Воспоминания детства. А помнишь, Лида...

               
       А помнишь,  Лида….

Я тебя считала дорогой, моей самой лучшею подругой. Многое делили меж собой и горой стояли друг за друга.   Правда, Лида, жили мы с тобой – две подружки – не разлей вода.                Всё делили: радости, печали.  Ссорились ..   Бывало иногда.   Ну и что? Поссоримся – мирились.  Продолжали в «классики» играть,  очень ловко пеленали кукол, бегали кораблики пускать.   Наперегонки играли в «прятки», лазили по крышам, тополям. Ловко бегали - так значит, всё в порядке. Помнишь, мамы улыбались нам?               

Мамы наши – Анны дорогие – так умели крепко нас любить!  Мы ж старались, как же мы старались, чтобы мам своих не огорчить.  Из колодца воду мы носили,  если надо,  подметали двор.  Мыть полы – да это очень просто!  Раз-два, помыли – что за разговор.               
Носили  летом  ягоду-малину, ну, а потом была пора грибов.  На любые «подвиги лесные»  наш  «отряд» бывал  всегда готов.  Это ж надо! За такие километры мы шагали за село Кизнер,   чтоб набрать малины на варенье.  А потом нас ставили в пример.               

Помнишь, как однажды попросили огурцов машину охранять?  Нам с тобой пришлось под звёздным небом  в  кузове ту ночку пролежать.  Ну, лежали, говорили, даже пели, две охранницы, какие молодцы!  И под разговор, такой душевный, с аппетитом ели огурцы.               
За тобой-то, ладно, мама вышла, ты пошла  домой ещё поспать, а меня одну отец заставил огуречные остатки убирать.   Ну, попало мне, конечно,  крепко.  Наругал отец. А как не наругать.  Огурцы-то он привёз не для забавы, ему надо было их на склад сдавать.               

Помнишь, Лид, как мы в тени калины, что у нас под окнами росла,  «резались» в картишки? Признавайся, было. Неужель не помнишь? Вот …  дела.   Да не было картишек. Мы хотели просто так, всем взрослым подражать. Вот набрали тридцать шесть открыток ими и решили поиграть.    Ведь всего четыре масти надо. И набрали, как же не набрать.   Новый год, октябрьский праздник, майский, день рожденья. Всё! Можно играть!   Как у взрослых падали открытки.  На скамейку! С шумом! От души!   Помнишь, Лида?  Ну, конечно, помнишь.  Ты, подружка, память вороши!               

Думаю, и это не забыла: на луга ходили всей гурьбой -    Бодрины девчонки, Светка Герман, Банновы сестрёнки,   мы с тобой….    Ведь до посинения купались,  ели кисленку, галанку, шли домой.   Мамы наши поворчат,  бывало: «думайте, девчонки, головой.               
Разве можно мыкаться так долго, сердце не на месте из-за вас.  Вот гулёны,  видно, и за вами нужен  материнский глаз да глаз».               

Лид, а про хоккей ты не забыла?  Как с мальчишками гоняли мы на льду.   Сколько лет назад всё это было…   А помнится. Не знаешь, почему? От мальчишек ведь ничуть не отставали.  Как же! Смелость, ловкость, дух борьбы. А на лыжах как круги мы нарезали! Вот какими, Лида, были мы!               

Помнишь, по весне, как только снег подтает, наверх мы лезли крыши штурмовать?  Каким же шиком мы тогда считали - на груде снега сверху вниз съезжать.  Увязнем в снег по пояс и хохочем, а выбравшись, на крышу лезем вновь.  Ах, детство, юность, милые забавы!  Ну, а потом…  ко мне пришла любовь.               

И почему-то так произошло: окончив школу, мы с тобой расстались.   Хотя я вспомнила: был случай как-то раз, когда в Кизнере мы случайно повстречались. Ну, а потом разлука вновь пришла. Уже надолго. Дети выросли. Женились.  У нас с тобой, подруженька моя, любимые внучата появились…   
                И нам уже.. ох, боже, много лет. Не девочки мы - бабушками стали.  Но детство наше, нашу юность вспоминать с тобою, Лида, мы не перестали…   Мы – бабушки! Ты веришь в это слово? Душой-то мы с тобою молодЫ!   А рядом с нами – наши дЕды Толи – такой вот нам подарочек судьбы!               

Нам мамы в детстве  часто говорили: «Храни очаг семейный, чтоб не угасал».     И мы хранили, мы мужей любили. И любим. А Господь нам помогал.               

Как часто, вспоминая своё детство, я вижу дом наш старый небольшой,  а рядом пышную черёмуху,  калину с резной зелёною листвой.  Я вижу двух девчонок, двух подружек, что шепчутся в саду до темноты.  Ты знаешь, Лида, этих хохотушек?  Конечно, знаешь, это  - я и ты.

                               
    Всё помню….

Да всё я помню, Валя, всё я помню.  Иногда так ясно, будто наяву.  И как на тополях густых сидели, как от водящих прятались в траву. Все игры: и лапту, и круговую, конечно ж,  вспоминаю  я порой. Какими мирными забавы наши были. Нас драки обходили стороной.

А случай с огурцами?..  Как не помню. Да, дядя Миша был довольно зол.  Ну,  вот какие мы охранницы?  Транжирки.  Да ладно, хоть тебя не отпорол.  Дорвавшись, мы и ели дармовщинку, а были ведь совсем не голодны.   Но зато честно мы машину охраняли, отгоняя теми огурцами сны.

И купание в Люге! Как чудно было! Ждали лета, первых тёплых дней.   А на речке ребятни – полнуще! Не боялись ни грозы мы, ни дождей. Часами на песке лежали. Загорали!   Плавали! А что? На глубине!Правда, глубина – по пояс, ну, чуть выше..  Если на колени встать на дне.

И походы наши в лес я тоже помню. Твой отец частенько нас водил.  Удивляюсь, как же ловко и умело он грибы повсюду находил.    Да и нас учил «лесному делу»: где растут грибы, а где их нет,  что растёт в березняке, что там, под елью. Выдавал нам свой «лесной секрет».

Ну, а про катание с крыши..  Что сказать? Ведь, честно говоря, чуть боялась, но, как все, каталась. Просмеют же. Скажут: «Вот фигня».   Да-а, кому – фигня -  отважно с криком с верхотуры залихватски вниз съезжать.   Ну, и я, забыв свой страх, каталась, всё старалась всем вам подражать.

А ещё я помню, тётя Нюра шаньги очень вкусные пекла. Угощала всех нас очень щедро, отложив домашние дела.    Даст совет и спросит про «девичье», посмеётся: «Ешьте, ребятня, вон под окнами давно вас ожидает озорная  непоседа-чилипня».

А когда к вам в гости из Сибири приезжала старшая сестра, она шила нам, как твоя мама. Шить садилась с самого утра.   Как-то быстро сарафанчик смастерила, даже два – из ситчика, простых.   Как мы гордо в тех обновках щеголяли,  как форсили перед всеми в них.

Про открытки тоже не забыла. Кто ж  придумал в «дурака» играть?  Помню, я ходила к няне Тане у неё открытки собирать.   Расскажи кому, ведь не поверят, мол, такая это ерунда.     Ну, а нам казалось - всё «по правде». С удовольствием играли мы тогда.

И ещё хочу напомнить случай: поздний вечер, вышли все  во  двор.    Дядя Миша взял морской бинокль и завёл серьёзный разговор:    «В космосе летают  две собачки – Белка, Стрелка.  Вот бинокль, смотри».    Посмотрела в небо: звёзд – навалом. А собачек нет. «Глаза протри, – дядя Миша шутит. – Как не видишь? Вон летит ракета среди звёзд. Посмотри: торчат у Белки лапки,  а у Стрелки виден серый хвост».     Мы и верим. Смотрим все в бинокль, соглашаемся, не видя ничего,  но..  к истории страны причастны. Всем нам радостно и оттого.

Помню, как мы делали уроки, как ты мне старалась помогать. И хоть сама училась я неплохо, тебе во всё пыталась подражать.     А ещё у нас был знак условный. Если что – мы в стенку: тук-тук-тук.   Значит, всё: встречаемся у дома. Если срочно – чуть погромче стук.

Да, ещё что вспомнила: однажды мама мне подарок принесла –  новые ботинки со шнуровкой утром мне торжественно дала.   Я примерила, и замерло дыханье: вот обновка! Ах, какая красота!   И блестят-то как! Как лакировки! Наконец сбылась моя мечта!
Только к вечеру вернулась невесёлой. Красоты былой в помине нет.   Все носы ботинок ободрались. От спортивных игр – физкультпривет!  Да уж! Лучше б валенки надеть мне, чтоб в хоккей с мальчищками гонять.    Как не сберегла свою обновку, мне пришлось всё маме объяснять.

Валь, и ты однажды пострадала. Помнишь, своё новое пальто?    Ты его так долго ожидала. И сестра прислала. Помнишь: то - новое, красивое, ткань в клетку. Называется букле, сказала ты.    То твоё пальто, мои ботинки –  это наши детские мечты.   В первый вечер ты его надела и – на горку вышла поиграть.    Ах, как весело! Какой забавой мы считали с этой горки вниз съезжать.    Не было ни санок, ни ледянок. Сел на лёд и быстренько кати!       Намочила ты своё пальтишко крепко. Полиняло. Как домой идти?
Тётя Нюра много не ругала: «полиняло, будешь так носить.    Ведь пальто – новьё. Теперь придётся тебе пару лет в таком ходить».

Вот такие случаи из детства. Две обновы вспоминаю иногда.   Нам сейчас смешно, но как печально и обидно было нам тогда.    Детство, детство! Было небогатым. Мы не знали многого  тогда.    Лакомства нам редко покупали, и подарки были не всегда.
Всё равно то время вспоминаю светлым, радостным и от души.   Как и тебе, моя подружка Валя, мне приятно память ворошить.

Да, подруга, нам с тобою есть что вспомнить, что ни говори, надо ж так, видать, судьбе угодно Анатолиев в мужья нам подарить.   Они  не просто тёзки, а однофамильцы. Так уж вышло. Свыше знак нам дан…  Детство. Дружба. Долгая разлука. Встреча наша..   Хоть пиши роман..

Жаль, что дороги в детство нет обратной. Нам много вспоминается   теперь.
И все воспоминания приятны. Мы  ими приоткрыли в детство дверь.


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.