Русское слово

Русское слово как форма отражения культурной традиции

Казалось бы, что являясь носителями одного языка, мы, естественно,  должны понимать друг друга. Но на практике оказывается, что чем взрослее мы становимся, тем сложнее нам найти слова для общения. В чем же дело? Почему, например, слово «культура» для кого-то является синонимом словосочетания «художественное творчество», а для кого-то – «общественные отношения»? По всей видимости, потому что изначально на каком-то периоде социализации личности произошло отделение процесса образования от единого ранее процесса воспитания или же познания мира, в котором личность является лишь составляющей гармонии, но никак не направляющей и созидающей основой. Поэтому, на сегодняшний момент мне представляется архиважным поднятие вопроса об истинности определения основополагающих понятий в русском языке. Тем более что, несмотря на звучащие с больших трибун речи о естественности демократического процесса на базе рыночной экономики, в повседневной жизни постоянно мы сталкиваемся с эклектикой общественных отношений, когда право разгромлено на множество игровых правил, придуманных конкретными  людьми для конкретных, зачастую локальных, мероприятий. И в зависимости от потребностей того, кто имеет возможность написания и практической реализации этих правил, соответственным образом и толкуются те либо иные понятия. Если же рассматривать данную проблему еще шире, то на основе искусственного построения определения понятийной составляющей формируются и художественные образы в творчестве современных авторов. Но нужно не просто договориться о правилах игры и о том, что и каким словом определить, как нам предлагают некоторые публичные личности. В таком случае мы рискуем не только уничтожить русский язык, заменив его чем-то искусственным и чуждым, но и уничтожить самих себя и свое будущее, подменив культуру рода своего. Именно опираясь на национальную культуру, нам необходимо восстановить естественную связь между словом и понятием, ибо таковая есть основа формирования личностного сознания.
1. Слово в контексте народной культуры
Итак, выстраиваем цепочку следственно-причинных связей. Слово как средство общения на уровне информационного обмена – слово как материал для интерпретации образного мышления в художественном творчестве – слово как носитель народной культуры.  Такое триединство слова накладывает большую ответственность на тех, кто непосредственно работает с ним – филологов, писателей, журналистов, политики, юристов, артистов и прочих, кто берет на себя смелость обращаться к неограниченному кругу лиц со своим пониманием существующих определений.
Рассмотрим более подробно одно из таковых понятий – «народная культура». А разве культура бывает не народная? Конечно, если рассматривать какую-либо  «сельскохозяйственную культуру». Но даже ближайшая к этому понятию «культура земледелия» тоже будет иметь свои особенности, свойственные конкретному народу, точно так же как и «культура быта», например. То есть, когда современный чиновник говорит о «культуре» и подразумевает при этом только художественное творчество, то это еще бы полбеды. Но чиновник характерен тем, что за его словами скрываются административные возможности, преобразующие слова в конкретные отношения, сказывающиеся на действительности. Чем у нас занимаются управления культуры муниципалитетов, регионов, министерство культуры? Правильно – пытаются координировать вопросы сохранения и развития художественного творчества. И не более того. Тем самым искажая определение понятия «культура», сужая его до меньшей части и, более того, отделяя от понятия «народная». Это приблизительно так же, как если бы попытаться разделить одного человека на три составляющих –  животный организм, существо разумное и душа человеческая. Не отсюда ли постоянные попытки представить возможность существования отдельно от тела разума и духа? А что у нас изучают в школах и вузах, когда  приходит пора заняться «культурой»?  Да все то же самое – биографии оставивших след в истории своими произведениями искусства художников, поэтов, музыкантов.
А между тем, слово писателя всего лишь отражает культуру того времени, о котором он пишет, но и, хочет он того или нет, культуру своего народа в том времени. И если в первом случае для того, чтобы передать верное представление о культуре другого народа и другой эпохи, автору приходится, в основном, использовать свой разум как инструмент, пригодный для обработки словесного материала определения понятий, то во втором случае, когда речь заходит о сохранении в его текстах примет культуры его народа, многое происходит на уровне подсознательном, что только доказывает неразрывную связь слова с народной культурой, то есть, с культурой своего рода, которая есть не только и не сколько песни да пляски в костюмах старины глубокой, а отношение человека к человеку и человека к природе, обоснованные традициями, которые формировались в естественных условиях первобытного равенства и передавались из поколения в поколение, кристаллизуясь в понятия общечеловеческих ценностей, которые и есть суть определения культуры.
При этом необходимо сразу же четко определить, что под словом «общечеловеческие ценности» мы понимаем все же «народные», то есть при-сущие конкретному народу. Здесь, конечно же, сразу же найдутся оппоненты, напомнив о жизни, здоровье, свободе и даже о частной собственности. Но, право же, для того, чтобы опровергнуть попытки таковой «глобализации» человеческих отношений нет необходимости и в историю заглядывать, а достаточно взглянуть на сегодняшние обычаи в различных государствах, в религиозных общинах, в политических течениях, просто в различных социальных слоях общества. Если жизнь – величайшая ценность каждого, то почему же оказываются дороже жизни большинства  интересы бизнеса меньшинства, почему в соответствии с законом, который должен отражать народные традиции, ради прибыли материальной уничтожается живая природа, частью которой является человек, тем самым лишая его права на жизнь… Или давайте посмотрим на отношение к женщине в различных религиозных культах? Много ли общего? А что вы скажете о пресловутых воровских понятиях? Насколько справедливо их представление о справедливости с вашей точки зрения? А сколько споров о ювенальной юстиции – хорошо это или плохо для воспитания наших детей? А сколько нареканий на современную литературу, на кино, телевидение, интернет, которые эксплуатируют человеческие пороки, насмехаясь над тем, что когда-то кто-то стремился к светлому, доброму, вечному… На одном вроде бы языке говорим, а договориться не можем, понять друг друга не можем, ибо отрываясь от культуры рода своего, мы теряем свою человечность, свою чувственность, свою духовность, если хотите.
Итак, слово не может рассматриваться иначе, как только в контексте на-родной культуры, так как само является ее производной частью. И поэтому особенно важной является поддержка творчества отечественных современных авторов на местах, наших соплеменников, сородичей, носителей нашей общей культуры.
2. Сохранение и развитие традиционной народной
художественной культуры региона.

А вот подразделение народной художественной культуры на региональную, местную и прочее, с моей точки зрения, совершенно неверно, так как народность определяется принадлежностью к роду, а не к территории компактного проживания. Поэтому правильнее будет сказать: «Сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры в регионе». Тогда появляется предмет для обсуждения. Впрочем, все, что касаемо «традиционной народной художественной культуры» находит место и в освещении следующего вопроса.
3. Становление личности на региональном материале
Как примеры современной литературы, раскрывающей потенциальные возможности становления личности на региональном материале можно назвать немало книг, вышедших в старооскольском издательстве «РОСА». При этом следует иметь в виду, что становление личности как описательный процесс, с моей точки зрения, не представляет большого интереса. Гораздо интереснее и значимее мне представляется творчество авторов, посредством художественных образов дающее нравственные, эмоциональные смысловые ориентиры для развития личности. И здесь весьма важно именно, перефразируя известное замечание классика, чтобы в произведении все было прекрасно – и содержание, и форма, и направленность или идея. А то ведь как зачастую бывает? Эксплуатируют слабость человеческой натуры бизнесмены окололитературные, заказывая автору, навыком сочинительства обладающему, сюжеты занимательные, ум да душу не отягощающие, о сладостях пороков возвещающие. И множатся книги подобные для продаж, экранизаций… А обратная сторона медали этой – когда человек, не обладающий даром писательским, берется противостоять подобному сочинительству и пытается сам писать о добром да красивом, о совести да справедливости. И так все это топорно порой получается, что и не знаешь от чего вреда читателю больше… Но, поразмыслив, все же я прихожу к решению, что уж лучше так, чем никак. К тому же есть немало примеров, когда первый неудачный опыт выпуска книги сподвигает автора к совершенствованию, к работе над словом. То есть, современным авторам, несомненно, нужно давать выход к читателю через журналы, альманахи, газеты, интернет, книги…
Есть, например, в Старом Осколе автор – Тамара Дронова, известная ранее как интересный лирический поэт («Городской романс». Поэтический сборник. Старый Оскол: из-во «РОСА», 2009. – 140 с.»).  Несколько лет назад она обратилась к творчеству для детей, избрав форму поэтического пересказа  русских народных сказок. Причем она не только переводит с прозы на поэзию известные тексты, но и создает свои оригинальные сказки, с новыми героями, но в которых сохраняется дух русской народной сказки, в которой добро побеждает зло, в которой находят отражение традиции русского народа.   
Старооскольское издательство «РОСА» пытается поддержать творческую инициативу автора. Но не имея достаточно средств, не имея ни государственной, ни муниципальной поддержки, издательство не может подключить к реализации проекта Тамары Дроновой хороших стилистов, специалистов в области фольклора… Поэтому издательство поддерживает литературную мастерскую Российского общества современных авторов, выпускает книги автора небольшими тиражами (100 экземпляров), представляя творчество автора в своей газете «Правда жизни» и на своем сайте, в социальных сетях, пытаясь привлечь внимание и просто читателей, и тех чиновников, общественных деятелей и потенциальных спонсоров, которые смогут поддержать данный проект и дать ему качественное развитие. Порой просто необходимо тем, от кого зависит продвижение творчества современных авторов, хотя бы изредка бывать не на офици-альных, выверенных регламентом презентациях к нужному мероприятию, но и на встречах автора с читателями, которые проводятся не для «галочки», не для поддержания имиджа определенного, а в силу естественного процесса сближения людей на основе культуры своего рода.  Я, считая, что над текстами Тамары Дроновой можно было бы еще много потрудиться, совершенствуя их форму, был поражен тем, как их читали дети на встрече с автором в Старооскольском центре декоративно-прикладного творчества, как потом все это переросло в общение посредством русской песни, живописи, танца, одежды, разговора о добре, красоте, любви, Отчизне… А потом мне рассказали, как слушают Тамару Дронову, когда она рассказывает свои сказки и истории, пациенты детского туберкулезного диспансера… Ну и, конечно, творчество Тамары Дроновой вызывает интерес к первоисточнику, к русской народной сказке. Плохо это или хорошо? Имеет ли это какое-то отношение к становлению личности на региональном уровне? С моей точки зрения, самое непосредственное, ибо способствует формированию мировоззренческого подхода и нравственной основе, бе-рущей  начало у истоков  нашей культуры.
Но, опять же, с другой стороны мы сталкиваемся с возможной опасно-стью излишнего упрощения литературной формы интерпретации понятия на-родной  культуры.  И поэтому книг должно быть много и разных. Вокруг них и между ними должна вестись дискуссия, ибо в споре легче всего постичь истину. Именно в споре чаще всего и рождаются наиболее убедительные, совершенные художественные тексты, в том числе.
Вопрос становления личности волнует многих авторов.  И когда интересы бизнеса в книгоиздательском деле, в театре, в кино, на эстраде вытесняют из художественного творчества идеалы человечности, добра, справедливости, красоты, любви к Родине,  подменяя их стремлением к богатству, к карьере, к власти, сложно говорить о какой-то государственной политике, об общественной морали, о сохранении и развитии традиций народной культуры. Сложно, ибо все слова такие воспринимаются на фоне реальности не иначе как демагогия, проявление двойных стандартов, двуличия, неискренности, лжи...
И в этой ситуации создание художественных произведений, в которых авторы все же пытаются обратиться к совести человеческой, становится делом весьма неблагодарным, не имеющим перспектив для развития. Подобные произведения – как островки живой земли, разбросанные по болоту.
Одним из таких островков я считаю творчество Алексея Витакова. В издательстве РОСА был выпущен его роман «Вали все на Меркурия!» (Старый Оскол: из-во РОСА, 2009. - 232 с.), в котором через призму трех поколений автор показывает становление личности на основе преемственности русской народной культуры в характерах, в словах и поступках. Рассказ о далеких событиях 13 века перекликается с началом 20 века и с нашими днями.
Говоря о становлении личности в контексте современной литературы, невозможно не упомянуть о творчестве Владимира Калуцкого ("Закон антихаоса",  Старый Оскол: Изд-во «Роса», 2008. – 240 с.;  «Человек с Луны»  – Повести, очерки и рассказы. – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2010. – 350 с.; «Ярилино лето», – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2011. – 88 с.).
Творчество этого автора разнообразно. Помимо отдельных книг он ак-тивно публикует свои произведения в альманахе «Клад», в газете «Правда жизни», на сайте http://art.oskol.info/. Он выступает и как публицист, и как прозаик, и как поэт, и как драматург. И везде, всегда, не смотря на тему и жанр, он представляет образец русской народной культуры в самом стиле изложения, в манере, в слове…  По некоторым вопросам я с ним вступаю в полемику, с чем-то я категорически не согласен, но в каждой его строчке Великий и могучий Русский язык, который есть основа в становлении личности как общественного субъекта.
Не смог не попытаться затронуть тему становления личности и я в своем художественном творчестве, выпустив повести «Русский легион» (2007 г.), «Жили-были милиционеры…» (2011 г.) и «Бег к победе» (2012 г.). К сожалению, за все эти годы, с моей точки зрения, перед положительным литературным героем стоит всё одна и та же основная проблема – как противостоять реальной действительности, дабы сохранить честь, совесть, правду, любовь. Интересна была читательская реакция. Например, в «Русском легионе» кто-то увидел «Героя нашего времени», кто-то – ремейк «Дон Кихота», кто-то – «криминальное чтиво», кто-то – «учебник для начинающих самостоятельную жизнь», кто-то «про любовь»... И на самом деле, ведь именно так и было – книга писалась о любви. Но любовь не может быть узкой, ограниченной. В человеке любящем просыпаются лучшие качества, сформированные всеми предшествующими поколениями его рода. Сердце его чувствует гармонию мира. Любящий человек вырывается за рамки примитивного плоского восприятия окружающей среды. Он становится личностью. Он понимает значение добра, совести, счастья, рода... Ведь ради любви человек жертвует своей страстью, своей жизнью. Поэтому, когда я читаю или слышу «пойдем займемся любовью», я в ужасе осознаю, как далеки произносящие это от любви, от сопереживания, от сострадания, от сочувствия.
Несомненно, что на становление личности влияют и разум, и чувства. То есть важны в этом случае и образы поэтические, и произведения публицистические.
В издательстве «РОСА» уже вышло в свет около двухсот книг. И, глядя на список изданного, я нахожу здесь всё – и для разума, и для души. Только за прошедший год изданы замечательные поэтические сборники – Сергей Дровников «На скрещенье надежд», Николай Буденный «У двух миров», коллективный сборник литмастерской «Росинка» «Город  мечты», Марина Голосова «Сиреневый закат», Олег  Ткаченко «Белые люди», сборник участников клуба бардовской песни «БАРРЭ» «Музыка слов», Людмила Дринова-Воронина «Вдохновение», З. Буцаева «Правила лучшей жизни», Ольга Лофицкая «Стихи на коленках» и другие.
Издательство продолжает выпускать книги в серии «Это было на самом деле….» – У. Мутин «Личная война механика ИЛ-4», Александр Харыбин «Дочь Тихого Дона». О книгах этой серии можно сказать, что они двойного значения. С одной стороны, это целостное произведение о становлении личности, а с другой стороны – это бесценный источник для ответов на множество вопросов, которые должен задать себе человек, стремящийся стать личностью…
Выходят справочные, учебно-методические и научные издания соответ-ствующей тематики, публикуются материалы научно-практических конференций.
С моей точки зрения, в нашем регионе у современных авторов достаточно большой творческий потенциал, который при определенной организационной и материальной поддержке мог бы более эффективно реализовываться в сохранении и развитии традиций русской народной культуры, которые закрепляют отношение человека к человеку и человека к природе, а не отражают его эмоциональные всплески.

Литература:
1. Дронова, Т.М. Городской романс/Т.М. Дронова.- Старый Оскол: из-во РОСА, 2009. – 140 с.
 2. Витаков, А.И. Вали всё на Меркурия! ,А.И. Витаков. - Старый Оскол: из-во РОСА, 2009. - 232 с.
3. Верин, Виктор. Русский легион/ Виктор Верин. - Старый Оскол: из-во РОСА, 2007. – 272 с.
4. Дронова, Т.М. Солнышки- подсолнушки /Т.М. Дронова.- Старый Оскол: из-во РОСА, 2008. - 56 с. 5. Альманаха "Клад". Выпуск 12.- Старый Оскол: из-во РОСА, 2008. – 256 с.
6. Калуцкий, В.У. Закон антихаоса/ Владимир Калуцкий- Старый Оскол: из-во РОСА, 2008. – 240 с.
7. Буцаева, З.В. Правила лучшей жизни/ Зоя Буцаева - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 24 с.
8. Верин, Виктор. Бег к победе/ Виктор Верин - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 206 с.
9. Дронова, Т.М. Бабушкины сказки/ Тамара Дронова - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 36 с.
10. Лофицкая, Ольга. Стихи на коленках/ Ольга Лофицкая - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 68 с.
11. Пивоварова,Л.Н.Словарь персоналий/Л.Н. Пивоварова. - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 64 с.
12. Мутин, У. Личная война механика Ил-4/ У. Мутин. - Старый Оскол: из-во РОСА, 2012. – 100 с.
13. Семья как модель общественных отношений: Сборник материалов очно-заочной  научно-практической конференции / Отв. ред. С.В. Галиченко. – Старый Оскол: Изд-во РОСА, 2012. – 96 с.


Рецензии
Виктор, большое спасибо за труд по доходчивому изложению актуальных проблем.

Пожалуй, из всех пока встреченных на данном ресурсе авторов, Вы - в списке самых серьёзных и глубоких.

Феронин   03.10.2013 14:23     Заявить о нарушении
Спасибо.

Виктор Верин 63   04.10.2013 19:13   Заявить о нарушении