Черная и белая метки

Читая книгу, не удивляйтесь тому, что в качестве примеров, подкрепляющих мысль свою, я прибегаю к эпизодам истории Англии и Франции. Те от римлян унаследовали и грамоту, и культуру, Правда, за годы средневековья кое-что было потеряно… На Русь грамоту слишком поздно принесли Кирилл и Мефодий. А до этого грамотою владели византийские монахи, которых менее всего интересовала мирская жизнь. Князь и его ближайшее окружение грамоту от монахов получали. Но некогда им было заниматься писаниной, когда защита и нападение занимало основную часть времени. Летописцев было мало, да и нередко сталкиваемся с тем, что в угоду кому-то исторические данные изменены.

Правду пишет только тот,
Кто не служит власти.
Коль забудет кое-что,
В этом нет напасти.

Недомыслил где-то он,
Может, не заметил.
Фактом мелким поражен…
Важно – ложь не светит!

Чтоб отторгнуть тень и миф,
Нужно быть отважным,
(Будь то проза или стих)
Истине – неважно!
Кстати и в Западной Европе не все гладко. И там немало писано и переписано, в попытках припрятать кое-что, не желаемое правителям прошлого. У нас с этим вопросом еще хуже обстоит… Так и кажется, что Господь Бог отдал Россию в виде экспериментального полигона для проверки прочности межэтнических и иных общественных отношений. И нет ни одного правителя, который не переделывал бы предыдущие исторические события под себя, в крайнем случае, под события ближайшего времени.

У нас особая страна, –
Не опишу просторы я,
Куда не гляну – ложь видна,
Такая уж история.

У ней особые пути,
Хотя с другими схожие,
Но ни проехать, ни пройти,
Невероятно сложные.

В ней истины запутан след,
Идешь и спотыкаешься,
Потом глядишь, а хода нет…
Напрасно, брат, стареешься.

Восстанавливать целое из кусочков значительно сложнее, чем строить что-то новое, тем более, если над этими кусочками поработало и время, и люди. Каждое событие, когда к нему прикасаешься, вызывает сомнения. Ну, скажем, такое судьбоносное событие в истории нашей страны, как битва на Куликовом поле, воспетое и прославленное великое множество раз. Столкнулись на нем силы великие, потери с одной и другой стороны огромные, но, почему-то следов сражения потомкам не оставившее? То, что там не удается обнаружить обломков мечей и копий, может быть объяснено самой ценностью металла в прошлом. Собрали победители все куски и кусочки – не пропадать же добру! Но, вот беда, нет признаков захоронений массы павших тел…
Сомнение – обязательное условие для работы ума-разума. Хотя иногда ум и за разум заходит, когда сомнению подвергается то, что составляет основу религии множества народов. Я не говорю о тех, чьи действия не говорят о наличии вообще какого-то ума, у которых вместо него дух противоречия поселился. Ну, скажем – «сатанисты», избравшие идолом для поклонения антипод Бога. Их можно понять, если представить конечную цель, которой они добиваются. Возможностей совершить что-то значительное у них нет, властвовать над другими – кишка тонка, вот и желают властвовать над другими с помощью властителя темных сил. Как дьявола внимание к себе привлечь, они не знают? Полагают, что для этого следует с особой циничностью нарушать общепризнанные символы морали. Ну, чего проще, забраться на кладбище и надругаться над могилами усопших, повернуть на 180 градусов распятие! Совершить ритуальное убийство. Правда, само описание ритуала соответствует грандиозной тупости следующих ему. Они не думают о расплате за то, что совершают, полагая, что безнаказанность на этом свете – это и все. Дай власть сейчас! Дай все блага сейчас и в большом количестве! А остальное – пусть трава не растет! Вот именно, дай!.. Но, если подвергнуть глубокому анализу их деятельность, приходишь к выводу: пакостники и мерзотники и творимое ими в объеме мало, как и значимость их самих. Влиять на прошлое, изменить будущее они не могут. Да и место их не в тюрьме, а в психбольнице, как душевно больных буйного характера. И действия их, как все совершаемые психически больными людьми, не должны служить сценарием для произведений любого жанра.
Более всего беспокоят те, кто обладает изощренным умом переделывать истину, да так, что она, становясь ложью, не теряет своих, присущих правде черт.
Скажем, не имея возможности опровергнуть историю земной жизни Спасителя, находятся «сомневающиеся по специальному заказу», которые запускают свои версии земного пути Иисуса Христа. Ложь получается довольно складной и может поколебать веру неустойчивых, плохо знакомых со Священным Писанием.…
Я отношусь к тем, кому сомнения тоже не чужды, но они касаются вопросов очищения исторических личностей, осуждаемых за их деяния. Осуждение могло быть реализовано не только в искаженном описании исторических событий, но и в кличке, с которой эта личность входит в историю, хотя может быть и без таковой.
Был на Руси отпрыск великого князя киевского Владимира, по имени Святополк, которому и прозвище было дано «Окаянный», который по своему решал все вопросы престолонаследия, когда умер отец его – креститель Киевской Руси. Впервые в качестве военного силового инструмента были приглашены печенеги. Возникла прямая возможность развала страны… Удалось ему, убив многих братьев, не ведавших о смерти отца, не готовых к такому повороту событий, захватить Киев. Одному из сыновей Ярославу удалось бежать. Бежал он на север, где корни были княжеские, варяжские, но на пути град Новгород встал, не пустил дальше князя. Мало того, новгородцы помогли Ярославу и престол отцовский отвоевать. Шел 1016 год. Поздняя осень, о которой можно сказать:

Солнце, как месяц, не больно смотреть.
В дымке морозной округа,
И продолжают снежинки лететь,
Ложатся тихо, упруго.

И глухота. Даже ломит в ушах
От тишины поднебесной…
Поздняя осень, а так хороша,
Песней приходит чудесной!

Но людям, направлявшимися с юга и севера к городу Любечу было не до красоты погожего осеннего дня, они шли во всеоружии, неся смерть с собою. А вот и озеро вблизи города, ледяной коркой покрытое, но лед тонкий, на такой ступить ногой опасно. Вот тут родные братья и скрестили мечи свои. Святополк допустил серьезную стратегическую ошибку, разделив свое войско на две части: киевлян он поставил по одну сторону озера, печенегов – по другую. Кто спросит, почему он так поступил? Ярослав быстро оценил обстановку и напал вначале на киевлян. Сеча была скорой и беспощадной. Русичи бились с русичами. Ярослав одолел. Остатки разбитой киевской дружины бежали с поля боя. Расправившись с киевлянами, Ярослав двинулся на печенегов. Печенеги не стали искушать судьбу, не вступая в бой, они бежали… Преследовать их было бесполезно, легки и подвижны степняки. Киев открывал свои ворота перед Ярославом.

Не просто кличку «Мудрый» заслужить!
Не за одно великое деянье.
Достойно нужно жизнь свою прожить,
Да не нуждаясь в строгих покаяньях!

Прославился не силой и мечом…
Росла и строилась великая держава.
И враг ему суровый нипочем,
Заслуженною пользуется славой.

Глядит на Киев с завистью Европа,
Желает с князем породниться.
Дороги широченные и тропы
Ведут в его державную столицу.

И не на голом месте Ярославу пришлось обустраиваться. Батюшка его Владимир-креститель Русь поднял из язычества, заставил Византию уважать ее.

За долами, за горами, да за синими морями,
Да за реками великими, озерами…
Русь тогда не славилась царями
А делами славными, веселыми…

Умер князь Владимир… Как тут быть?
Слишком велика была держава!
Землю меж сынами разделить…
Не успел… А кто имеет право?

Только совесть – это не иголка,
В стоге сена нечего искать!
Так черна у князя Святополка,
Цвету перьев ворона под стать!
Да и нравом не уступит птице,
Завладеть державой захотел!
Знал одно, что нужно торопиться,
Чтоб забрать у каждого удел!

Им убиты и Борис, и Глеб!
Ярослав сбежал на север, к свеям!
Много на Руси родилось бед…
Голову поднять никто не смеет…

Не знакомы добрые деянья.
Церковь не простит ему вину.
Появилась кличка – «Окаянный»
Кличка Святополку одному.

Давно ушли времена те далекие от нас, однако…

Я думаю, сегодня на Руси,
В той части, что зовется – Украиной
Достойны кличку «Окаянного» носить,
Прославившись деяньями своими.

Министры, президенты все –
Войдут в века с отметиной позора.
И это – несомненнейший успех!
У нас повсюду – жулики и воры…

Но вернемся к Святополку. Присвоили ему титул «Окаянного» – и все тут! Вроде бы и сомневаться не следует, тем более, когда убитых Святополком братьев Бориса и Глеба церковь канонизировала. Даже город в Воронежской области есть, называемый Борисоглебском в честь убиенных братьев княжеских. Чего еще надо? А на душе моей не совсем спокойно, думаю: «А как бы называли Святополка, если бы он победителем стал да на престоле киевском остался?..».
Ведь победителю многое дано, чего никак не скажешь о побежденном. Побежденный – «Окаянный», победитель «Мудрый!
Такою же редкой, как «Окаянный» станет кличка, данная великому князю киевскому Ярославу – «Мудрый».
Сомнений нет, что князь Киевский Ярослав заслуженно вошел в историю с этим прозвищем. Вот только на моем веку эту кличку пытались приспособить к имени Сталина, да не вышло… нашелся мужичок – хрущевичок, не только выел ее содержание, но и пометом своим все вокруг измазал. Но к этому мы еще подойдем. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается…


Рецензии