32. В. Агошков. Соловей-разбойник и снежн. челов

32. В. Агошков.
Соловей-разбойник и снежный человек

часть 4

см.ранее.

В «Слове о полку Игореве», замечательном древнерусском памятнике, появляется «неопознанный объект» – ДИВ! Когда вступил Игорь в золотое стремя и поехал по чистому полю, то «солнце ему тьмою путь заступаше» и ночь стонами грозы птиц пробудила, и «свистъ зверинъ въста, збися дивъ – кличет връху древа, велитъ послушати – земли незнаемо».

Не правда ли, описание Дива в «Слове о полку Игореве» очень напоминает описание Соловья-разбойника в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: тот же свист звериный, так же кличет на вершине дерева! Кто же такой Див?

Как пишет известный учёный Д.С. Лихачёв в примечаниях к «Слову о полку Игореве» (Mocквa, l978г), Див – это божество восточных народов. Писатель-краевед из Беларуси К.Тарасов называет Дива наравне с Родом первыми богами языческих славян.

Д.С. Лихачев добавляет, что слово «див» не получило общепризнанного объяснения. Большинство исследователей считает «дива» мифическим существом, чем-то вроде лешего или вещей птицы. В «Слове о полку Игореве» Див предупреждает враждебные Руси страны. Это божество восточных народов, сочувствующее им, а не Руси!
 
Кандидат технических наук Н.Дорожкин в одной из статей, опубликованной в журнале «Техника – молодёжи», добавляет, что в книге известного историка Л.Гумилева «Поиски вымышленного царства» под «Дивом» подразумевается «дьявол», а автор статьи «Див в «Слове» С.Шервинский считал его «удодом», а писатель А. Югов – обычным половецким разведчиком. В статье В.Суетенко «Гимн русскому народу» слово «див» трактовалось как брянское, равнозначное «лешему».
 
Н.Дорожкин продолжил поиски. Оказалось, пишет он, что Див фигурирует не только в «Слове». Азербайджанский поэт и мыслитель XIIв Низами Гянджеви, описывая в поэме «Искандер- наме» битву румов с русами (русскими) в районе Кавказа, упоминает, что русы использовали в бою дива, привязанного за ногу цепью и вооружённого железной палкой с крючком. Значит, сражаться с Соловьём-разбойником мог не только Илья Муромец! Вот как описывается это существо:
 
«Див был так груб и крепок, что стала похожа на деревья его жёсткая кожа»; «он покрыт косматой шерстью»; «мудрецы удивлялись: не зверь он... а кто же? С человеком обычным не схож он ведь тоже»; «это дикий из мест, чья безвестна природа»; «не людского он рода».

Эти сведения Н.Дорожкин позаимствовал, как он сам сообщает, из книги профессора Б. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах». Учёный предполагает, что Див, описанный Низами, подобно другим загадочным персонажам (Энкиду из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, древнегреческим фавну и сильвану, римскому сатиру, китайскому, цзяго и махуя, тибетскому ми-ге, монгольскому аламасу, кабардино-балкарскому алмасты, азербайджанскому меле-адаму, американским патону и саскватчу и непальскому йети), представляет собой реликтового гоминоида.
 
Низами также рассказал, что «дивы предпочитают спать на ветвях деревьев» и что «русы, увидев дива, спящего на дереве, тихо окружают его, опутывают верёвкой и стягивают наземь.

Затем «до области Руса он будет доведён и, привязанный, там станет хлеб добывать он своим вожакам; водят узника всюду, из окон жилища подаются вожатым и деньги, и пища».

Б.Поршнев отметил, что «среди многих разных звуков, которые, судя по описаниям, может издавать реликтовый гоминоид, многочисленные свидетели выделяют один, слышный в горах на огромные расстояния, приурочиваемый, как правило, к вечернему времени... Это звучный, пронзительный, обычно протяжный, иногда отрывистый звук, который характеризуется не как крик, а как свист (выделено нами.-В.А.), напоминающий человеческий, только более сильный». Как тут не вспомнить Соловья-разбойника?!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии