Без звёзд
/трагикомедия в одном действии /
Персонажи:
Женщина
Мужчина
Полицейский
Вечерний парк, точнее, неосвещённый его закоулок.
На скамейке женщина, лица которой не видно,
но по силуэту легко догадаться, что молода, и, кажется, печальна.
Входит мужчина. Столь же неотчётливый на тёмном фоне, но в нём, даже при некоторой скованности в движениях, чувствуется энергичная заинтересованность в происходящем.
МУЖЧИНА / оглядываясь /. Разрешите присесть?
ЖЕНЩИНА. Мне всё рано. Место не куплено.
МУЖЧИНА. В смысле безразлично?
ЖЕНЩИНА. Без всякого смысла. Какое мне дело до того, будете вы сидеть или стоять? Главное, чтобы не мешали мне предаваться грёзам.
МУЖЧИНА. Вы грезите? Как интересно. / Присаживается с оглядкой /. Я, знаете ли, тоже в этом смысле грешен. Люблю помечтать. Вознестись в эмпиреи. Иногда так размечтаешься, что голова кружится. Но чтоб женщина... О вас можно подумать всё, что угодно, но только не это.
ЖЕНЩИНА. Что же вы обо мне подумали?
МУЖЧИНА. Я подумал... Хотите верьте, хотите нет, но я подумал, вот она, прекрасная незнакомка!
ЖЕНЩИНА. С вашим братом, мужиком, такое случается. В темноте не разглядите, а как посветлеет, только и увидишь вдали ваши мелькающие подошвы.
МУЖЧИНА. Может вы и правы, но ведь не с каждым и не всегда. Многое зависит от обстановки, настроения, главным образом, женщины. Но и фактор риска тоже приходится учитывать.
ЖЕНЩИНА. Чем вы, интересно, рискуете?
МУЖЧИНА. Мало ли причин, особенно когда расслабишься. Приходится глядеть в оба: не вляпаться в очередную передрягу или не упустить то, что само идёт в руки.
ЖЕНЩИНА. Расставили сети: ловись рыбка большая и малая.
МУЖЧИНА. С кем-то, может, подобное случается, только не со мной.
ЖЕНЩИНА. Вы исключение?
МУЖЧИНА. Какой из меня рыбак... Иногда, на удочку... Да и то разочтите, что не всякая рыба на всякую подкормку клюёт.
ЖЕНЩИНА. Стало быть, неудачник?
МУЖЧИНА. В том смысле, что не все грёзы сбываются. Иногда сам себе такое нагрезишь, что без врача в реальность не возвратиться. Женщинам это не понять, а потому не удивляюсь вашему удивлению.
ЖЕНЩИНА. Вас послушать, женщина не способна предаваться мечтам. Чем мы хуже вас?
МУЖЧИНА. В том-то и дело, что не хуже, а лучше. Разве современная женщина будет тратить время на такую ерунду? Вы видите будущее, так же отчётливо, как мы сегодняшнее. Иногда, правда, бываете несносны. Ни с того, ни с чего надуетесь, как мышь на крупу, Но, при благоприятном стечении обстоятельств, из вас выходят прекрасные актрисы, хоть в театр не ходи.
ЖЕНЩИНА. Не городите чепуху. Я грежу постоянно, это моё естественное состояние. Цыганка нагадала мне возвышенную душу. И что-то тоже про актрису. Но это как повезёт. Иной раз, должности при метле и тряпке радуешься.
МУЖЧИНА. Неужто, уборщица? И это при живом муже?
ЖЕНЩИНА. При мёртвом было бы легче.
МУЖЧИНА. Вам не угодишь: нет мужа — подавайте. Есть — забирайте.
ЖЕНЩИНА. О том же и я. Нужного никогда нет под рукой, а ненужное только связывает руки.
МУЖЧИНА. Извините за настойчивость, но после всего услышанного, мне бы хотелось узнать...
ЖЕНЩИНА. Не слишком ли много для первого раза?
МУЖЧИНА. Формально вы правы. Но в эту прекрасную летнюю ночь формальности не просто глупость, а чистое безумие.
ЖЕНЩИНА. Вы о себе или обо мне?
МУЖЧИНА. О нас.
ЖЕНЩИНА. Одна ночь не повод, а я, к тому же, этого повода не давала...
МУЖЧИНА. О, господи, повод! Нашли повод думать о поводе. А разве наша случайная встреча не повод? Ваше право со мной не соглашаться, но если всерьёз, мы не имеем права упускать повод, который в другой раз может поводом не оказаться. В минуту счастье не ухватишь. / Напевает /. Ах, зачем эта ночь так была хороша!
ЖЕНЩИНА. Не прибедняйтесь, вам достаточно и минуты.
МУЖЧИНА. Иной раз и этот промельк в радость.... А потом всю жизнь вспоминаешь... Чем не повод для грёз? / Напевает /. Я встретил вас и всё былое...
ЖЕНЩИНА. Разве между нами уже что-то было?
МУЖЧИНА. Не было, но могло быть, а, может, и будет. Какая разница?
ЖЕНЩИНА. Огромная. Наученная однажды горьким опытом, я теперь избегаю любой возможности его повторения.
МУЖЧИНА. К сожалению, опыты редко бывают сладкими, особенно первые. Но горечь постепенно испаряется, а потому не следует избегать того, что неизбежно.
ЖЕНЩИНА. Повторение мать учения?
МУЖЧИНА. На повторах учатся делать так, чтобы каждый следующий не напоминал предыдущий.
ЖЕНЩИНА. Человек слаб, особенно если человек этот женщина.
МУЖЧИНА. Нельзя ли поподробнее?
ЖЕНЩИНА. Ох, уж эти мужчины! Позволь вам сесть рядом, как вы тотчас начинаете лезть в душу.
МУЖЧИНА. Как это похоже на женщин — обобщать. Не сомневаюсь, что выгляжу в ваших глазах обыкновенным ловеласом. Хотя на самом деле был влюблён лишь однажды, да и то неудачно. Всё в прошлом. Что упало, то не поднимешь. Но буду с вами откровенен, я всё ещё страдаю...
ЖЕНЩИНА / почти неслышно /. Как похоже...
МУЖЧИНА. Вы что-то сказали?
ЖЕНЩИНА. Сказала бы, что сказала, если бы сама услышала.
МУЖЧИНА. Умоляю, не уходите от ответа. Мне неизвестна ваша тайна, но почему-то кажется, что я причастен к ней.
ЖЕНЩИНА /резко обернувшись, но после опять глядя в противоположную сторону /. Хорошо... Попробую...
МУЖЧИНА. Случайная встреча обязывает к случайным разговорам, которые ни к чему не обязывают. А душа, излившись в словах, сможет обрести спокойствие.
ЖЕНЩИНА. Это было... Какая, впрочем, разница... В такую же тёмню и тёплую ночь.
МУЖЧИНА. Без звёзд...
ЖЕНЩИНА. Без... / резко оборачивается /. Откуда вам это известно?
МУЖЧИНА. Из опыта. У каждого в жизни бывают такие беззвёздные ночи.
ЖЕНЩИНА. Сидя в доме, в четырёх стенах, я изнывала от тоски...
МУЖЧИНА. А муж?
ЖЕНЩИНА. А что муж? Спал. Он спит всегда: сначала перед работой, а потом — после. За несколько лет замужества даже лица его не разглядела. Единственной отдушиной для меня были ночь, этот парк и эта скамейка.
МУЖЧИНА. И стали грезить?
ЖЕНЩИНА / нехотя /. Да.
МУЖЧИНА. О чём?
ЖЕНЩИНА. Это тайна, но вам скажу... О руках.
МУЖЧИНА. Руках?
ЖЕНЩИНА. Сильных, тёплых, мужских руках.
МУЖЧИНА. Нетрудно догадаться...
ЖЕНЩИНА. Догадываться, возможно, и не трудно, а ждать, ох как тяжело.
МУЖЧИНА. Но дождались...
ЖЕНЩИНА. Не того, кого хотела, а того, кого послал Бог.
МУЖЧИНА. И кто он, этот посланец божий?
ЖЕНЩИНА. Так и не поняла. Прежде не видела, а позже не встречала.
МУЖЧИНА. Но чем-то он вас привлёк?
ЖЕНЩИНА. Наверное, хотя трудно объяснить, чем именно. Видимо, бывают минуты, когда мы передаём ответственность за свои действия в неведомые руки. Над нами пролетает демон и заставляет совершать такое, на что при обычных обстоятельствах никогда бы не решились. / Плачет /.
МУЖЧИНА. Надеюсь, ничего непоправимого не произошло? / Женщина плачет /. Вам тяжело вспоминать? / Женщина кивает /. Вы хотите об этом забыть? / Женщина плачет /. Но будете ли вы счастливы, если это желание исполнится? / Женщина рыдает /. А что если я попытаюсь напомнить вам... / Женщина умолкает и глядит на него с недоумением /. Не пугайтесь, ведь это всего-навсего напоминание, ни к чему никого не обязывающее... / Придвигается к ней вплотную /. Ведь и он сидел так же близко, как я сейчас? Взял ваши руки в свои. /Берёт /. Прижал вас к себе. /Прижимает /. Поцеловал. / Целует /. Овладел. / Овладевает /.
Мрак становится гуще.
Слышно лишь тяжёлое дыхание мужчины
и прерывистое женщины. Потом её пронзительный
крик, рассеявший тьму и иллюзии, если таковые у неё были.
Стуча сапогами, вбегает полицейский с пистолетом в руке.
Увидев одинокую женщину, прячет пистолет и приосанивается.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. В чём дело, гражданочка? Надеюсь, с вами не произошло ничего такого, что не соответствовало бы вашим намерениям и желаниям? / Женщина всхлипывает /. В таком случае, я обязан произвести расследование и составить протокол. / Достаёт планшет, бумагу и ручку /. Ваше имя, отчество и фамилия?
ЖЕНЩИНА. Не помню. Ничего не помню. Я потеряла сознание.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Предположим. А что потом?
ЖЕНЩИНА. Потом снова оказалась, как и прежде, одна.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Выхолит, не впервые. Стало быть, профессионально?
ЖЕНЩИНА. Я уже сказала, не помню. Не заставляйте меня повторять и повторяться.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Повторение — мать...
ЖЕНЩИНА. Хватит, я уже...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Все вы уже. Сколько таких «уже» у меня на дежурстве, не сосчитать. Никогда не приходишь «до», а всегда «после». Сидели бы дома, а не шастали по ночным паркам. У вас, наверное, и муж имеется?
ЖЕНЩИНА /пожимает плечами /. Наверное.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Кто таков?
ЖЕНЩИНА. На вас похож. Тоже в полиции.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Странное совпадение. Как звать-то его?
ЖЕНЩИНА. Виктор, кажется.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Странное совпадение. А по фамилии кто будет?
ЖЕНЩИНА. Кажется, Лопухов.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Приехали! Так вот, гражданочка, чтоб вам не казалось, Виктор Лопухов это я, а вы, стало быть, Авдотья?
ЖЕНЩИНА. Дуня.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Стало быть, вы... тьфу, пропасть, ты... моя жена. Так отчего не греешь, дожидаясь возвращения мужа, постель, а шастаешь по парку, где можно такое отхватить, о чём сидя дома и не снилось.
ЖЕНЩИНА. Я думала...
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Знаю теперь, о чём ты думала. Насмотрелся. /Замахивается /. Марш домой, потаскуха! Вышвырнул бы тебя, не задумываясь, только на нашей службе разведённые не поощряются. Говорят, полицейский должен быть чист, как стёклышко, чтобы лучше видеть всякую нечисть. / Женщина уходит /. Все бабы одинаковы, реагируют на мужской запах, как собака на след преступника. / Глядит на часы /. Еще одна смена позади. Сдать бы — и в постель. Спать, спать, спать... / Уходит /.
И снова, как и в начале действия, парк. Может быть, тот, а, может, и другой. Скамья, может быть таже, а может и другая.
Женщина... Впрочем, по ночам в парке
все женщины одинаковы.
Входит мужчина
/ fenita la komedia /
Борис Иоселевич
Свидетельство о публикации №213091700393