Кочис. Отмщение

О деятельности Кочиса в период 1863–1864 годы по документам судить сложно. О том, чем он занимался догадаться не трудно, это грабежи, сбор дикого урожая, перекочевки с места на место, одним словом обычная жизнь апачского воина кочевника.
После того, как Кочис набедокурил во Фронтерасе и сорвал подписание мирного договора, он ушел в Аризону, где  его люди занимались сбором и обработкой мескаля.
 Узнав о расправе с Мангасом, ранении его жены и сыны, Кочис  покинул горы Сьерра-Мадре.
Чтобы отомстить за смерть свекра он планировал кампанию на юге Нью-Мексико, и в этой связи, поддерживал связь с родственными бэндами – чихине и бедонкоэ.
16 февраля апачи Кочиса появились на холмах, возвышающихся над фортом Боуи. Под белым флагом как, полагают исследователи, в форт пришли «парламентеры»  Кочиса – шесть женщин, которые предположительно проводили разведку, выясняя численность личного состава и уязвимые места гарнизона.
Полковник Фергюсон из Тусона сообщал в форт Боуи:
«В соответствии с приказом командующего округом Аризона, довожу до вашего сведения, что необходимо последовательно отвергать все флаги перемирия со стороны индейцев. Проявляйте в этом вопросе решительность и без промедления атакуйте любую партию индейцев, которая будет пытаться под белым флагом просить мира. Женщины и детей захватывайте в плен и отправляйте в Мессилью. Где бы ни были бы обнаружены вами враждебные, без исключения уничтожайте их».
 22 марта 1863 года апачи совершили налет на табун из 60 лошадей принадлежавших военным из форта Вест. Лошади паслись в миле от форта и охранялись двенадцатью солдатами. В этот же день отряд  (81 человек) под командованием капитана Макклэйва в сопровождении скаута апачи Арройо, получив рацион на десять дней, выступил из форта с целью преследования индейцев угнавших лошадей. «Клянусь отбить лошадей или пролить столько апачской крови, сколько потребуется для того, чтобы расплатиться за табун», – негодовал Макклэйв.
Макклэйв преследовал налетчиков на протяжении семидесяти миль, до Черной реки. 27 марта солдаты вышли к ранчерии чирикауа у Рио-Бонита, притока реки Хилы. Ручей Бонита находиться на территории обитания апачей Белой Горы, где чоконен и чихине время от времени ставили свои ранчерии, если необходимо было укрыться от преследователей. Солдаты атаковали ранчерию апачи, убив за «20 минут», как сказано в одной из отчетностей 25 человек индейцев. В ходе нападения Макклэйв потерял одного солдата. До сих пор неизвестно какой из бэндов тогда атаковал Макклэйв.
25 апреля апачи вновь появились у форта Боуи. У источников Апачи индейцы атаковали отряд капитана Хэровера. В столкновении капитану Хэроверу удалось оттеснить индейцев и перейти к их преследованию. Поскольку, согласно донесению Хэровера, ему пришлось дать бой большому отряду апачи, генерал Уэст сделал вывод, что это были апачи Кочиса.               
В конце мая 1863 года командующий войсками Аризоны бригадный генерал Уэст писал в Тусон полковнику Фергюсону о необходимости начала кампании против тех чирикауа, которые воевали на стороне мятежного Кочиса: «В Аризоне апачи чувствуют себя комфортно. Кочис вероятно находится в горах Чирикауа и вынашивает планы отмщения нам. Он объединяет  вокруг себя других чирикауа. У Пика Кук его штаб-квартира. Дерзость, с которой он нападает на наши караваны, не поддается осмыслению. Я настаиваю на немедленной кампании против дикарей Кочиса».
В этой связи генерал Карлтон писал Уэсту: «Я не буду дожидаться, пока апачи запросят мира, если только сам не «предложу» им его заключить. По этому вопросу их мнение меня не интересует. Только капитуляция с их стороны. Иначе – поголовное истребление без альтернативы».
17 июня, чирикауа, предположительно чихине Викторио и бедонкоэ вождя Луиса совершили акцию мести за смерть погибшего Мангаса Колорадаса, напав на трех военных в районе переправы через реку Рио-Гранде недалеко от Сан-Диего. Тело первого лейтенанта Бердье было найдено изувеченным с «отрезанной головой и распоротой грудиной», из которой апачи вырезали сердце.
Генерал Уэст был в ярости, когда ему доложили о зверстве, учиненном индейцами над американским офицером. Он приказал капитану Макливу: «Возьмите солдат из форта и отправляйтесь к реке Мимбрес. Это племя должно быть истреблено до последнего. Вы ответственны за это».
11 июля небольшой отряд сержанта Хойта численностью семь человек сопровождал обоз  в Лас Касас. В каньоне Кука на обоз напали апачи, которые захватили три фургона провианта и девятнадцать мулов.
В столкновении четверо солдат получили ранения. Под натиском индейцев Хойт был вынужден отступить и благополучно добрался да Лас Касас.
В нападении принимали участие апачи Кочиса, так как на то время по некоторым свидетельствам в каньоне Кука была расположена его ранчерия.
24 июля в каньоне Кука Кочис совершил очередное нападение на отряд калифорнийских добровольцев лейтенанта Джона Ламберта. Как только солдаты вступили в каньон, апачи из укрытий обстреляли их. Ламберт, как и полагается по законам жанра распорядился поставить повозки в круг и принял оборонительный бой. Согласно рапортам военных численность индейцев в этом бою доходила от 150 до 200 воинов. После пяти часов перестрелки апачи предприняли неудачную попытку поджечь траву, чтобы выкурить солдат из своих укрытий. Затем рассредоточившись, атаковали противника с трех сторон, что весьма озадачило Ламберта. Оценив шансы не в свою пользу, Ламберт приказал бросить фургоны, в надеже, что индейцы удовлетворяться добычей и начал пробивать путь отхода. В это время в каньон с западной стороны вошел отряд капитана Ч.Уэлмана, который оценив обстановку, контратаковал индейцев, дав, таким образом, возможность Ламберту и его людям выскочить из западни.
Ив Болл утверждала, что в нападении на отряд Ламберта  принимал участие не только Кочис, но и лидер чихине Викторио, хотя кроме ее утверждений подобных свидетельств более не имеется.
Постоянные нападения индейцев в каньоне Кука, вынудили американцев основать в октябре 1863 года в этой местности форт Каммингс.
Уэст, когда ему докладывали об успешных нападениях апачи, приходил в ярость. Он обратил свой гнев на лейтенанта Ламберта, признав потом, что все же действия молодого офицера были правильными: «Все же вы потерпели поражение, так как позволили индейцам завладеть провиантом».
Приказом № 39 Уэст определил начало широкомасштабной кампании против апачи на юге Нью-Мексико. На реке Мимбрес к 10 августа уже стоял капитан Маклив, в готовности нанести сокрушительное поражение враждебным.
Кочис же после боя с Ламбертом, покинул каньон Кука, и перебазировался в Аризону, где начал досаждать американцам в Апач-Пасс. В конце августа его апачи посягнули на имущество форта Боуи. Разделившись на три группы, они провели ошеломляющий налет, в ходе которого увели всех имеющихся в форте лошадей.
В отместку 5 сентября отряд капитана Д.Уинтлока уничтожил один из лагерей чоконен в горах Чирикауа. Развивая успех, через три дня он вышел к ранчерии Кочиса, где апачи оказали солдатам достойное сопротивление.
В бою, который длился  «пятнадцать минут» был ранен легендарный скаут апачи Арройо, который служил в армии США и служил проводником в отряде Уинтлока.
На следующий день перестрелка продолжилась, но спустя некоторое время неожиданно стрельба прекратилась. Выждав немного, Уинтлок выйдя из укрытия, обнаружил, что апачи исчезли и солдаты сражают фантомы. Предметы, которые были обнаружены в оставленном лагере, говорили о том, что воины этой группы принимали участие в нападении на отряд Ламберта в каньоне Кука.
Мексиканцы также развернули против чирикауа ряд кампаний ниже границы. Убедившись в безрезультативности своей «политики замирения» враждебных индейцев, власти Соноры заявили: «Мир с этим противником – утопия».


Рецензии