Простота

2 Кор. 11:3.

Люди нередко предлагают своим ближним быть проще, однако, никто не хочет быть простаком. Почему? Что такое простота? Прежде всего, это свобода от сложностей, каких-либо примесей, трудностей, вычурностей.
В поэзии Бориса Пастернака, в манере его поэтической живописи настало время, о котором он сказал:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Простой – значит: не сложный, то есть, не содержащий многих частей, элементарный, ничем не выделяющийся, обыкновенный, привычный. Кстати, глагол “простить” означает “освободить от содержимого (вины) сделать свободным от неё, снять эту вину, грех, долг.
От слова “простой” происходит “простыня” – длинное и широкое полотно, расстилаемое на постели, несшитый, нестеганый холст (похоже на слово “пустыня”).
Слово “простой” очень напоминает слово “пустой”, и иногда является синонимом последнего по значению, и простой человек в этом аспекте понимается, как простак, простодушный, недалёкий по уму, глуповатый. Отсюда происходит ещё одно слово “простофиля”, вторая часть которого “филя” представляет собой оскорбительную интерпретацию имени “Филипп”. А “простор” – простое, пустое, ничем не занятое место.

Жизнь, говорят, штука сложная, и задача мудрого человека заключается в том, чтобы её упростить – сделать простой.
И христианский путь – путь простоты. Ведь первые христиане даже пищу, принимали в простоте и веселии сердца (Деян. 2:46). Фарисейство же, напротив, всё усложняет и лишено простоты и веселия: оно витиевато, вычурно и пасмурно. Я помню доцента из института, где я учился, который вместо слова “встать” употреблял выражение: “перейти из горизонтального положения в вертикальное”. И он не мог иначе. Такова была его натура.
Апостол Павел, которому надоели до тошноты эти фарисейские сложности, напоминает верующим из Коринфа о том, что он и его сотрудники “...в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божьей, жили в мире”, особенно у них (2Кор. 1:12). В послании к Римлянам он говорит о качестве, необходимом распределителю: “...раздаватель ли – раздавай в простоте” (Рим. 12:8). В послании к Ефесянам апостол увещевает к повиновению “...в простоте сердца... как Христу” (Еф. 6:5).
А во 2Кор. 11:3 Павел выражает свою обеспокоенность уклонением некоторых верующих от “простоты во Христе”. Он напоминает  о софистике змея в Эдемском саду, который вскружил голову Еве своей хитростью и заумными речами, т. е. усложнённым мудрствованием на темы морали. Тем же занимались греческие философы, эстафету от которых приняли лжеучители того времени (эпикурейцы, стоики, гностики и им подобные). У апостола Павла случались дискуссии с ними, но он не тяготел к полемике, поскольку видел, что в спорах не рождается, а убивается истина. Ведь истина – во Христе.

В наше время есть много философов, которым не по душе простое мышление, ведущее к Христу. Они считают такой путь познания Бога примитивным и даже вульгарным, и настаивают на специальной терминологии с греческими и латинскими словами. Говоря о высоких материях, они Бога именуют Абсолютным Духом, Трансцендентальной (потусторонней)  реальностью и т.д. Даже люди, называющие себя мудрыми, по словам апостола Павла, обезумели, вроде того профессора, который стал многозначительно рассуждать о механизме образования ветра, находясь в лодке, попавшей в шторм. Лодка могла вот-вот перевернуться, а этот учёный - знаток теоретических принципов движения воздуха, к сожалению, не умел плавать.
Так же пытаются усложнить вопрос о смысле жизни и спасении человека богословы. Столько мудрёных вещей они предлагают студентам, что сами запутываются в них.
Есть и такие христиане, которые говорят: “Верить в искупительную Кровь Христа, пролитую на Голгофе для нашего прощения – это хорошо, но мало. И примитивно. Это – первый класс духовной школы. Надо идти дальше – поступать в институт, стяжать дар языков, творить чудеса”. И, уклонившись от простоты во Христе, которая им представляется примитивной, изрекают и вытворяют такое, что люди разбегаются, и у слушателей и зрителей шоу-спектаклей и концертов таковых лжеапостолов совсем отпадает охота общаться с христианами. Апостол Павел писал о таких религиозных лидерах: “Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” (Рим. 16:18).

Обратим внимание на это слово: простодушные. Скорее всего, это люди, не обременяющие свой интеллект логическими рассуждениями на тему различения духов, от Бога ли они.
– Если с церковной кафедры говорят, значит, так и надо, – рассуждают они. А то, что эти лжецы несут пагубную ересь в расчёте на простаков, эти слушатели не всегда задумываются. Сколько сегодня таких лжеучителей! Мудрый Соломон рекомендовал: “Если накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным” (Пр. 19:25);”Когда наказывается кощунник, простой (то есть недалёкий умом человек) делается мудрым” (Пр. 21:11).
Как это понимать? Стоит удалить такого человека из церкви, как сразу же прекращаются ссоры, споры, распри, разномыслия. Как, например, Иону выбросили за борт, и море утихло, наступила тишина. Однако чаще всего Бог удаляет таких людей, и становится очевидным: было недовольство, брожение, сплетни и раздоры, а не стало этого человека, и сразу все спокойно вздохнули. И сразу даже самые простые люди понимают, что не в борьбе за истину было дело, а в мятежном духе почившего человека. “Хранит Господь простодушных” (Пс. 114:6).

От простодушия – к подлинной простоте... “Всё гениальное – просто”,– гласит народная мудрость. Лев Толстой утверждал, что “простота есть главное условие моральной красоты” и “сильные люди всегда просты”. Он искренне признавался, что это качество хотел бы приобрести больше всех других. Джон Рескин, выдающийся английский искусствовед, писал: “Простота жизни, языка, привычек придаёт силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведёт к слабости и погибели”. Ему вторит американский поэт Генри Лонгфелло: “В характере, в манерах, в стиле, во всём самое прекрасное – это простота”. А наш русский писатель Михаил Пришвин заметил: “Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди”.
Имея в виду простоту, как признак гениальности, немецкий публицист Людвиг Берне призывал: “Не корчи из себя ничего. Простота есть отпечаток гения”.
Французский писатель Франсуа Ларошфуко говорил, что “показная простота – это утончённое лицемерие”. И Лев Толстой был солидарен с таким мнением. Он писал: “Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. Умышленная простота есть самая большая и неприятная искусственность”.

Мы считаем лицемером того человека, который выдаёт себя не за того, каков он есть на самом деле. Это тот, кто только носит маску благочестия, а от силы его отрёкся. Лицемер – это тот, у которого мёд на устах, а камень злобной ненависти за пазухой. И хотя он прячет этот камень чёрных и злых мыслей, его рубашка, кажется, вот-вот порвётся от его тяжести.

В одной из своих проповедей на тему о лицемерии известный хирург, доктор медицинских наук Валентин Войно-Ясенецкий, он же архиепископ  Крымский и Симферопольский Лука, сказал 10 декабря 1944 года: “Кто из вас не нарушал слов Христовых, запрещающих осуждение  ближних? “Не судите, да не судимы будете”. “Что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своём глазу не видишь? Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего”.
А мы заняты всегда самыми мелкими, не только сучками, а даже соринками в глазах братьев наших, а брёвна не склонны видеть в глазах своих, и осуждаем с утра до ночи, и с ночи до утра. Всех осуждаем, даже близких и любимых своих. Осуждаем и священников, осуждаем и архиереев, не боясь ответа перед Богом, не боясь слов Христовых: “Не судите, да не судимы будете”. Судят и меня, архипастыря вашего, судите не столько вы, но судят очень резко в Кирсанове и Моршанске. Судят окаянные, бродячие монахи, внушают народу, что мне не надо подчиняться, что я лишён благодати Божьей. А почему? За что? За то, что я облегчаю страдания множества несчастных братьев наших, за то, что я спасаю от смерти многих, стоящих не одной, а двумя ногами в могиле. Господь помогает мне из могилы их извлекать, Господь дал мне великое хирургическое искусство и глубину знаний... а эти окаянные говорят: “Какой же это архиерей, который сегодня служит в храме, совершает литургию, а завтра идёт проливать кровь человеческую? Вот до каких пределов доходит осуждение, вот на какую неправду способны люди!” И грустно видеть, как некомпетентные в медицине верующие “бьют по рукам” христианских врачей.

Фарисейство всегда отвергало путь простоты. Когда-то ученики Иисуса услышали из Его уст предостережение: “Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской” (Мф.16:6). Они стали усложнять ситуацию и обвинять себя в забывчивости  – в том, что “хлебов не взяли”. Однако Учитель  напоминает им о многократных эпизодах чудесных насыщений многотысячных толп народа, и ещё раз повторяет, что им следует остерегаться учения фарисейского.
В чём суть этого учения? В лицемерном усложнении простых истин о спасении. Зло - всегда дело сложное, запутанное и закрученное в интриги. И ложь всегда сложна и извилиста. Злопамятный человек специализируется на запоминании всего, что говорит. Ему надо иметь хорошую память для этого. Иногда с этой целью он использует магнитофон: ведь если человек простой, ему не надо ловчиться вроде хамелеона в разной среде. Он везде говорит одно и то же. Жизнь коварного человека осложняется попытками приспособиться к тому обществу, где он находится.

Для Христа жизнь была простой, для фарисеев сложной. Фарисеи исхитрялись жить среди шести сотен законов, запретов и правил. Христос свёл всё это множество постановлений к принципу любви: любить Бога и человека: и это было гениально, ведь всё гениальное – просто. Его красота была без излишеств. Его речь была очищена от бесполезного и напускного словоблудия. Если фарисеи призывали усиливать истину клятвой, то Иисус предлагал не употреблять клятву совсем, используя всего два слова – “да” и “нет”, считая всё сверх того “от лукавого” (Мф. 5:7). Это был новый простой путь к правде, к словам – без всяких сложностей и околичностей.

Апостолы Иаков (5:12) и Пётр (1Пет. 2:1) также призывали к речи, сведённой к простоте. О Христе сказано: “...и Он говорил им слово” (Мк.2:2). Именно - слово, которое глубоко запечатлевалось в сердцах, спасало и исправляло, утешало и ободряло. Это было Слово Божье, ясное и чистое как кристалл. Никакого тумана, никаких намёков! Его простота выражалась в прямоте. Его спрашивали:
– Ты ли Христос, Сын Божий? – Да.
Римский губернатор поинтересовался:
– Ты – Царь иудеев? – Конечно (Мф. 26:64; 27:11).
Он был всегда прост и говорил только прямо.  Если же вопросы были лукавыми или провокационными, Он молчал.
Недаром даже льстивые недруги говорили о Нём: “Учитель! Мы знаем, что Ты правдиво (прямо) говоришь” (Лк.20:21. И Апостол Павел призывал поступать и говорить прямо, “отвергнувши скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая Слова Божьего, а открывая истину...” (2Кор. 4:2).

Так же, как в речи, в словах, и в делах, в жизни Господь требовал простоты: “Если не обратитесь и не будете, как дети, то не войдёте в Царство Божье” (Мф. 18:3), – говорил Он. Простота духа и сердца, детская простота - неотъемлемое условие для получения гражданства в Царстве Небесном и визы в Новый Иерусалим.
Он советовал ученикам не заботиться о самооправдании в суде (Лк. 12:11), поскольку обвиняемый человек, нацеленный на самозащиту, будет внутренне связан и, потеряв простоту, только запутается. Не нужно при этом нервничать, суетиться, и тем более выходить из себя. Время защитит и оправдает такого христианина.
Настоящее богатство – тоже в простоте. Христианин должен мало думать о том, чего он не имеет, а больше о том, что имеет. О неисследимом богатстве во Христе. И тогда он будет богат и счастлив.
Впрочем, и богословские системы упрощаются. Когда один руководитель церкви посетил в Индии группу уверовавших, готовящихся к крещению, и спросил их: “Что такое христианство?“, то вместо богословского ответа услышал:
– Жить, как мистер Мюррей.
Этот Мюррей был миссионером и жизнью своей учил индусов христианству.

Что же нужно предпринять для достижения простоты?
Прежде всего, проанализировать свою жизнь на предмет сложных и запутанных мотивов, которые могут привести к двойственности, противоречиям и конфликтам с окружающими людьми и с самим собой. Возможно, в недрах души происходит война сознания с подсознанием. Сознание – это жизнь по Духу, а подсознание – наши плотские инстинкты. Подсознание должно быть очищено и подчинено сознанию. Дальше необходимо успокоиться и позволить всем мотивам, склонностям и привязанностям подняться на поверхность сознания. В таком спокойном и уравновешенном состоянии на них надо посмотреть и определить, какие побуждения и мотивы должны остаться, а какие – уйти.
Оказавшись на распутье, не стоит идти дальше по пути нагромождения сложностей. Нужно вручить Богу все эти сложности и проблемы, чтобы Он убрал их Сам. А нам следует дальше двигаться по пути простоты, очистившись от всяких сложных мотивов. Наша жизнь должна перейти под Его контроль и руководство.
Может быть, стоит в молитве сказать Богу: “Господи, я вижу, что много нервничал, беспокоился и всё усложнял.  И теперь я прихожу к Тебе и хочу быть простым и в союзе с Тобой”.
Затем следует избрать простую позицию по отношению к людям. И в чём она заключается? – В любви. Любить их надо всегда.

В дальнейшем нужно позаботиться о простоте речи и поступков. Хватит кривляться, жестикулировать и кому-то подражать.  Нужно быть самим собой. Требуется убрать напыщенность и фальшь, патетику и демагогию из своей речи.
Убрать все сладкие и льстивые эпитеты, все лицемерные приёмы, которые рассчитаны на внешний эффект, на эмоции сентиментальных слушателей. На Востоке говорят: “Слова – звуки сердца”. Сердце и слова должны гармонировать в любви. “Всё у вас да будет с любовью” (1Кор. 16:14).
Простота ведёт к освобождению от многих сложностей, в том числе к свободе от обид и оскорблений. О простом человеке говорят: “Оскорбления не доходят до него или пролетают у него над головой”. Поэтому обидные слова не задевают христианина, так как у них есть иммунитет простоты.
Когда улитке угрожает опасность от хищных зверей или стихийных бедствий, то она прячется в свой панцирный домик и уютно себя чувствует в нём. Нашим духовным панцирем должна стать простота.

Когда-то в штате Вирджиния одного офицера вызвали на дуэль. Он прислал записку: “У меня  есть более высокая честь – честь христианина. А христианин не может драться на дуэли”. Это привело к отмене дуэлей в этом штате.
Простота освободила бы от вычурности многих  проповедников.
Евангелист Александр МакЛарен произнёс серию проповедей, чтобы обратить к Христу одного учёного человека. И когда этот человек присоединился к церкви, проповедник спросил его, какая из его проповедей помогла ему принять это решение.
– Да, никакая, – сказал тот. – Я помог одной старушке спуститься с лестницы, и она сказала: “Спасибо вам”. А затем спросила: “Любите ли вы Иисуса Христа, моего дорогого Спасителя? Он значит всё для меня!” Я тогда не любил Его, но её лицо и слова пленили меня, и я понял, что должен обратиться”.
Так простота побеждает там,  где учёность ничего не может сделать.

И другой случай. Старушка останавливает важного молодого человека.
– Молодой человек, Господь любит тебя  и готов простить твои грехи.
– Что Вы, мамаша, – я бакалавр и богослов.
Бабушка не расслышала таких мудрёных слов, а, может быть, и не знала их значения. “Кто ты?!” – переспросила она.
– Для глухих и непонятливых повторяю ещё раз по слогам: я  – бог-ослов... – сказал спесивый юноша.
– Ты бог... ослов? Ну, не отчаивайся, сынок: Господь и таких спасает!- с сочувствием вздохнула христианка.

И, наконец, простота освобождает от болезней. Иногда знаменитые врачи рекомендуют какие-то простые диетические ограничения при заболеваниях пищеварительной системы, или воздержаться от чего-то аллергизирующего их пациента, или оставить табак, спиртное –  и люди поправятся. А если кто-то из них скажет: “Нет, это не тот путь, если бы доктор прописал мне какие-то дефицитные лекарства, другое дело, а то слишком просто”, и откажется от лечения, –  то и толку не будет. Простота –  путь к телесному и духовному исцелению.
Да поможет нам в этом Сам Небесный Врач!

(Из авторской книги "О временном и вечном", "Библия для всех", СПб, 2001)


Рецензии