Тайны ремесла. Три имени

Три «золотых» имени в истории нашей изящной словесности, три собственных и глубоких внутренне мира. Не похожих друг на друга. Но они – современники, жившие и творившие почти одновременно. Хотя в разных странах и условиях. Однако истоки у них едины – Россия. Каждый рассказал о тайнах своего ремесла. И, пожалуй, иногда не напрямую, а через созданные произведения.

Вот их имена:

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) 

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) 83

И не случайно привела я даты их жизни. Самой долгой оказалась она у И. А. Бунина – 83 года. Довольно долго прожила «Анна Всея Руси» Ахматова. А вот М. И. Цветаева ушла в мир иной рано, на 50 году жизни. Теперь уверена, что характер во многом влияет на сроки пребывания человека на Земле. И опять же именно характер определяет творческую линию любого литератора. Все взаимосвязано.

                ***

В свое время, читая Анну Ахматову, обратила я внимание на стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Получилось как-то совершенно неожиданно, что надолго запомнились эти строки, вернее сами по себе притаились они в памяти моей:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне

И думается, что причина этого заключалась в неожиданности и удивлении. Не могла я осмыслить и даже принять ее исповедные строки -  «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда». Как это следует понимать? Ведь было ей в ту пору уже за 50 лет. Возраст солидный, не предполагающий для поспешных высказываний. Она вполне осознавала, что пишет и для будущих поколений читателей.

Всю жизнь во мне звучат прекрасные стихи  немногих, но  преданно любимых авторов и вдруг сравнение с «сором». Но не было времени остановиться и подумать.

И вот недавно вспомнилось мне то, давнее недоумение. Как ни странно, но понять и ощутить глубинную суть Ахматовой помогли мне не стихи, а ее проза – умная, неповторимая, талантливая. Ничего Анна Андреевна не делала в своей жизни «просто так». Все было продумано и выверено: любой жест, любая поза и тем более – любое сказанное слово и фраза. Оставалась она сама собой только среди близких людей, число которых было невелико. Значит, имелись у нее основания для включения в свою поэзию «лопухов и лебеды, дегтя и плесени». И это признание есть крик ее души. Самые неожиданные предметы и явления вызывали в ней каскад воспоминаний, а возможно и ассоциации, которые в свою очередь и становились основой, верной нитью ее прекрасных стихов.

                ***

Совсем иначе выразилось отношение к своим творениям у Марины Цветаевой. Еще в Коктебеле в доме М.А.Волошина написала она ярко выраженное, эмоциональное стихотворение:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам…

Понять ее можно, поскольку поэтессе в те годы было всего чуть за 20 лет. Но она осталась такой и  в дальнейшем. Трудно сходясь с людьми, неуютно чувствуя себя в обществе многих так называемых «друзей», в поэзии Марина Ивановна оставалась искренней до предела. Действительно, звучат в ее творениях «брызги». Цветаева щедро и настежь открывала свою душу.

Два непохожих поэта (слово – поэтесса неприложимо к обеим) с различным творческим почерком, самобытностью. И трудно кому-то из них отдать полное предпочтение. Любимы обе. Навсегда.

                ***

Предоставим слово И.А.Бунину. Так в 1932 году он размышлял: «Ведь из чего иногда создается то блестящее, что так восхищает? Из жалкого, пустяшного оно большей частью выходит!»
 
Почти точное повторение слов А.А.Ахматовой, не правда ли?

И далее продолжал он  в отношении рассказа «Чаша жизни» следующее: «То что у каждой девушки бывает счастливое лето – это между прочим вспоминалась сестра Машенька. Перед замужеством она все ходила в сад, повязывала ленточку, напевала лезгинку. А после замужества, когда на год оставила мужа, помощника машиниста, то тоже как-то повеселела, часто ездила на заводы в соседнее имение Колонтаевку, там была сосновая аллея, как то особенно пахло жасмином… Эту аллею я взял потом в «Митину любовь», и так все это было жалко и горестно! А мордовские костюмы носили барышни Тубе, и там же был аристон и опять эта лезгинка… Отец Кир? Отец Кир… это от Леонида Андреева. Ведь он мог быть таким, синеволосый, темнозубый! А кое-что в Селехове – от брата Евгения. И он тоже купил себе граммофон и в гостиной у него стояла какая-то пальма. А главное, отчего написалось все это, было впечатление от улицы в Ефремове. Представьте песчаную широкую улицу, на полугоре, мещанские дома, жара, томление и безнадежность… От одного этого ощущения мне кажется и вышла «Чаша жизни».

Вот так, из разных кусочков увиденного и услышанного рождалась его проза. Строки эти взяты из «Грасского дневника» Г.Н.Кузнецовой, которой отвели  место «последней любви» Бунина совершенно не учитывая присущее ей литературное дарование. И прав кинорежиссер А.Е.Учитель, поставивший по данной книге фильм «Дневник его жены» и  написавший в Предисловии, что «читатель, обладающий внутренним зрением, умеющий читать между строк, найдет ответы на все вопросы. В этой книге есть все – отчаяние, ревность, любовь, боль и возможность быть счастливым».  Хочется лишь добавить, что именно Галина Николаевна почти целых восемь лет была Музой писателя, несмотря на двойственность их положения и столь неожиданный и трагический для Бунина разрыв.

Ни одна тайна не может быть до конца раскрытой и правильно понятой. В том числе и тайна ремесла. Но желание проникнуть за ее грани, высказать собственное мнение существует всегда.  И обусловлено это в первую очередь необходимостью понять себя, свое отношение к описываемым личностям и судьбам.

               


Рецензии
Глубокоуважаемая Галина! В своём произведении, блестящем произведении, Вы обратили наше внимание на то, как из казалось бы мелочей, не из сора, конечно, могла рождаться великая литература.
Получилось очень хорошо, глубоко. Огромная благодарность Вам за это!!!

Игорь Тычинин   17.10.2020 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь, за неравнодушие.

Всего доброго.

Галина Магницкая   18.10.2020 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.