Ветерок

…И остави нам долги наша…

     Выйдя на опушку леса, я увидел перед собой гладкую поляну, дальше блестела река, а на ее берегу стояло добротное, сложенное из  бруса зимовье, которое мы называли  Ютага. От увиденного простора и семи часовой ходьбы по тайге сердце взрывалось от радости. Ютага это речка, точнее ручей, маленький, неширокий, но глубокий и длинный через весь участок. Она впадает в реку  Чадобец. А Чадобец, в свою очередь, расписавшись по тайге своим длинным, узким росчерком, вливается в красавицу Ангару. Река бурная, не очень широкая, в районе Ютаги, метров сто в самом широком месте, глубина все время разная, то ямы, то плёсы. Бежит он себе по тайге, рассматривает свои владения, вот сосны своими ветками дотянулись до облаков, вот кедры с рябинами и калинами, урожай шишек и ягод приготовили для лесных обитателей, вот камни на его дне образовали перекат, чтобы тайга могла услышать его звонкий голос.
   
    Весной он бурный от растаявшего снега. Летом и осенью он как зеркало леса, в которое смотрится волшебница тайга, примеряя разные наряды.
Зимой, когда накроет реку толстый лёд и всё заметут снега, да метели, хорошо будет видно, кто здесь живет и чей это дом. Вот следы горностая он бежал вдоль берега и разнюхивал чем бы ему поживиться. Вот он нашел кусок мороженой рыбки, перекусил слегка, и побежал дальше, только черный кончик хвостика мелькнул между заснеженными камешками. Вот оставил свой сдвоенный, размашистый след красавец соболь. Перебежал на другой берег, поднялся на кедры и ушел опять куда-то в тайгу, где его без собак никогда не найдешь. Вот прошла семья лосей, следом за ними идут их вечные спутники, волки.
   
    Летом никаких следов толком не видно, они быстро исчезают от ветров и дождей. Всё заросло кустами голубики, брусники, черники. Кусты красной и черной смородины закрывают собой каменистые берега. Ольха и тальник плотно занавесили все входы в тайгу.  Зато когда ты на лодке сплавляешься по Чадобцу, тебе отлично видно и ягоды и лес, и налимов и хариуса и сигов и щук  и ондатру, и медвежьи следы и волчьи и лосиные. 
Я всегда думаю,- почему тайгу называют тайгой и редко лесом. Наверно потому что тайга это дикий, первозданный, непроходимый лес, который вызывает противоречивые чувства. В ней живут разные обитатели, но для каждого из них действует один закон жестокий но единственно возможный в дикой природе, закон естественного отбора. Выживает сильнейший. И не зря хозяин тайги тигр звучит на многих языках как «ТАЙГЕР». Он да еще, пожалуй, медведи настоящие хозяева в лесу. И ещё слово «тайга» напоминает слово «тайна». Тайн в тайге тоже хватает.
      
      Для людей неподготовленных, неопытных в тайге смерть неминуема.  Если человек случайно попал в тайгу, не подготовлен, растерялся, всё. Он живым не выберется. Тайга не для прогулок. Требует определенных знаний, моральной готовности. По лесу за городом приятно погулять,  гулять по тайге без карабина  и собак вряд ли стоит. Запас спичек, средств от комара обязателен. Одежда, обувь и так далее. Всё это не шутки.
    
      Однажды в 1972 году мы возвращались из отпуска с Украины. Вечное отсутствие билетов на самолет из Красноярска до Игарки заставило родителей взять билеты на туристический теплоход, опаздывать на службу отцу было нельзя. Теплоход назывался «Латвия», туристы гуляли по палубам, развлекались танцевали, в общем беззаботное время провождение и отдых. Путешествие проходило по реке Енисей, народ на теплоходе любовался августовской тайгой. По пути делали, так называемые «зелёные остановки». В понравившемся месте теплоход подходил к берегу команда спускала трап и туристы выходили на берег. После одной такой стоянки оказалось, что отсутствует одна девочка лет двенадцать, четырнадцать. Корабль стоял и бесконечно давал сигналы гудком, мать девочки уже откачивали врачи. Сразу стало не по себе. Тайга. Вечереет. Комар и мошка грызут уже очень сильно. Уже почти темно.  Никаких населенных пунктов. Ясно, что девчонка где-то заблудилась. Капитан человек бывалый, но он тоже нервничал, ребёнка нет, а корабль должен идти дальше. О происшествии нужно сообщать в Красноярск, организовывать поиск. Обязательный отчет на партсобрании. В общем проблем хватит. Спокоен был только наш отец, он взял у матросов болотные сапоги и дождевик. Наша мама подошла к теряющей сознание женщине, матери девочки, и сказала – «Успокойтесь, Петя её быстро найдет». Не знаю, как и где он её искал, Енисейская тайга бескрайняя, но через пятнадцать минут тайга разомкнулась, и вышел наш отец, держа за руку, опухшую от укусов комара, и мокрую от  дождя, девчонку. Корабль дал гудок и до Игарки мы шли ещё трое суток уже без остановок. Думаю, что девочка и её родители до сегодняшнего дня не осознали какой опасности она подверглась и что совершил наш отец. Все казалось обыкновенно.
         
         Я спустился к домику на берегу реки из трубы столбиком шел дымок, это означало, что Степа что-то готовит и греет зимовьё. Подбежали Степины черные кобели. Он всегда брал почему-то черных собак и всегда кобелей. Они работали нереально хорошо, и были они  какие-то особенно сильные и злобные что для лаек обычно не характерно. Степа был братом нашего отца, сильный крепкий и умел стрелять из любого вида оружия не целясь. Как у него это получалось не знаю но сам несколько раз видел как он стреляет по утке. Он поднимал лежащее рядом ружье и стрелял, не прикладывая его к плечу куда-то в сторону цели. Утки просто падали и всё. Рыбачил он примерно так же. Он сплавлялся по реке. бросал спиннинг и складывал пойманную рыбу в бак. Вдруг он видел например налима, который спокойно лежал себе на дне реки, поблёскивая белым бочком на глубине метра полтора, он хватал багор и просто закрючивал рыбу багром. В общем, браконьер с отличной реакцией.
«О привет! Давно тебя поджидаю» – сказал Степа голосом старика-лесовика. Он любил юмор. Отлично пел. И сейчас ему нравилось, что он  в тайге, на охоте и пару месяцев ему никто не будет мешать делать то, что он любит. Правда иногда он зашкаливал в своих увлечениях и мог, например, бить рыбу острогой или вообще электротоком, за что не раз получал нагоняй от отца. Батя не очень смотрел, кто нарушает правила охоты, или рыбалки, чужие или свои, он мог отобрать охотничий билет и у родного брата. 
-Давай раздевайся, я баню протопил, иди парься потом будем обедать!
Баню любят все, но баня в лесу это просто песня. Распарился на еловых ветках и в ледяной Чадобец.
Матушка-тайга, спасибо тебе за здоровье, за силу, за жизнь.
Спасибо тебе Боженька, что ты создал такой славный мир, и рай его находится в тайге на берегах Ангары и Чадобца.
            
             Степа сварил свежепойманного налима с картошкой и луком. Растолок его печень и заправил ею эту уху.  Вкуснятина. Рыба горячая, упругая, вкусная. Мы поели и вышли на улицу. День был в самом разгаре, комаров почти не было, солнце шло своим путиком как говорят охотники. Ни тучки, ни облачка.
-Поехали, порыбачим- предложил Степа.
-Далеко ехать?
-Да нет, километров восемь на лодке по течению, я только что перебрал мотор. – Степа показал на «Ветерок»- который был прикручен к его лодке «Казанке».
-Мотор-то не наш.
- Да ничего ему не будет, прокатимся туда и обратно! Пятнадцать минут туда, и полчаса обратно.
-Поехали.
            
            Мы взяли спиннинги, Степа, пока нет отца, прихватил ещё и острогу. Прыгнули в лодку и оттолкнувшись «пихлушкой», как называют на Ангаре шестик, поплыли самосплавом по Чадобцу. Чадобец нес нас в лодке на своем прозрачном теле и мы бросая блесны в воду выловили по нескольку хариусов, и небольших щучек. Настроение было не то что хорошее, а напоминало состояние эйфории. Нас унесло довольно далеко, уже начало вечереть, наступили сумерки и мы решили ехать в обратный путь. В лодке стоял бак полный отборной рыбы. Вдоволь налюбовавшись красотами берегов Чадобца, Степа завел «Ветерок» и мы можно сказать понеслись со скоростью четыре километра в час по реке в обратную дорогу. Против течения на моторе ехать одно удовольствие, не то, что на веслах.
-Через пару часов будем дома. Как работает?-радовался Степан. В этот момент в моторе что-то грюкнуло-хрюкнуло и он заглох. Течение подхватило лодку и всё что мы проехали немедленно вернулось назад. Я протолкнул пихлушкой лодку к берегу и Степан стал осматривать мотор. Наверно в редукторе что- то. Степа обладал хорошим лексическим запасом,  но то, что он произнёс в этот момент, ни я, ни берега Чадобца, никогда больше не слышали. Угробить чужой мотор в тайге за триста километров от населённых пунктов, что скажем хозяину. Деньгами не рассчитаешься, они здесь не нужны, нужно делать мотор, инструменты и запчасти все в домике.  Выход один, впрягаться и тащить лодку на себе. Вот так порыбачили. Степа взялся за верёвку, я пихлушкой толкался с кормы. Таким образом против течения толкаясь и пробираясь по скользкому каменистому дну реки практически еле ползли. В одном месте спугнули медведя которого комары загнали в реку, но вид бурлаков его напугал так, что он рявкнув исчез в лесной чаще. Ондатры прыгали со своих хаток в воду, увидев хлюпающих по реке мужиков. Щуки разбегались в воде потревоженные нашими шагами. Вышла луна. Идти стало легче ведь каждый шаг приближал нас к дому. Наконец, перед моим взглядом вырос колышек с белым флажком, который обозначал наш причал. Степа упал на берег и снял свои сапоги полные воды. Я еле разжал руки и отпустил шест. Часы показали три час ночи. Осенний пяти часовой марафон по бурной реке окончен. Мы привязали лодку накрыли мотор, и пошли в избушку. Разогрели дневную уху и Степа открыл бутылку водки. Я не особенно люблю водку, но в тот момент я выпил стакан залпом потом Степан разлил остатки и мне показалось что лучше напитка я никогда не пил. Мы закусили горячей ухой и легли спать.
               
           Когда я открыл глаза был уже день в избушке стоял отец он посмотрел на остатки ночной трапезы и пустую бутылку.
-Что случилось?
-На рыбалку ездили и похоже повредили «Ветерок».
-А у тебя как дела ?
-Собаку медведица разорвала.
-Да ты что! А как?
-Собаки остановили в чаще медведицу, а он не опытный щенок, подбежал близко. Она и убила его.
-Ну пошли посмотрим мотор.
Мы спустились к берегу. Степан уже разобрал мотор и осмотрел его.
-Ну что?
-Да вроде все нормально.
-Как так?
-Наверно винтом камень задел и он заглох.
-Так вы что на себе исправный мотор притащили?
-Выходит так.   
 -Это потому, что мотор чужой, поэтому вы и не стали его заводить ещё раз – рассудил отец, и добавил - и ещё это напоминание вам чтобы вы не очень то заносились, зачем столько рыбы наловили?
-Мистика.
            
             Мудрость, отца, его отношение к природе, семье, друзьям, были настолько просты и понятны. Рыбу ловить, сколько сможешь покушать, а не сколько хочешь. Гуся, утку стрелять пару тройку, не обязательно план по путевке выполнять.
Степа наоборот, всегда через меру. И рыбу обязательно острога или электроток.
События, описанные здесь, произошли давно. Давно нет в живых отца. Кто бы мог подумать, что Степа с его мгновенной реакцией, и небывалой силой, будет несколько лет лежать парализован дома, за что такая кара? Видимо высший суд видит всё и решает судьбу каждого по-своему. Я не хочу никого судить, но думаю, мы должны бережно относится ко всему, что нас окружает, не только природа. Простые люди незнакомые и родные, животный мир и растения, все нам дано Всевышним для того, чтобы мы сами в окружении этого мира могли чувствовать себя людьми. Прости нас Господи за несдержанность, за желание выпендриваться, за гордыню, за грубость с ближними и дальними, за неумеренность в желаниях. Прости, и спасибо за шанс, который называется жизнь.

   
Сентябрь 2013


Рецензии