Ефименко Николай. 688 стрелковый полк. Ч-1

НА ФОТО: Автор Ефименко Николай Николаевич слева.

***

ПРОПАВШИЙ 688-й СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК

ЧАСТЬ 1

Разыскивая в архивах место гибели моего отца – красноармейца Ефименко Николая Ивановича, 1914 года рождения, мобилизованного 26 июня 1941 года Бурлацким райвоенкоматом Орждоникидзевского края и пропавшего безвестно в сентябре-октябре 1941 года, я не искал пропавший полк, дивизию или корпус – но так получилось.

Начал поиски отца с посылки  запросов  в архивы и фонды. Ответы  на запросы в архивы Министерства Обороны, Российского Красного Креста, Международной службы розыска ФРГ и другие, были формальными и бессодержательными, типа: «..сведениями не располагаем», или «…фамилия Вашего отца занесена в Книгу памяти, за №….»

После ряда безуспешных запросов я понял, что рассчитывать на помощь государственных органов в поисках пропавшего без вести рядового красноармейца – рассчитывать нельзя и стал изучать события Великой Отечественной войны в Интернете, мемуарах участников войны, в литературно-художественных произведениях К. Симонова, Е. Долматовского и других авторов. Крошечные факты конспектировал и анализировал. Но это всё было не то, что я искал.

И вот, в мае 2012 года моя дочь Наталья, помогавшая мне, нашла в Интернете «свежий материал» опубликованный ЦАМО – фотокопии подлинных донесений о безвозвратных потерях РККА осенью 1941 года.

В донесении № 43236 от 13.07.1944 года на странице 16, в строке 108, имеется запись, из которой я узнал, что мой отец – красноармеец 688 Стрелкового полка Ефименко Н.Н., уроженец с. Сотниковского, мобилизованный Бурлацким РВК, пропал «без вести» и находится в розыске с 27 сентября 1941 года.

В донесении не сообщалось название и месторасположение войсковой части, не было  номера дивизии, корпуса, армии или наименования фронта. Мои поиски 688-го СП в перечне всех полков РККА, сформированных в СССР в период войны 1941-45 гг., - не дали результата.  Были полки с номерами ДО 688, а также с номерами ПОСЛЕ 688 СП, а разыскиваемого мной 688 СП – не было вообще!

Ещё более тщательно изучил запись в донесении о безвозвратных потерях, и обнаружил, ранее не замеченные мной цифры - 196. Что это за цифра – я так и не понял, но, предположив, что это полевая почта, стал искать материалы по этой теме в Интернете. И оказалось, что это правильно: в 1941 году красноармейская почта доставлялась на полевую почтовую станцию, а номера этих станций были четырёхзначными!

Почтовая станция № 0196 принадлежала 103 МД (механизированной дивизии). Поиски дивизии с таким номером привели, вначале, в 6-ю армию Юго-Западного фронта (генерал-майор Музыченко И.Н.), где 103 МД упоминалась в боевых донесениях. Она погибла в «Уманском котле» осенью 1941 года.

Однако, другие, более правоподобные, сведения, нашлись на сайте: http://handbook.rkka.ru/reg/103sd.htm., из которого следовало, что 103 СД формировалась в 1939 году в городе Ворошиловске (с января 1943 года г. Ставрополь Ставропольского края). 11 марта 1941 года дивизия переформирована в 103 МД, а 28 августа опять переформирована в 103 СД.

Начальная принадлежность дивизии – 26МК, 19А, РГК.
Первый командир дивизии – Тимофеев Григорий Тимофеевич.

Дивизия участвовала в контрударах и освобождении Ельни; в октябре 1941 года погибла, причём командование и штабы вышли из окружения из района  Спас-Деменска. 27 декабря 1941 года, в связи с гибелью, дивизия расформирована.

19 сентября 2013 г.
Санкт-Петербург
Николай Ефименко


Рецензии