Преемник Сталина

       Никита Сергеевич Хрущев занял должность первого секретаря ЦК КПСС в сентябре 1953 года, фактически отобрав ее у Г.М.Маленкова.

       После смерти И.В.Сталина во главе партии некоторое время находилось коллективное руководство. Однако Н.С.Хрущёв постарался заручиться поддержкой влиятельных руководителей  местных партийных организаций для того, чтобы подняться над коллективным руководством. Хрущёвым было дезавуировано постановление Президиума ЦК КПСС об отмене так называемых «конвертов», в которых руководители партийного аппарата получали дополнения к зарплате. Более того, Хрущёв настоял на том, чтобы денежные «потери» за три месяца, прошедшие после отмены «конвертов», были компенсированы. Неудивительно, что многие  члены ЦК КПСС поддержали неожиданно внесенное в конце  сентябрьского Пленума предложение об избрании Н.С.Хрущёва на только что учрежденный пост Первого секретаря ЦК КПСС. Тогда еще никто не подозревал, что избрание Н.С.Хрущёва  на высший пост в партии повернет страну вспять в ее развитии.

       Что унаследовал Н.С.Хрущев от Сталина? Наследство было очень богатым.

       В него входили Победа в Великой Отечественной войне и спасение мира от фашистской чумы; СССР был одной из двух сверхдержав мира и лидером социалистического лагеря, объединявшего треть человечества; восстановленные на бывших оккупированных территориях промышленные предприятия, многие из которых были оснащены современным технологическим оборудованием, полученным из Европы в счет репараций; прикладная и теоретическая наука, которой оказалось по плечу создание атомной и водородной бомб, а также уникальные прорывы в оборонной промышленности, машиностроении, других отраслях производства; самые мощные в мире, оснащенные современным оружием, имеющие уникальный боевой опыт, Вооруженные силы.

       Исключительное значение для дальнейшего развития страны имело морально-политическое единство всего многонационального, многоконфессионального и практически социально однородного советского общества.

       Наследство включало в себя прекрасные хозяйственные кадры, выросшие из самой народной гущи, из рабочей и крестьянской среды, прошедшие высшую школу организационно-хозяйственной работы в тяжелейшие предвоенные годы и годы войны.

       Исключительную ценность имели дисциплинированные, самоотверженные, политически активные и авторитетные в народе партия и комсомол, система Советов всех уровней, разветвленная система профсоюзных организаций, достигнутое ценой громадных жертв морально-политическое единство общества, его вера в правильность предложенного партией и выбранного страной социалистического пути развития и готовность отдавать все силы на построение нового общества.

       В целом была готова проявлять лояльность по отношению к партии и государственному строю СССР, практически полностью поддерживала социалистические идеологию и ценности интеллигенция страны.

       В годы войны произошло примирение с православной церковью, что имело большое значение в жизни миллионов советских людей.

       При всем этом советский народ по-прежнему жил очень небогато. Большинство населенных пунктов не были связаны нормальными дорогами, плохой была связь, транспорт, не хватало благоустроенного жилья, товаров народного потребления, бедной была сельская глубинка. Были лагеря и тюрьмы, много людей, справедливо и несправедливо уже отбывших или еще отбывающих различные срока заключения за действительную или мнимую антисоветскую деятельность.

       Нуждалась ли страна в переменах? Безусловно!

       Нуждались в определенной корректировке принципы внутрипартийной демократии, главным образом в сторону большего учета мнений меньшинства по острым вопросам партийной жизни и роли партии в обществе.

       С учетом новых реалий (победа в войне, создание соцлагеря, крушение мировой колониальной системы, новое место СССР в мире, новое  мироощущение советских людей и многое другое) необходимо было корректировать некоторые положения марксистско-ленинской теории.

       Необходимы были тщательно продуманные, выверенные изменения во взаимоотношениях между КПСС, Советами всех уровней и органами хозяйственного управления, основанные на анализе реального положения в экономике страны.

      Назрела необходимость поиска оптимального сочетания интересов общества с интересами личности и обеспечения на этой основе дальнейшего развития советского  социалистического общества  и советской экономики.

      На новом этапе, безусловно, следовало отказаться от явных перегибов последних лет сталинского правления (но не одномоментно), реабилитировать несправедливо осужденных, найти способы компенсаций им и их семьям, полного реального восстановления необоснованно репрессированных в правах.

     Нужно было разработать меры по существенному повышению благосостояния народа - улучшению жилищных условий, питания, отдыха, образования, здравоохранения, преобразованию села. Для этого, может быть, следовало отказаться от части затрат на оборону и помощь левым партиям по всему миру с тем, чтобы направить освободившиеся средства на развитие социальной инфраструктуры собственной страны.

      Нуждалась в обновлении академическая и прикладная наука, следовало реабилитировать такие ее направления, как генетика, кибернетика, социология, психология и другие.

      Естественно, все это должно было реализоваться одновременно с разработкой мер по сохранению целостности социалистического лагеря, противодействия идеологической войне, настойчиво ведущейся против стран социализма Западом.

      Нужны были новые подходы, однако в СССР эти возможности не были реализованы из-за устаревших теорий и методов, которые были правильны раньше, но во второй половине ХХ века оказались неадекватными существующей реальности. Идти вперёд можно было, только совершив прорыв, в первую очередь в теории, в идеологии, в осмыслении целей нашего существования и путей развития. Если такого прорыва не будет, то объективно становился возможным только один путь – назад, с отказом от важнейших завоеваний социализма, хотя поначалу это отступление и было бы закамуфлировано социалистическими и демократическими лозунгами.

      Страна стояла на пороге больших перемен, с нетерпением их ожидала. В 1953 году Н.С.Хрущев обладал значительным потенциалом для осуществления этих перемен, однако, в силу ряда свойств своего характера, стал первым популистом среди высших советских руководителей. Опору своей власти он вроде бы искал в народе,  представляя ему себя как руководителя, заботящегося о повышении уровня жизни людей, часто обращаясь к народу через головы партийного аппарата и хозяйственных руководителей, поощряя рост запросов населения, обещая то, что заведомо не мог выполнить.

       Не обладая ни специальными, ни общеобразовательными знаниями, Хрущёв полагался лишь на личный опыт  и природную интуицию. Вместо тщательной разработки взвешенных, научно обоснованных планов развития страны он импульсивно выбирал казавшийся ему единственно верным способ, вариант решения, а затем упрямо полагался на него, как на панацею.


Рецензии