          Незавершенный портрет так и остался лежать на стуле до утра.

          После окончания школы дороги одноклассников разошлись. Таня поступила на факультет художественной графики педагогического института. Сергей решил посвятить свою жизнь спорту и поступил в институт физической культуры.
          Он часто уезжал на соревнования. Таня терпеливо ждала его звонка, но он редко вспоминал о ней. Встречи становились все реже, отношения прохладнее. Иногда Таня звонила сама, но Сергей на ее вопросы отвечал неохотно, говорил, что очень занят, или очень устал после тренировки. Таня верила ему и продолжала надеяться на продолжение отношений, но постепенно надежда уступила место разочарованию и душевной боли.

          Через год, когда Сергей забыл поздравить Таню с днем рождения, она перестала ему звонить, все закончилось.
          Вскоре умерла бабушка. Девушка, потеряв близкого, родного человека, испытала острое чувство одиночества. С самого детства ей пришлось быть самостоятельной, и это отразилось на ее характере. Она была замкнутой, необщительной и слишком серьезной для своих лет.

          Прошло несколько недель. Однажды вечером девушке позвонила мама Сергея. Таня нравилась этой тихой, интеллигентной женщине. Они часто перезванивались, поздравляли друг друга с праздниками, делились новостями. Женщина жалела о том, что Таня не вошла в их семью. В глубине души, она надеялась, что сын со временем поймет свою ошибку и по-настоящему оценит эту милую, добрую девочку.
          Сегодня женщина была на грани нервного срыва, она громко всхлипывала и говорила, что Сергей попал в аварию и находится в центральном госпитале в очень тяжелом состоянии.
               
          Таня бежала по широким, разветвленным коридорам госпиталя. Несколько многоэтажных корпусов, связанных между собой переходами, стояли рядом как родные братья. Около дверей лифта она почувствовала, как кто-то схватил ее за руку и потянул в сторону. Высокая, статная женщина с выразительными карими глазами быстро провела девушку по коридору и втолкнула ее в свой рабочий кабинет.

- Зачем ты приехала? Немедленно уезжай домой. Это приказ! – строго произнесла Ольга Николаевна, глядя на дочь.
- Мама, Сергей попал в аварию, - взволнованно ответила Таня. – Я не могу его бросить. - Несколько темных прядей волос выбились из хвоста, щеки порозовели, дыхание было глубоким от волнения и быстрого бега.

- Он ведь смог? – возразила женщина, сунув руки в карманы больничного халата. Девушка внутренне сжалась под строгим взглядом матери. По опыту она знала, что ничего хорошего от этого разговора не будет. - Таня, уезжай домой, утром я тебе все объясню. - Но девушка не двинулась с места. Ольга Николаевна тяжело вздохнула и покачала головой. - Поверь мне, все, что могли, мы уже сделали. К сожалению, мы не волшебники. Мне жаль его мать, но утешить мне ее нечем. Хорошо, если он проживет хотя бы еще сутки.

- Нет, - расстроенно лепетала девушка, и крупные слезы прочертили дорожки на щеках девушки, - это не правда!

- Правда, Таня, - тяжело вздохнула женщина. - У него серьезные травмы и большая потеря крови. Слишком большая! Ему нужна кровь. К сожалению, подойдет только его группа - первая с отрицательным резус-фактором. Такая встречается лишь у нескольких процентов населения, а доноров с такой группой еще меньше. Для того, чтобы сейчас начать еще одну операцию необходимо, как минимум пятьсот миллилитров крови, и это только начало. И он в больнице не один. Каждый час поступают новые больные.

- Я хочу помочь ему. Хочу попытаться... У меня тоже первая отрицательная, ты же знаешь! - Таня громко шмыгала носом и вытирала кулачком мокрые щеки.
- Знаю, - мрачно подтвердила Ольга Николаевна. - Таня, ты совсем недавно сдавала кровь. Сегодня тебе этого делать нельзя, тем более в таком количестве! При твоем весе и худобе, это просто опасно! Ты у меня одна, и я не могу позволить тебе рисковать своим здоровьем! - твердым тоном заявила женщина. Посмотрев на заплаканное лицо дочери, она смягчилась и произнесла:

- У него слишком мало шансов. Кровь его группы поступит из донорского центра завтра утром, но завтра будет уже поздно. Да и того количества, которое поступит, скорее всего, будет недостаточно: вместе с ним поступило еще пять человек, и сегодня, наверняка, еще кого-нибудь привезут. Но дело не только в крови. Слишком серьезные травмы даже для молодого и здорового человека. Нужна еще одна операция, но врачебный совет принял решение не оперировать его. - Ольга Николаевна поморщилась и тяжело вздохнула. - Вероятнее всего он умрет, если не на операционном столе, то в течение следующих суток. Кто из хирургов согласится взять на себя ответственность за его жизнь, заранее зная, что шансов практически нет?

- Мама, но ведь он же еще не умер! Значит, надежда еще есть? Нужно помочь ему! Я сдам кровь... сколько смогу! Сегодня сдам! – умоляюще воскликнула девушка.

- Господи, - тяжело вздохнув, женщина присела на край стола, лицо было бледным и уставшим. - Ты такая же упрямая как твой отец. Всегда лезете спасать утопающего, не умея плавать. Он так и сделал. Красиво. Благородно. Можно им гордиться! Но кому теперь нужно его геройство, если его уже нет?! Нет, понимаешь? - Плечи ее опустились, глаза заблестели от не пролитых слез. - А о нас он подумал? А о тебе, маленькой, двухлетней девочке он подумал? А о матери своей?!

- Мама, не говори так. Бабушка никогда не осуждала папу… - Таня хлюпала носом, не в силах остановить слезы.

- Конечно, не осуждала, он ведь ее единственный сын, ее родная кровь, - раздраженно произнесла Ольга Николаевна. В ее карих глазах сверкнула старая обида. - Это меня она ненавидела. Разве о такой невестке она мечтала? Кто я была такая? Нищая студентка мединститута с копеечной стипендией. У меня не было ни сил, ни времени на то, чтобы быть идеальной женой. Но я добилась того, о чем мечтала: мне не стыдно за свой профессиональный уровень.

           Таня замерла и посмотрела на мать другими глазами. Она всегда была для нее образцом трудолюбия, целеустремленности, порядочности. Сейчас Таня увидела перед собой постаревшую, уставшую женщину, которая много лет носит в душе обиду за разрушенную семью. Упорным трудом она достигла высокого профессионального уровня, отказав себе в простом женском счастье: любить и быть любимой. Со стороны все это выглядело так, словно она старается доказать, что... Что и кому она пытается доказать много лет?
 
- Твой отец был лучше меня во всем, но он так и не понял, не успел понять, что каждодневный, изнуряющий труд и забота о близких - это тоже подвиг, на который способны далеко не все. - Ольга Николаевна прерывисто вздохнула, и покачала головой, старые обиды причиняли боль. - Да, я не полезу в воду, не умея плавать, и красивые поступки не для меня. Но почти двадцать лет я делаю сложнейшие операции и спасаю чужие жизни!

- Мамочка, я люблю тебя, очень люблю. Но не запрещай мне, хотя бы попытаться ему помочь... Пожалуйста!

- Таня, - пораженная внезапной догадкой, воскликнула женщина, - надеюсь, ты не рассчитываешь на то, что он узнает о твоем благородстве, и прибежит к тебе со словами любви и благодарности? - Девушка уныло покачала головой. - Дорогая моя, он уступил руль девице, у которой даже не хватило ума на то, чтобы удержать автомобиль на своей полосе! На крутом повороте они вылетели на встречную полосу. Она вывернула руль и подставила под удар своего парня. Ты знаешь, что такое боковой удар на «встречке»? Ты видела, во что превращается автомобиль после такой аварии? Это чудо, что они вообще остались живы! И все это произошло только из-за его легкомыслия! - возмущалась женщина, строго глядя на дочь. - И ты готова пожертвовать ради него всем?

- Я должна..., пока он еще жив. - Таня словно сжалась в комок, слезы градом покатились по бледным щекам. - Мама, я не уйду из больницы, буду спать в коридоре, на улице, хоть где, но я не уйду!
       
       Ольга Николаевна внимательно посмотрела на дочь и покачала головой. Она вдруг поняла, что эта тоненькая девочка уже выросла, и спорить с ней сейчас бесполезно.

- Мама, все будет хорошо, вот увидишь, - оправдывалась Таня, хлюпая носом.

- Пойдем. - Женщина глубоко вздохнула, встала и расправила плечи. - Сдашь кровь, а потом посмотрим. Сделаем все, что сможем. Придется сдавать кровь в два этапа. Будешь лежать у нас в госпитале под моим наблюдением. Поставим тебе капельницу на несколько часов, плюс уколы. Я сама позвоню в деканат, и предупрежу, что тебя не будет несколько дней. - Ольга Николаевна вздохнула, ласково посмотрела на заплаканное лицо дочери, и, протянув руку, заправила прядь темных волос за маленькое ушко, похожее на морскую ракушку. - Хорошая ты у меня, добрая, верная. Жаль только, что однолюбы редко бывают счастливыми.

          Сергей очнулся под утро. Вокруг было тихо. Рядом стояло медицинское оборудование. К нему тянулись прозрачные трубки, на табло мигали цифры, буквы. Он огляделся и увидел сидящую рядом маму. Она радостно воскликнула и побежала за дежурной медсестрой. Сергей долго пытался вспомнить, как и почему он оказался в больнице, но не мог. Почувствовав слабость, он вскоре уснул.

          На следующий день мама рассказала Сергею об автомобильной аварии, об операциях, которые уже сделаны. Еще он узнал, что в больнице лежит Таня. Она сдавала кровь для него, и сейчас очень слаба, ей не разрешают вставать.
          Жизнь Сергея была вне опасности. Операцию проводила Танина мама. В госпитале все говорили, что им очень повезло с хирургом. Именно она настояла на еще одной операции, и успешно провела ее. Это спасло ему жизнь.

          На следующий день мама Сергея улыбнулась и протянула ему рисунок.
- Это тебе Танечка передала. Она приходила утром, чтобы попрощаться, но ты спал и мы не стали тебя будить.
- Она не придет? - удивленно спросил Сергей. Женщина в ответ пожала плечами и тяжело вздохнула.

          Он внимательно посмотрел на свое изображение и понял, что портрет изменился, в нем что-то было не так.
          Сергей помнил историю этого портрета. После выпускного вечера они были у Тани дома. Она усадила его на стул и рисовала его, но он прервал ее работу. А утром она пообещала, что оставит портрет незаконченным, в память об их дружбе и любви. Он был уверен, что она не нарушит свое обещание. Тогда почему...

           В душе появилось ощущение пустоты и грусти. Он чувствовал, что все изменилось, и Таня тоже стала другой. Что-то очень важное прошло мимо него. Но почему, и когда это произошло?
           Сергей тяжело вздохнул, и память вернула его в тот день, когда он впервые увидел эту нескладную, худенькую девочку. Она робко вошла в одиннадцатый класс, и пугливо оглядела своих новых одноклассников. Сергей несколько дней наблюдал как одноклассники клюют «гадкого утенка». Своей безответной добротой и готовностью простить «новенькая» только увеличивала расстояние между собой и классом.
           Уже тогда в ее глазах он видел ум и доброту. Почему никто не замечал этого?
            
          Сергей грустно улыбнулся и прошептал: «Мы с тобой одной крови, ты и я».
          Вот только… теперь портрет был завершен.
         
***
(Продолжение - http://www.proza.ru/2013/11/30/2130)

(Фото из интернета)


Рецензии
Чувствуется рука мастера.Иначе,разве бы я не сдержала слёзы,читая о хрупкой девочке,видела её строгую мать,готовую рискнуть жизнью дочери,чтобы спасти парня?! Я была с ними,сочувствовала им и видела их лица.
Анна,я так давно хотела получить от Вас весточку,потому что так часто Вы мелькаете на страницах прозы. А это значит Вас ценят, и вы заслуживаете огромной благодарности.Спасибо,успехов и ещё большего признания

Анна Куликова-Адонкина   09.10.2018 09:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна. Извините за поздний ответ. Спасибо за теплые слова. Приятно, хотя я их не заслуживаю наверное.
С уважением,

Анна Арбатова   30.11.2018 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 69 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.