Затеи матушки императрицы
Она состояла в переписке с Вольтером и Дидро. И вслед за ними уверовала в то, что просвещение искоренит зло.
А кого же просвещать?
Всех!
Просвещённый помещик не будет сечь своих крестьян на конюшне, продавать, держать в чёрном теле. Нет, он станет отцом родным своим крепостным.
Просвещённые крестьяне с радостью будут гнуть спину на своего барина.
Просвещённый купец будет честно торговать.
Просвещённые промышленники и ремесленники будут честно трудиться, позабыв свои корыстные интересы.
Просвещённая страна будет процветать, и управлять таким обществом будет легко и приятно.
Вот такая идиллия представлялась матушке Екатерине, начитавшейся Вольтера.
Так размечталась российская царица, решившая взмахом руки переделать мир.
И не просто размечталась. Мысль переделать общество всецело овладела предприимчивой императрицей.
Но с чего же начать переделывать свой народ?
Кто будет воспитывать новую породу людей?
Ответ напрашивался сам собой : матери.
Просвещённая мать вырастит правильных детей, те правильно воспитают своих детей, пойдёт цепная реакция, и через несколько поколений народ российский будет не узнать.
Екатерина II прониклась этой идеей и начала действовать, призвав на помощь И.И. Бецкого, разделявшего суждения императрицы о пользе просвещения.
Был создан институт, куда принимали девочек 5-6 лет из дворянских семей - Институт благородных девиц.
Учебное заведение было закрытым.
Ничто извне не должно вредить процессу воспитания будущих матерей. Никакого постороннего влияния!
На целых 12 лет детей отрывали от родителей. На каникулы домой не отпускали.
Свидания с родными были редкими и только в присутствии классной дамы.
Обеспеченные семьи не спешили отдавать любимых дочерей.
Вот и получилось, что чаще в институт поступали сироты или девочки из многодетных обедневших семей.
Институток обучали иностранным языкам, русский язык и литературу тоже не забывали.
Изучали закон божий, арифметику, физику, географию, этикет, домоводство.
Занимались музыкой, танцами, рисовали, сочиняли стихи, играли на институтской сцене.
Размахнулись широко, но учить-то было некому. Учителей хороших было мало.
Девочки, полностью оторванные от жизни, росли как цветы в оранжерее.
Разве могли они, сами оторванные от реальной действительности, стать теми идеальными матерями, на которых так рассчитывала императрица?
Да и как можно было надеяться, что несколько сотен выпускниц, пусть даже и идеальных, смогут что-то изменить в такой огромной стране как Россия.
Вот и ходили злые стишки по Петербургу:
Иван Иваныч Бецкий,
Человек немецкий,
Носит мундир шведский,
Воспитатель детский,
В двенадцать лет
Выпустил в свет
Шестьдесят кур,
Набитых дур.
Но это, наверное, от зависти и недопонимания.
Конечно, такое учебное заведение - это большое дело. Было положено начало женскому образованию в России. Институт просуществовал 153 года.
Екатерина II заботилась о Смольном институте. Она часто приезжала сюда, водила дружбу со смолянками, писала им письма.
Когда монастырские постройки стали тесными, по велению царицы рядом с барочным монастырём выросло строгое классическое здание Смольного института по проекту Кваренги.
Сколько замечательных девушек окончили это учебное заведение. Сколько света и добра пронесли они через всю жизнь.
Я люблю рассматривать портреты смолянок, написанные замечательным художником Дмитрием Левицким.
Недавно Русский музей отреставрировал знаменитые потемневшие портреты и устроил выставку.
Я ходила сама, водила своих студентов и была счастлива принять такой щедрый подарок.
Обновлённые портреты вновь заиграли красками. Знакомые лица смолянок по-прежнему улыбаются нам сквозь века.
Свидетельство о публикации №213091700752