38. В. Агошков. Печенеги. Половецкие ханы. Казаки
см.ранее.
Впервые русичи столкнулись с печенегами в 915 году, которые то заключали с нашими князьями мир, то нападали на них. А.М. Членов – автор книги «По следам Добрыни» пишет, что Святослав восхищался печенежской тактикой и перенял многие печенежские обычаи, что возможно лишь при многолетнем дружеском общении.
В летописи говорится, что Святослав:
Легко ходя, аки пардус, войны многи творяще,
Ходя, воз по себе не возяще, ни котла, ни мяс не варя...
Ни шатра имяще, но подклад постлав и седло в головах,
Тако же и прочии вои вси бяху.
А.Членов подчёркивает, что обычаи эти не русские, а печенежские. А вот как выглядит Святослав: длинные свисающие усы, длинный чуб на гладковыбритой голове, в одном ухе – золотая серьга. Нам такой облик человека напоминает запорожца. Но для Xв то был облик не южно-русский, а печенежский.
Когда же хан Куря «убиша Святослава», то приказал сделать ему из черепа русского князя окованную золотом чашу, из которой потом хан с женой пили напитки для того, чтобы у них родился сын, похожий на Святослава!
Через 121 год, в 1036г, Ярослав Мудрый фактически уничтожил печенежскую опасность. Но в начале XIв в восточноевропейские степи хлынули новые кочевые орды – узы, или гузы, по-русски – торки, которые изгнали печенегов с их прежних стоянок.
Гузы, пройдя через пустыни и оазисы Средней Азии, захватили Переднюю Азию и образовали империю Сельджуков. Вот почему сейчас, после распада СССР, Турция «оказалась» братским народом для жителей Азербайджана, Узбекистана и др. бывших республик.
В 1060г русские князья Изяслав, Святослав и Всеволод (сыновья Ярослава) и полоцкий князь Всеслав (!) «поидоша на коних и в лодьях на торки». Те отступили в степи.
После этого торки не упоминаются в летописи, однако, как и печенеги, они не были уничтожены полностью. Подавляющее большинство торков вместе с печенегами перешло на службу к русским князьям, за которую им были выделены земли для кочевок на пограничных со степью землях.
Не исключаем того, что какая-то часть торков осела и на территории нынешней Орловской области. Так, в том же Залегощенском районе, кроме с.Казарь, находится и деревня Печеновка. Во Мценском и Кромском районах есть деревни Торкуновка и Торохово. В Троснянском – д.Турейка, с.Турьи, в Покровском – с.Вышний Туровец и д.Нижний Туровец, в Верховском – д.Туровка.
Возможно, что к их образованию торки не имеют никакого отношения, но – как знать!
Затем в степи пришли кимаки и отделившиеся от них кипчаки. Здесь они, по мнению С.А. Плетнёвой, смешались с населением, оставшимся от Хазарского каганата, печенегов и гузских орд – и буквально через одно-два поколения стали иным народом с изменённым физически и отчасти культурным обликом.
Новое этническое объединение получило новое имя – половцы. В 1060г половцы предприняли первую попытку поживиться богатыми русскими землями, но неудачно. В следующем году половцы вновь стали «воевати» русскую землю.
О половецких ханах Боняке и Тугоркане русские летописи говорят с особым чувством неприязни. В фольклоре они фигурируют как Буняка Шелудивый и Тугарин-Змеевич.
Интересно, что главы больших богатых семей назывались кошевыми, принадлежавшими к знатным родам (куреням). Эти и другие слова перешли в наш язык. Половецкий язык был общеизвестным во всех южных городах. В былины проник и образ «поляницы» – женщины-богатырши. Половцы сооружали женщинам-предкам святилища.
Мужчины воевали, а женщины брали на себя заботу по дому и по его обороне. Так возникал институт «амазонок», женщин-воительниц, складывался быт, характерный впоследствии для казачества, пишут учёные.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213091900329