Метрополия
Москва — метрополия, почти. А остальное её колонии и её дети одновременно, почти всегда больные дети. И Москва больная, то ли мать, то ли мачеха. Не так много крупных городов, приспособленных для туризма. Зачем ехать из Новосибирска в Челябинск? Из Казани в Уфу, из Ярославля в Омск? Что там интересного для туристов? Может быть это и не так важно, сколько в городе туристов, будет он чуть беднее, но часто так складывается, что если город не удобен для туристов, то и для жителей он тоже неудобен, причём не зависимо от возраста жителей, хотя наши города ориентированы на молодых и сильных. Крупные города России имели высокую долю промышленности в экономике, пришло время её передвигать или закрывать, это огромный потенциал для развития, можно построить не просто жильё, а среду в промзонах, такую где можно жить, гулять, работать, отдыхать, играть, где есть соразмерность человеку, есть место для пешехода, велосипеда, для детей и пожилых, где на крышах растёт газон и цветы, современное экологичное жильё. Но этого почти не происходит, промышленность где-то деградировала до торговли, складов и мелких услуг, где-то вросла в землю, даром доставшуюся с лучших времён и нет стимула что-то менять с такой низкой арендой, а новые дома строят как в 1960-х, микрорайоны, где в лучшем случае есть социальная инфраструктура, но нет рабочих мест, 50 лет назад это уже прозвали районом- «Спальней» и признали тупиком. Больные города подошли к рыночной экономике с огромным дефицитом жилья, примерно по18-20 кв.метров на душу населения, когда в Европе этот показатель в 35-40 кв.м считается нормальным. И городам нужно расти, многие растут в ширь, создаются транспортные анклавы, откуда можно удобно только на автомобиле выбраться, едут на работу в центр города, причём, почти во всех городах в одном центре сосредоточены все функции, и центры мегаполисов перегружены. Наши города часто испытывают нехватку улиц, В Екатеринбурге 1327 км на 487 км; длина улиц(2,7 км на км2. Для сравнения в Адмиралтейском районе Петербурга примерно 7,8 км на км2, в Лондоне и Токио примерно 9 км на км2 , конечно с такими параметрами Екатеринбург обречён на пробки, тем более, что наземный общественный транспорт стагнирует и как и во многих других городах считается уделом неудачников, а новая линия метро сопоставима с годовым бюджетом города, так что будет она не скоро. Интересно, что до революции дорожная сеть делалась более насыщенной, а большая часть советской и нынешней застройки очень скудна. Чем меньше плотность населения, тем больше расстояния нужно преодолевать в городе, при том же населении. Для сравнения плотность жителей в городах:
Барселона - 16 095чел./км;
Неаполь - 12820чел./км;
Москва(ЦАО) - 11223,0 чел./км;
Петербург(Центральный район) — 15000 чел./км;
Петербург - 3594чел./км;
Екатеринбург — 2866 чел./км;
Воронеж - 1682,5чел./км;
Волгоград - 1185чел./км;
Самое интересное, что в целом эти города расположились в убывании привлекательности для жизни. Кроме Воронежа, где нет трамвая с недавних пор, и метро очень нескоро будет. При этом в Барселона, которая распласталась на 101 км; есть метро, общей протяжённостью 123,7 км, для сравнения Петербург имеет метро 114 км, при площади 1400 км;, старая Москва 313 при площади 1014, то есть в три раза меньше, чем в Барселоне по удельной плотности. И Новосибирск: 505 км; и 15,9 км протяжённость метро, то есть в 38 раз меньше плотность, чем в Барселоне. Конечно, есть успешные крупные города и без метро, например Мельбурн, Куритиба, Рига, Богота. Метробус и внутригородская электричка могли бы несколько исправить ситуацию, но опыт в регионах этих идей очень медленно внедряется, и если и проклёвывается, как электричка в Уфе, то очень криво. На выделенных полосах интервал может доходить до 5 минут, хотя желателен не более 2 мин. Что в целом не сильно улучшает ситуацию. Трамвайное движение имеет скорее склонность к деградации, чем к развитию.
Насколько интересно жить в российских городах? Зависит от многого, от того, что интересно, но в целом, россияне не очень активно реализуют досуг.
«Что делать здесь [в Волгограде], когда у нас просто нищий город? Нищий, страшный, старый город стал. Он просто деградировал» - Е.Исинбаева. Жаль, что она так поздно об этом заявила, а не в феврале 2012 года. Но и эти слова не будут услышаны на верху, отношение Москвы к своим детям очень скупое, суровое. Налоги, которые остаются в городах минимальны, для сравнения бюджет Екатеринбурга в 6 раз меньше бюджета Кембриджского университета. При таком раскладе можно рассчитывать только на эффективное использование денег, но у власти дефицит кадров. Знаменитая история с фривольными фото из клуба в Омске, вместо того, чтобы поинтересоваться, почему людям больше нечем заняться, каких условий не хватает для полноценного отдыха, власти устраивают охоту за порнографами.
Ещё цитата, ВЦИОМ :”Треть россиян (33%), согласно опросу, за последний месяц никуда не смогли выбраться: ни в театр, ни в кино, ни в ресторан”(низкие проценты за счёт малых городов и сёл), а тем временем в Москве:
«60% горожан никогда не были в музеях, а 40% — в театрах.Такие данные следует из опроса 6тыс. горожан, который был проведен во всех округах Москвы по заказу мэрии. 70% москвичей считают, что ведут "культурный образ жизни", но большинство подразумевает под этим походы в рестораны (на втором месте рейтинга идет посещение кинотеатров и лишь на третьем — театров). Господин Капков пожаловался и на большое количество караоке-клубов, кальянных и бань в центре города, заявив, что в "культурном смысле город мутирует". В числе проблем была названа нехватка в отрасли административных кадров и историческая сосредоточенность 70% учреждений культуры в центре Москвы. "Говорить о доступности культуры в спальных районах не приходится",— посетовал Сергей Капков.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2092958
Вероятно, что в других городах ситуация если и отличается в лучшую сторону, то не сильно. Вся страна культурно мутирует. И эти города, с тёмными и холодными зимними вечерами, должны конкурировать за людей, которые либо самообучаются и становятся востребованными в глобальных городах, либо, остаются малограмотными и работают на бесперспективных предприятиях. С падением цен на нефть и общим ухудшением ситуации латентная безработица станет явной, тогда опять вспомнят Пикалёво, и судя по тому, что тамошняя ситуация не была решена до конца, то на нынешние вопросы у власти нет ответа, они не знаю, что делать с этими людьми, кроме того, что нужно всем дать денег, которых скоро не останется. В Тамбовской области за последние 25 лет в какой-то момент население сократилось на 17%, почти в 5 раз быстрее, чем в среднем по России, многие уехали в крупные города. Скоро мы получим почти сплошную Тамбовскую область.
Ещё один пример нежелания власти улучшать города — недостаток публичных пространств, по этому поводу ходит шутка: В любой непонятной ситуации перекладывай плитку.
Кроме таких формальных, числовых показателей, мы сильно отстаём в мелочах, таких как качество плитки, ливневой канализации.
Ещё одна проблема город — это социальный и человеческий капитал. Известная история в Иркутске, где сбитых машиной женщин прохожие перешагивали, вместо того, чтобы вызвать эмердженси и оказать помощь, в чём-то это случайность, но город в целом это сильно характеризует. В таком городе можно сделать кучу градостроительных ошибок, и жители всё съедят. По недавнему исследованию «Евробарометр» жители Москвы одни из самых несчастных в России, а самые счастливые живут в Дагестане и Лен.Области. То есть наша систему метрополии и колоний никого не делает счастливее.
Ещё одна задача — сохранение исторического наследия, в России в основном такие условия, что если люди не хотят возится с историческим зданием, то его легче снести, или поджечь, в том числе и поэтому у нас очередь на исключение зданий из списка памятников, а в Германии очередь на список включения в список, там созданы условия для этого.
Тут нужно написать изящное окончание, жду предложений.
Свидетельство о публикации №213091700804