Почему Емеля в школу пошёл. Пьеса для школы

                Александр Мишутин






                Почему Емеля в школу пошёл
                ( пьеса в одном действии)








                Челябинск

                2005 г




                Действующие лица:

Емеля
Матушка
Домовой Федя
Саша
Маша
Даша-1
Даша-2
Школьники









   1
                (На сцене печь. На    печи лежит Емеля:
                играет на дудочке. Входит Матушка.)
 Матушка: Ты бы, Емеля, воды наносил.
Емеля: Зачем?
 Матушка: Постирать, баньку протопить.
Емеля: А-а, потом…
 Матушка: Когда – потом?
 Емеля: Отстань, Матушка. Потом.
 Матушка: Потом, потом… А блины тебе подавай вовремя.
Емеля: Это – да! Блины я люблю.
 Матушка: Лежишь на печи, совсем обленился.
 Емеля: Отстань, Матушка: я – думаю.
 Матушка: Об чём?
 Емеля: Хочу жениться. Вот.
 Матушка: Да ты что, Емелюшка? Голову застудил? Ни двора, ни хозяйства, а ты – жениться!
 Емеля: Всё будет: щуке прикажу!
 Матушка: Ну, думай, думай. Думать не вредно. Но и в работе польза есть: дровишек поколоть, воды принести, баньку истопить.
  Емеля: Отстань, мать! Не бухти! Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Щуке прикажу – вмиг сделает!
  Матушка: Так будь мил: прикажи. (Уходит)
Емеля: Иди, иди! Сейчас. По щучьему велению, по моему хотению: истопись, баня! (Играет на дудочке)
Матушка(появляется): Емеля!
Емеля: Ну!
Матушка: Лапти гну! Баньку-то истопи, за водичкой сходи.
Емеля: Ну, что ты заладила: истопи, истопи! Уже готова баня: я приказал щуке.
Матушка: Не готова.
Емеля: Готова!   
Матушка: Холодная. 
2               
Емеля: Не может быть!   
Матушка: Сам посмотри.
Емеля: Ладно. Иди, мать – сейчас я. (Матушка уходит. Емеля встаёт с печи) Ох, щука, дождёшься крюка: уху из тебя сварю! (Приказывает) По щучьему велению, по моему хотению: истопись, баня! Быстро! (Смотрит за кулисы) странно. Не дымит баня.
Матушка(появляется): Ты не приказывай, а попроси. (Уходит)
Емеля: Щучка, щучка! По твоему велению, а не по моему. Но – по моему хотению: истопи баньку. (Смотрит за кулисы) Что ж ты, щучка? Что же ты так меня прищучила? Я же прошу. (Подумал, вздохнул) Ну ещё раз попробую. По щучьему велению, по моему хотению: истопись, баня! (Смотрит за кулисы) Да-а-а… Придётся самому. И за водой и за… (Его осеняет мысль) О! Может баню истопить – тяжело ей, а воды принести – полегче будет… По щучьему велению, по моему хотению: вёдра! Шагом марш за водой! (Где-то звякнула дужка ведра) Шагом марш! Шагом марш!! (Выкатывается на сцену пустое ведро, а потом с шумом и грохотом появляется домовой Федя) Ш-ш-ша…гом!!!
Домовой: Тс-с-с! Тихо. Федя я, домовой. Что ты орёшь, будто лешего повстречал? Меня разбудил.
Емеля (не понял): Ты кто?
Домовой: Ты что, оглох? Домовой я по имени Федя. Случилось что – кричишь так?
Емеля: Ничего не случилось, дедушка. Это я за водичкой собираюсь.
Домовой: Да знаю я, знаю. А щука твоя болеет. Придётся тебе самому всё делать.
Емеля: А что с ней, со щукой?
Домовой: Ершей ловила в нашей отравленной реке.
Емеля (причитает): Ох, горюшко-то какое! Как же мне жить дальше? На кого ты меня покинула?! Щука ты моя ненаглядная!
Домовой: Да не причитай ты так! Не умерла же она, а заболела.
Емеля: А мне что делать? Что?!
Домовой (чешет затылок, мнётся): Это…вот… Возьми.(Достаёт мобильник) Это – телефон. Поговори со щукой. Или отошли «эсэмэску». И не мешай мне отдыхать (исчезает).
Емеля (вертит в руках телефон): Ага… Поговори… Как? (Кладёт телефон, ходит вокруг него, приноравливается) Здравствуй, щука. (Пауза) Здравствуй, уважаемая щука. (Пауза) Щука, ты меня слышишь? Скажи: «Да-а-а».
Голос домового: Кнопку нажми! Что ты как Иван неграмотный!
Емеля (ходит вокруг телефона): Ага… Нажми… Какую? Их вон тут сколько. (Нажимает наугад. Звучит музыка. Емеля отскакивает. Затем подходит и нажимает другую кнопку.
3
Музыка прерывается) Ух, ты! (Восхищённо) Вот это да! (Осторожно нажимает «музыкальную кнопку». Звучит мелодия песни «Сердце». Емеля поёт):
Как много рыбок есть хороших –
Серебряных и золотых –
Но лишь одна из них тревожит
И может сделать всё за миг,
За миг один:
Щучка! Молчишь как рыба на ладони.
Щучка! Ну, отзовись, ну, отзовись!
Щучка! Душа моя болит и стонет!
Зовёт Емеля – ты отзовись! Ты отзовись!

Голос: Абонент временно недоступен.
Емеля: Щука! Услышала! Это – я! Это – ты, щука?!
Матушка (появляется): Это – я, матушка твоя.
Емеля: Фу ты, ну ты – лапти гнуты!
Матушка: А ты, Емелюшка, всё лежишь на постелюшке.
Емеля: Не лежу, не лежу! Не мешай, матушка! Сейчас всё наладим!
Матушка: Чтобы наладить, надо со щукой поладить.
Емеля: Связь наладим и поладим. (Выпроваживает матушку)
Матушка (останавливает Емелю): Погоди, Емеля! Я что хотела сказать: детишек я попросила помочь.
Емеля: Каких детишков? Что помочь?
Матушка: Дак, водичку, дров – баньку истопить…
Емеля: А я что делаю?!
Матушка: Не знаю. Кажется – ничего. Да ты не бойся, они хорошие. Хотели с тобой познакомиться. И помочь…
Емеля: Зачем?!
Матушка: Ну, как же…
Саша и Маша (появляются): Здравствуйте!
Емеля (обходит вокруг них): И вам так же. Кто такие? Откуда будете?
Саша: Школьники.
Маша: Дачники мы.
Саша: Я живу там (показывает), а она – там.
Маша (одновременно с Сашей): Я живу там (показывает), а он – там.
Саша, Маша: Соседи ваши.
Саша (показывает на Машу, а потом на себя): Маша и Саша.
Маша (показывает на Сашу, а потом на себя): Саша и Маша.
Емеля: Ну, скоморохи! Чего хотели?
Саша: Познакомиться.
Маша: С Емелей.
4
Саша: Ты же  - волшебник.
Емеля: Я? А, ну да! (Гордо) Кнопку нажал – щуку позвал.
Маша: Про тебя в сказке написано.
Емеля: В сказке? А, ну да! Есть такое.
Саша: Чего ты только не пожелаешь…
Маша: Сразу исполнится.
Емеля: А, ну да. Я – такой!
Саша: Так пожелай чего-нибудь!
Маша: Например, чтобы вёдра сами пошли…
Саша, Маша: За водой!
Емеля: Запросто! (Подходит к выкатившемуся ведру, пинает его за кулисы)
Матушка: Емельян!
Емеля: Да…Это…Это так просто, что и желать не хочется.
Саша: Ну, тогда…
Маша: Тогда-а…
Саша: А – дрова?
Емеля: Что – дрова?
Маша: Ну, чтобы сами – в баньку.
Матушка: Ай-я-яй! Хитрецы! Сами вызвались помочь, а теперь…
Саша: Ладно, ладно!
Маша: Мы пошутили.
Емеля (ворчит): Пошутили…Шуты-скоморохи… Вот я тоже сейчас пошучу: отправлю вас  в этой одежде на северный полюс.
Саша, Маша: Не надо, Емелюшка! Мы теперь и шутить не будем.
Емеля: Вот, то-то же!
Саша: А на джунгли бы мы согласились.
Емеля: И я согласен! С удовольствием отправлю таких соседей куда-нибудь подальше.
Саша, Маша: Спасибо!
Емеля: И не возвращайтесь!
Саша, Маша: Нет!
Емеля: По щучьему велению!
Саша, Маша: Не надо!
Емеля: По моему хотению!
Саша, Маша: Не-ет!
Саша: Мы не будем!
Маша: Мы ничего не будем!
Матушка: А дрова? А вода?
Саша, Маша (согласно кивают головой): Да!
Саша (зовёт): Даша! (Из-за кулис появляется Даша-1) Кто здесь из отряда губернатора – зови всех на помощь (на ухо Даше-1) старухе. (Даша-1 уходит) Стой! (Из противоположной кулисы появляется Даша-2, как две капли воды похожая на Дашу-1). Вёдра с собой
5
возьмите! (Даша-2 уходит).
Емеля (удивляется: Вот это – да!
Маша: Мы тоже кое-что умеем, потому что учимся в школе.
Саша: Ещё больше умели бы, если бы каждый из нас имел новый компьютер.
Маша: Мне не надо.
Емеля: Чего, чего?
Саша: Компьютер… Новый…
Емеля: Нет! Пока банька не затопится – никаких …компот…компут…
Саша, Маша: …теров.
Емеля: Во-во!
Саша, Маша: Хорошо!  (Хлопают в ладоши. На сцену выбегают школьники – «отряд помощи» - и пластически изображают переноску дров и вёдер с водой. Группа солистов исполняет «рэп», или же звучит фонограмма):
1. Мальчишки и девчёнки мы,
Мы – школьные друзья.
Мы – дружные и звонкие,
Мы – школьная семья!
(припев-прихлоп):
Шлёп! Хлоп!
Ай! Трямс!
Ох! Ах!
Бумс! Бамс!
2. Как азбуку мы знаем,
Легко, как дважды два –
Мы людям помогаем,
Лишь позовут едва!
(припев)
3. Не нужен сивка-бурка,
И щука не нужна:
Хоть вечером, хоть утром
Поможем мы сполна.
(припев)
4. И школьникам знать надо –
Всё, просто, дело в том:
Любая цель, ребята,
Достигнется трудом.
(припев)
5. Мальчишки и девчонки мы,
Мы – школьные друзья.
Мы - дружные и звонкие,
Мы – школьная семья.
6
Саша (Емеле): Принимай работу!
Маша: Готово!
Емеля смотрит за кулисы: баня топится. Чешет затылок).
Матушка: Спасибо, ребятушки! Я вам сейчас испеку оладышки. (Уходит со школьниками).
Саша (Емеле): Теперь твоя очередь удивлять!
Емеля (смущается): Дак, сейчас. А чего вы там пожелали, напомните?
Саша: Новый компьютер.
Маша: А для меня: чтобы были пятёрки по русскому языку. Сможешь?
Емеля: Как это – по русскому языку?
Маша: Ну, пишу я неграмотно.
Емеля (обрадовался): Я – тоже! Если нарисую – никто не понимает: корова это или собака. А я – козу рисовал.
Саша: Ты не понял, Емеля. Чтобы правильно написать слово, надо знать из каких букв это слово состоит.
Емеля: Не понял. Зачем слово писать, если его можно сказать?
Саша: А если человек далеко…
Маша: За тысячу километров…
Саша: …и не услышит тебя?
Маша: Или жил когда-то, а теперь его нет, умер, то он мысли свои напишет на бумаге.
Саша: Или в книге.
Маша: Всё равно на бумаге!
Саша: А мы через сто лет узнаем, что он хотел сказать. Понял?
Емеля: Или болеет.
Саша: Верно: или болеет. Тогда он сможет (спрашивает у зала) что? (Зал отвечает). Видишь: даже дети знают.
Маша: А ты потом прочтёшь.
Емеля: Не понял. А буква – это что?
Маша (Саше): Это что?
Саша: Буква – это знак звука. Значок. Например, ты произносишь слово: «Шука».
Емеля (обрадовано): Да, да, да!
Саша: Слушай, какие звуки в этом слове: «Щ», «У»! А вместе?
Емеля: O! У! ЩУ!
Саша: Дальше: «К», «А»! А теперь все звуки вместе.
Емеля: К! А! ЩУКА! Это даже мне понятно.
Саша: А вот какими знаками эти звуки  обозначаются в книгах, ты сейчас увидишь. (Зовёт) Даша! (Появляются обе Даши. У них в руках листы картона с буквами)
Маша: Знак звука «Щ». (Даши показывают буквы). Знак звука «У». Знак звука «К». Знак звука «А».
Емеля (кричит): Понял! Понял! Теперь понял! Сейчас пошлю щуке…эс…как это…
Голос домового: Эсэмэску!
Емеля: Да! Эсэмэску!
7
Маша (испуганно): Кто это?
Емеля: Домовой Федя. Это он дал мне телефон.
Саша: Зачем?
Емеля: Чтобы послать эсэмэску щуке.
Саша: Зачем?
Емеля: Да болеет она. За ершами в нашей отравленной реке гонялась, голос потеряла. (берёт телефон) А я ведь других букв не знаю.
Саша: Давай я наберу эсэмэску! Диктуй.
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению…
Саша: Что, всё набирать?
Емеля: Да, нет!  Пиши только: «Затопись, баня!»
Маша: Стоп! Стоп! Зачем баню топить, если она уже топится?
Емеля: Ах, да! Забыл. А как звучит ваше желание?
Саша: «Появись у Саши новый компьютер». Ты говоришь: «По щучьему велению, по моему хотению», а я набираю буквами мою просьбу.
Емеля: По щучьему велению, по моему хотению…
Саша: Емеля, помолчи: сбиваешь. (Закончил набор). Всё. Отослал. Ждём.
Емеля: А щука буквы знает?
Маша: Если волшебница, то наверное знает.
Емеля: Я вот тоже – вы думали – а оказалось…
Саша (Звучит сигнал приема сообщения): Есть!
Маша: А компьютера нет!
Саша (читает): «Емеля, напиши сам».
Емеля (кричит телефону): Я же не умею!
Домовой (появляется): Учись, Емеля! Учиться никогда не поздно.
Матушка (появляется): На щуку надейся, а сам не плошай.
Маша (грустно): Да-а. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Школьники (появляются и поют):
Топится, топится у Емели баня!
Чтобы баньку топить – нужны труд и знанья!
Матушка (поёт): Не женись, не женись, Емельян сыночек!
Школьники: А учись, а учись – будешь нам дружочек!
Домовой (подаёт Емеле «Букварь»): Всё волшебство вот в этой книге.
Саша: Не получилось волшебства, Емеля!
Маша: Зато у тебя появились новые товарищи.
Даша 1, 2: И мы вместе будем ходить в школу.
Емеля: Спасибо!
                (Звучит музыка)
          
                Конец


Рецензии