Родина моя, Аргентина!

      
 Однажды мне довелось ехать в поезде с женщиной, и, как это бывает, мы разговорились.
     Женщину звали Лола, она рассказала мне свою историю.

     - Я родилась в Аргентине и жила там до шести  лет.  Родители мои до моего рождения тоже жили  в Аргентине и прожили там  с детства  и  до отъезда в Советский Союз. Меня увезли оттуда маленькой, мне тогда было лет шесть. Я даже не помню тот корабль, на котором нас везли в Одессу. Это потом родители рассказывали.

    - А как же ваши родители туда попали? – Поинтересовалась я.

     - Мои  бабушка и дедушка жили раньше в Белоруссии,  на границе с Польшей.  Брестская область была тогда  Западной Польшей.  Это было ещё до революции. Они были фермеры, имели хозяйство. Их первые две дочки, в том числе и  моя мама, родились там,  в Белоруссии. Приезжали тогда из Парагвая агенты, предлагали много земли, хорошие условия.  Бабушка и дедушка, как и многие другие жители, поддались на агитацию. Они всё продали и  уехали.  У кого не было денег – не могли уехать, только  обеспеченные люди могли.  Приплыли в Парагвай. Там было много земли, климат хороший, всё растёт. Надо было выкорчёвывать заросли, по 100 гектаров  земли давали на семью, возделывайте сколько хотите!  И никаких налогов. Бабушка и дедушка молодыми были, занялись сельским хозяйством. Родилось ещё трое детей, девочки все.
    В Парагвай тогда приехало много русских, белорусов и украинцев. Труд очень тяжёлый.   Начали перемещаться, переехали в Аргентину.  В Аргентине  жили поселения русских, строили православные церкви.  Были созданы  клубы: у русских – клуб  имени Горького,  у украинцев –  имени Т.Г. Шевченко,  у белорусов –  имени Якуба Колоса.
     В клубе и познакомились мои родители. Поженились. Я родилась там, в Буэнос – Айресе, имеется свидетельство о рождении и свидетельство о крещении в православной церкви св. Богородицы. И мой брат там родился.  Там, в Бузнос-Айресе,  проходило  наше  детство.
     -  Почему же вы вернулись? Там почему не остались жить? - спросила я.

     -  В клубы тогда приезжали  агитаторы из Советского Союза, звали обратно, рассказывали, как там, в Советском Союзе,  хорошо. Показывали советские фильмы.  Хрущёв развернул агитацию, пропаганду, хотел всех вернуть.  Мои родители, как и многие другие люди, поверили. В 60-х годах решили переезжать. Набрался целый корабль народу - с детьми, со стариками. Плыли на большом корабле,  путь долгий - целый месяц!  По пути причаливали в Испании, в Италии. Там  была радостная жизнь, яркие краски, улыбки. Хорошо нас встречали. Приплыли в порт «Одесса»: уже с корабля было видно, что всё не так. Мрачные картины, люди одеты в тёмное, оцепление милиции. Куда мы приехали?! Люди не хотели выходить, не хотели покидать корабль, выли, плакали. Думали, что корабль -  территория Аргентины, и это им поможет.  Прятались в трюме. Но пришли работники «органов» и выкидывали их, тащили на берег, гнали. Всех выгнали из корабля. Начались наши скитания и мытарства.
     Жили плохо, бедно, люди были запуганные, всего боялись. В 66-68 годах мои дяди и тёти уехали обратно, в Аргентину.  Тогда какое-то послабление было.  Все писали в правительство письма, просились обратно в Аргентину.   Когда разрешили уезжать - многие уехали. Но мы остались. Дяди и тёти уехали, стали оттуда сообщать, какие  у них  начались трудности.  Жить негде, денег нет. Трудно всё заново начинать!  И мы побоялись.  Какая-никакая квартирка тогда уже была, жалко было бросить и уехать. Да и никаких накоплений в то время у людей не было. У родственников не сразу, постепенно всё нормализовалось. Построили дома, занялись бизнесом, стали жить хорошо.

      А сколько мои родители рассказывали! Дня не проходило, чтобы не вспомнили Аргентину. Но говорить об этом нельзя было. Все боялись преследований.  Собирались бывшие граждане Аргентины, вспоминали прежнюю жизнь. Слушали аргентинские мелодии, танго - плакали.

    -  Лола, а вы помните испанский язык? – спросила я.-   Вижу, читаете на испанском.

     Я учила испанский язык, не хотела забывать свою родину. Верила, что побываю там. Поступила на Ин.яз. – английский и испанский языки. Сейчас работаю преподавателем в университете.
Родители так и умерли в Советском Союзе. Всю жизнь мечтали вернуться,  ностальгия была страшная!
     А я побывала в Аргентине через 50 лет!

      - Ну, и как прошла встреча с родиной?
 
      - Великолепно! Летела в Буэнос-Айрес в волнении. Ещё в самолёте смотрела в иллюминатор на залитый вечерними огнями Буэнос-Айрес – и не могла сдержать эмоций!  Вышла в аэропорту – плакала.
      Побывала на севере, на юге, на Огненной Земле, и  на границе с Парагваем. Увидела родственников – дядей, тёток, двоюродных братьев и сестёр. Многие переженились, смешались с местным населением. 

     - А вам не хотелось бы там жить?

     -  Я бы всю жизнь там жила. Это же родина моя - Аргентина!  Но на пенсию мою там не проживёшь.  А как там зарабатывать? Денег для создания своего бизнеса не накопила. Да и дети здесь.  И вот уже внуки…
    По свидетельству о рождении  мне  сделали аргентинское гражданство. Недаром мама говорила: «Береги это свидетельство о рождении, вдруг доведётся тебе там побывать. Мне уж, видать, не доведётся!» Теперь я имею аргентинский паспорт, могу всюду ездить, во все страны,  безо всяких виз.

    - А ещё удалось вам там побывать, или только один раз?

     -  Второй раз ездила с братом. Нашли место, где был наш дом.  Воспоминания нахлынули!  Как же там хорошо! Зелень, растения разные диковинные. А мне они – как родные! Океан, природа – бесподобно!  Музыка из окон и дворов. Я помню её с детства, как она звучала на праздниках в нашем квартале.
    Переезжают и сейчас туда люди из бывшего Советского Союза, но работать так, как предки, они не умеют. Новых эмигрантов не любят. Они там часто спиваются.
     Фильм смотрели?  «Запад-Восток» называется.  Я не могла смотреть фильм!  Плакала всё время, выключала, потом опять включала. У нас так же было.

    Мы подъезжали к моей станции, и я стала прощаться. Я спросила мою попутчицу, можно ли мне записать её рассказ. Она сначала растерялась, но потом согласилась.

 "Вы только имя измените! - попросила Лола. - мало ли что... С детских лет мне запрещали об этом рассказывать!"
 
   Я вышла из электрички и пошла на вокзал. Был серый, хмурый день. Я шла по лужам, а в глазах ещё долго, как кадры немого кино, проходили образы никогда не виданной мною Аргентины.

  Имя моей попутчицы и обстоятельства встречи с нею я изменила.


Рецензии
Добрый день, Татьяна!
Очень необычная, захватывающая и тревожащая душу история! Не знала, что было такое явление в истории с русскими переселенцами. В Германии тоже лет 25 назад агитировали этнических немцев из Казахстана, Киргизии в жаркий Парагвай. Они привыкшие к жаркому климату уезжали...
Пишите очень интересно лёгким слогом! СПАСИБО! Прочла с удовольствием!

С большим уважекнием,

Галина Фан Бонн-Дригайло   31.10.2021 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя! Рада, что зашли. Как же немцы, прижились там, в Парагвае? Думаю, что в Германии им всё-таки лучше.
Всего Вам самого наилучшего!

Татьяна Шардина   02.11.2021 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.