До Женского, до Госпожинки

У белорусов-литвинов красивое название народного праздника завершения жатвы Дажынкi. Вообще-то название связывают с глаголом «дожать», завершить жатву. Но подумалось, что можно обосновать иначе. Жынкi-женщины, а даж-дающий, аналогично в имени Дажбог, Даждьбог в российском варианте. То есть - это одаривание изначального Женского, возможно?

Другие названия праздника:
Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спаж;» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) – Пупок

Нетрудно заметить, что целый ряд названий восходит к женскому восславлению. И даже к Земле-имениннице! Значит, это обращение и к Женскому, и Земле-Матушке, и к Природе-Матушке.

Сохранившиеся обряды Дажынкi с участием женщин и девушек также говорят о почитании женского начала в празднике. Кстати, ещё и Велесова (лесного, Природного) начала: есть обряд завивания Волосовой (Велесовой) бороды из несрезанных колосьев. Или даже именно Волосовой (волосковой) бородки… тогда можно усмотреть в названии нечто эротичное женское. Кстати, эту бородку обвязывают ленточкой, почти как косичку.

В изложенных обоснованиях, возможно, нечто умозрительное. Но также не исключено, что просто никто не замечал такого понимания. И даже если это просто надумано, то ничего плохого нет в дополнительном прославлении Женского, Земного и Природного. Не так ли?
*19913

Фотомонтаж авторский.


Рецензии