История вторая. София

Продавщица кофе и блинчиков с джемом занималась своим делом (кричала на всю улицу «га-арячий кофе»), и то и дело неодобрительно косилась на эту мамашу с ребенком. Вот уж ей-Богу, рожают же! Девочка, поди, замерзла уже до косточек, вон как топчется, перебирая ножками в холодных туфельках, да и не туфли – тьфу, название одно да бантик! Ежится, бедная, ладошки зажала под куртеночкой… а этой, деловой, хоть бы что, хоть бы трубку свою на секунду из уха вытащила да на дите посмотрела!…

Девочке так хотелось, чтобы это поскорее закончилось! Неловко застывшая возле матери, посреди большой, живущей своей жизнью улицы, Девочка чувствовала постоянные взгляды, глядищие сквозь нее, и чувствовала себя прозрачной как стеклышко. Как трехлетний малыш приоткрыв ротик и широко распахнув глаза, Девочка удивленно оглядывалась, будто пытаясь понять, куда так торопятся люди, почему отчаянно сигналят машины, и неловко сторонилась толкающих ее прохожих.

Девочка первый раз в жизни попала в центр города в час пик. В тихом районе, где прошли первые 10 лет ее жизни, улочки были маленькими и спокойными,  и детей не боялись отпускать одних в школу, разрешали гулять во дворе до первых сумерек. Место, где прошло ее детство, кажется, не знало спешки и суеты. В последние два года, с тех пор как «домом» стала называться красивая просторная квартира в пяти минутах езды от бизнес-центра города, Девочка привыкла изучать шумные улицы через темное стекло, с заднего сиденья маминого автомобиля, а оттуда все кажется гораздо более медленным и… далеким.

Автомобиль стоял, неисправный, бесполезный, и перекрывал часть проезда, создавая вокруг еще больше недовольных окриков и сигналов. Мать разговаривала по телефону с кем-то далеким «Але!.. Ты меня слышишь?!..» Девочка замерзала и терпеливо ждала, прикованная к матери, когда этот самый далекий решит проблему, и можно будет ехать дальше.

…Ехать. Вопрос об отъезде решился однажды утром на семейном совете, между тостами с маслом и допиваемым на ходу кофе. В семейном совете участвовали мама и отец, участие в обсуждении Девочки подразумевалось тоже, однако оно свелось к одной только робкой фразе «но я бы хотела…», и прервавшей ее маминой «ребенок, ты же понимаешь, это отличный вариант».

В последнее время «отличный вариант» стали любимыми словами девочкиной мамы.
«Отличным вариантом» был маленький бизнес, который матери с отцом внезапно и неожиданно удалось приобрести. Мать всю жизнь любила хвастаться своей интуицией, но если раньше как пример она рассказывала историю о том, как еще на втором месяце почувствовала, что беременна девочкой, и с самого начала была уверена, что малышка родится в рождественскую ночь, то теперь любимой историей была конечно та, которая сделала ее из просто мамы – Начальником. Мамина интуиция и правда не ошиблась – в ее руках дело расцвело и начало приносить доход, она сделала модную короткую стрижку, приобрела кучу новых суетливых и умных друзей и стала редко бывать дома. С тех пор пришлось искать «отличные варианты» для Девочки.

Сначала это была живущая рядом бабушка, забиравшая Девочку после школы к себе. Когда мама решила переехать в другую часть города («поближе к делу»), бабушка наотрез отказалась променять свой дом на квартиру в высотке вслед за дочерью, и с тех пор Девочка видела любимую бабушку очень редко. Мама со вздохом погрузилась в поиски выхода.

Попытка привлечь к воспитанию дочери отца успехом не увенчалась. Потеряв в маме любимую хозяйку-жену, и получив взамен вечнозанятую бизнеследи, отец вскоре нашел свой «отличный вариант», и теперь стал чаще уезжать в командировки, уходить на работу до начала дня, возвращаться незадолго до прихода жены, и торопливо, пряча от дверчивых глаз Девочки взгляд, смывать с себя запах «отличного варианта».

Следующим событием в жизни Девочки стала няня-гувернантка, в ее обязанности входило отвозить Девочку в новую школу и забирать оттуда, кормить обедом, контролировать выполнение домашней работы, и… После двух подряд истерик, внезапно и страшно случившихся с Девочкой, недели в больнице с нервным расстройством, от гувернантки отказались. Мама уступила – Девочка всегда была спокойным, беспроблемным ребенком, и мама внезапно поняла, что она страдает.

Мама вдруг увидела, что за год Девочка растеряла всех подруг – они по-прежнему учились в маленькой школе в том районе города, где самый уютный  дом на свете продали новым хозяевам, и не могли больше видеться с Девочкой чаще, чем раз в полгода, на праздники. В новой хорошей школе друзей у Девочки  не появилось – «Наверное, потому что она застенчивый и скромный ребенок, и не умеет вливаться в сложившийся коллектив», подумала мама. «Наверное, потому что для этих красивых, таких взрослых девочек, непонимающе прыскающих при словах «идти пешком, скакалка, сладкая вата»,   я - безнадежно чужая, далекая и непонятная»», подумала Девочка.

Мама заметила, что Девочке не хватает общения.

Если бы еще мама заметила, как жадно Девочка ждет ее с работы. Как рисует для нее акварелью рисунки, и оставляет на столе – и как забирает утром, так и не дождавшись ее похвалы. Как берет с собой в кровать плюшевого зайца и засыпает, уткнувшись во влажное от ее шепота ушко. Как заводит дневник в толстой тетрадке в клетку, и бросает, заполнив всего две страницы, решив, что о жизни, в которой ничего не происходит, и писать-то нечего.

Если бы она заметила, что Девочка из ребенка превратилась в подростка, нескладного, немножко неуклюжего, и подолгу рассматривает в зеркале свое повзрослевшее лицо. Если бы мама заметила размазанные следы от первой косметики, и поняла, что Девочка, смущаясь и пугаясь, обнаружила в себе юную девушку, и не знает что делать с этим открытием. Если бы мама возвращалась немного раньше домой, она бы знала, что в соседнюю квартиру вселилась новая семья, и их пятнадцатилетний сын приходил к ним просить молоток и ножницы… И конечно тогда бы мама поняла, что Девочка первый раз влюбилась…

…Но от занятых мам нельзя требовать слишком многого.

Итак, она заметила, что Девочке не хватает общения. Она даже выделила несколько часов и заехала в школу – этого времени ей хватило для того, чтобы сделать вывод, что отношения с одноклассниками у Девочки не сложились, и решить, что необходимо срочно поменять школу. К поиску новой школы мама отнеслась со всей ответственностью. Где-то в глубине души мама чувствовала себя виноватой. Она не была плохой мамой. И любила свою Девочку. И хотела сделать для нее много добра… Просто была она уже не просто мамой, а Большим начальником.
Школу искали долго – мама выдвигала очень много требований. Она-то теперь может дать своей Девочке все самое лучшее.

Тут-то и подвернулся самый «отличный вариант». Отличным он был по многим причинам.

 Девочке сказали, что классы в ее будущей школе только формируются, и все ученицы познакомятся друг с другом в первый день занятий. «Там замечательные классы», рассказала мама. Вместо школьного двора – красивый парк, и своя собственная комната. Девочка смущенно улыбалась. Она бы хотела сказать маме, что была самой на свете, когда у нее не было собственной комнаты – только уголок, отгороженный ширмой от столовой…

«Столько интересных предметов, например "Основы дизайна и живописи", ты же всегда хотела научиться рисовать!» Девочка подальше спрятала альбом с акварельными рисунками, которые никто никогда не видел.

А главное – это другая страна! «Ты представляешь, у тебя будет возможность познакомится с девочками из других стран, может быть у тебя появится подруга француженка, или даже русская, представляешь, ребенок?»

Девочка представляла.

Эта школа находится за тысячи километров от дома. И конечно, никто не будет заботиться о том, чтобы ученицы младшего класса бывали дома на выходные. Именно поэтому там красивый парк и отдельные комнаты. Именно поэтому занятая мама выбрала эту школу.

Мамины глаза смотрели очень требовательно.

«Ребенок, ты ведь понимаешь, что это…»

«Да», ответила Девочка.

Накануне отъезда мама встретила Девочку на площадке перед дверью. Девочка была растерянна. "Очень волнуется перед отъездом", решила мама. Она пришла с работы пораньше, чего не случалось уже больше года, даже в Новый Год, чтобы вместе с Девочкой собрать новый чемоданчик, и положить во внутренний карман новую, только что оформленную кредитку.

Девочка смотрела на приготовления удивленными детскими глазами.

Пол часа назад она постучала в дверь соседям.

…Она целый день придумывала повод, чтобы зайти в квартиру напротив, и попрощаться с Парнем, который однажды попросил у нее, открывшей дверь в купальном халате и тапочках с зайцами, молоток.

«Молоток, понимаешь? – смеялся он, глядя на Девочку, замершую со смешно по-детски приоткрытым ротиком, - Мо-ло-ток… Ты понимаешь меня?»

Девочка мечтала еще раз услышать его смех – он смеялся над ней, но совсем не обидно, с улыбкой, и у него были такие глаза. Но он больше не смеялся для нее. Он говорил ей «Привет…» когда пробегал мимо Девочки по ступенькам. Девочка улыбалась и говорила «Привет», но он уже не слышал. Обычно речь возвращалась к ней, когда его куртка уже мелькала возле ворот…

Она постучала в дверь – на самом деле она могла бы и позвонить, она очень выросла за это лето, и могла бы достать до звонка, но она постучала, как привыкла.
Дверь открыла женщина, которая была мамой Парня. И Девочка поняла, что совсем не подумала о том, что же сказать, и растерялась. Она почувствовала где-то рядом, в горле, слезы, а женщина, увидев незнакомую Девочку, спросила: «Ты, наверное, ошиблась дверью?» Девочка кивнула.

Она долго смотрела на серебристые 33 на двери, которая закрылась за женщиной и думала, как много ей нужно сказать…

…Машина легко и плавно тронулась с места. Мама за рулем переключила телефон на режим «свободные руки». Девочка опустила стекло окна и встретилась взглядом с продавщицей кофе.

«Будь счастлива»


Рецензии
В рассказе очень верно и чутко подмечены проблемы современного ребенка. С уважением.

Ученикпожизни   20.09.2013 01:50     Заявить о нарушении