Формирование корпоративного имиджа средствами соци

Выступление, в рамках международного научного семинара «Ценностные ориентиры современного бизнеса».
Гальцева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент МНЭПУ, докторант МГУКИ.  Научный консультант, профессор А. Д. Жарков.

Формирование корпоративного имиджа средствами социально – культурной деятельности.

В современном обществе, культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и традиций во всех сферах, в том числе и бизнесе.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к
корпоративному имиджу. Забота об имидже предприятия – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с социумом.
Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному действию.
В настоящее время основное внимание руководителей предприятий, уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, физиологии, психологии, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют, восстановлению эмоционального равновесия персонала, что несомненно способствует улучшению качества труда.
Значимость имиджа в системе маркетинговых коммуникаций коммерческой организации обусловлена тем, что он оказывает информационное и эмоционально-психологическое воздействие на внешнюю и внутреннюю среду организации с целью усиления ее экономических и социальных позиций на ранке товаров и услуг. Имидж стимулирует потребительское поведение, приводя к увеличению прибыли; расширяет сферу партнерства, обеспечивая доступ к различным ресурсам: финансовому, информационному, человеческому, материальному.
В системе интегрированных маркетинговых коммуникаций имидж оказывает информационное и эмоционально-психологическое воздействие на внешнюю и внутреннюю среду организации с целью усиления социального статуса и роста популярности фирмы, усиливает рекламу и продвижение продукции, создает корпоративную культуру. Позитивный имидж выступает в качестве эффективного средства формирования чувства корпоративной солидарности. Он повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Позитивный имидж привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем, облегчает доступ организации к различным ресурсам – финансовым, информационным, человеческим, материальным.
Понятие «имидж» происходит от английского «image» – образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании.
Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.
Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к реальному человеку или вымышленному персонажу, имидж политического деятеля, малой или большой группе людей, к торговой марке.

При формировании эффективного имиджа надо отчетливо представлять, какой конкретно имидж необходим. Естественно, положительный и привлекательный, но все же необходима конкретизация, потому что она определяет характер и направленность PR-деятельности, ведь выбор вида и типа имиджа определяет стратегию и содержание деятельности по его созданию. С этой целью были созданы типологии имиджа. Они разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия.
В системе современного бизнеса особое место принадлежит национальной культуре как специфической совокупности способов взаимодействия людей в данном обществе с окружающей их внешней и внутренней средой, что проявляется в творческом процессе создания и использования духовных и материальных ценностей. Без знания особенностей национальной деловой культуры невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи.
В России культура организации приобретает особую значимость в связи с экономическими преобразованиями внутри как самой страны, так и всего мирового сообщества. Именно сейчас пора обратиться к корпоративной культуре в России, имеющей свои исконно русские истоки.
В настоящее время все подходы к культуре корпорации ориентированы на западную модель развития общества с развитой экономической структурой и своим специфическим менталитетом, не адаптированную к российским реалиям жизни, вследствие чего полученные результаты не соответствуют ожиданиям руководителей. И, как справедливо замечает В.А. Спивак, такой подход в изучении корпоративной культуры не совсем адекватен, в связи с российской ментальностью, различием экономических, политических, правовых и прочих условий существования предпринимательства и внутренней и внешней среды самих российских предприятий.
В связи с этим, многие руководители бизнеса в России пытаются приобщить сотрудников к национальным традициям, что может оказать положительное влияние на формирования имиджа всей компании, как в России, так и за рубежом.
Например;
По словам руководителя компании “Альянс” Синева Григория Викторовича. «Проведение совместных мероприятий, таких как День строителя, Новый год, коллективное поздравление сотрудников с Днем рождения, рождением детей, свадьбы, а так же совместные выезды на природу, позволяют сплотить коллектив, что способствует увеличению качества и скорости проводимых работ в несколько раз. Имея репутацию надежной компании, в которой каждый сотрудник имеет поощрения, в том числе материальное, многие сотрудники впоследствии приводят в компании своих детей, что позволяет, развивать приемственность, которая в последние годы, вышла из моды. Благоприятная атмосфера в коллективе, позволяет привлечь больше клиентов, инвесторов и партнеров, что в целом положительно влияет на деятельность всей компании”.
Культура корпоративных отношений в России должна, несомненно, опираться на передовой опыт западных стран, но не копировать его, а создавать свою, новую систему ценностей, которая бы была основана на культурном прошлом нашей страны, русском менталитете, православной этике, а также «культуре труда» и «культуре» производства, которые были заложены в советский период. Такой подход в вопросе корпоративной культуры способен воздействовать не только на организационные процессы в коллективе, но и разрешать противоречия теории и практики управленческой мысли.
Для того чтобы определить культурные особенности развития хозяйственных отношений в России, в первую очередь необходимо выделить основные особенности данных отношений в нашей стране.
Отличие западной и русской модели развития культуры хозяйственных и организационных отношений обусловлено, по крайней мере, тремя основными причинами. Это религиозные особенности, отличие менталитетов и культурные традиции двух обществ.
Важным и значимым фактором, влияющим на развитие хозяйственных отношений у всех народов, была религия. Многообразию культур мы во многом обязаны религиозным течениям, которые не только были и остаются законодателями общественного поведения, но и влияют на умы общества, создавая общественное мнение, а, следовательно, и на развитие хозяйственных отношений и хозяйственной этики. Именно православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическую деятельность России духовное начало и организовывало ее нравственно.
Русская мысль была всегда пессимистична в отношении настоящего и одновременно несла в себе веру в будущее России. Как объяснял эту черту Н. Бердяев, у русских преобладает эсхатологический миф (миф о конце). Эсхатологическая окраска русской идеи, ее обращенность к предельному отличает ее от философской и социологической мысли Западной Европы. Это позволяет сформулировать одну из существенных черт русской культуры, которая отличается от западных культур, ориентированных на преобразовательную, созидательную деятельность, окультирование внешнего мира, направлена на освоение мира внутреннего, на «строительство» души человека.
Как правило, эффективность имиджевых кампаний имеет две составляющие: экономическую и коммуникативную. Чаще всего основным критерием успешной деятельности является экономическая выгода, то есть прибыль.
По словам Синева Григория Викторовича, руководителя компании «Альянс»,при создании имиджевой компании удалось, не разрабатывая новых услуг в компании “Альянс”, скорректировав корпоративную культуру организации создать комплексный подход к формированию имиджа, и повысить функциональную привлекательность и преимущества оказываемых услуг за счет оперирования ценностно-нормативными символами аудитории при позиционировании компании, используя квалифицированный персонал и давая возможность работникам пробовать себя в разнообразных ситуациях общения с клиентами, для дальнейшего сотрудничества и привлекая новых клиентов. Кроме того, имиджевая кампания эффективна с точки зрения коммуникации с клиентами. Коммуникативная эффективность программы отслеживается на всех этапах ее создания и до сих пор. Это стало возможным благодаря обратной связи с клиентами, которые могут делиться своими предложениями, пожеланиями, жалобами. Обратная связь, как правило, осуществляется посредством интервьюирования клиентов администраторами ми менеджерами компании, методом опроса, а иногда и по электронной почте. Главное, чтобы эта кампания смогла бы пересечься с интересами и потребностями клиентов компании «Альянс».
Важнейшим компонентом культуры организации можно считать систему норм и ценностей, которая формируется, благодаря многим компонентам и составляющим. Они представлены не только внешними компонентами, такими как мораль, нравственность, национальные устои общества, историческим влиянием прошлого страны, духовным сознанием, политическим аспектом, но внутренними составляющими, а именно внутренней средой организации. Система ценностей становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

Жизненные стратегии – стратегии социального престижа, социальный успех, высокий статус,  и что немаловажно, материальное благополучие, семьи.

Заключение

Проведенные исследования, помогли нам раскрыть имиджеобразующий потенциал корпоративной культуры. Анализ теоретических работ по данной тематике, а также литературы в области культурологи и национальной ментальности и разработка практических рекомендаций, созданных на базе компании “Альянс”, подтвердили, что комплексно разработанная и правильно внедренная во внутреннюю среду компании корпоративная культура является мощным имиджеформирующим ресурсом. Она работает на имидж компании,  способствует формированию индивидуальности бренда, улучшает привлекательность компании как работодателя, позволяет расширить сферы партнерства с другими организациями, помогает обеспечить долгосрочные потребительские предпочтения, что становится залогом стабильного развития компании.
Формирование корпоративного имиджа компании, позволяет, заложить информацию о профессионализме компании, её социальной позиции и закладывает основу платформы бренда, что является стратегическим маркетинговым ресурсом компании. Корпоративная культура определяет индивидуальность компании, ее ценности, нормы поведения, её социальную позицию, что, несомненно, выделяет компанию из числа конкурентов.
Формирование корпоративного имиджа, средствами социально – культурной деятельности, позволяет связать воедино внутренний и внешний имидж организации, отступая от  общепринятых стандартов, и формируя внутренние ценности и принципах компании. На основе принципов корпоративной культуры формируется внешний и внутренний имидж организационной структуры. По словам руководителя компании «Альянс» Синева Григория Викторовича, от соблюдения принципов и норм корпоративной культуры организации зависит не только имидж компании, но и успешное ее функционирование. Важно, чтобы все члены организации, включая руководство и рядовых сотрудников, разделяли миссию фирмы, ее ценности, нормы, правила поведения,  что может положительно повлиять на эффективность корпоративной культуры как элемента внешнего имиджа.
Таким образом, формирование корпоративной культуры, средствами социально – культурной деятельности,  является ключевым ресурсом для формирования имиджа фирмы в целом, что является основой стимулирования потребительского спроса и создания долгосрочных отношений с партнерами и инвесторами.
Хочется отметить, что без комплексного подхода к разработке и внедрения элементов социально – культурной деятельности в организацию деятельности фирмы,  невозможно достичь ее правильного функционирования, что будет отражаться в целом на всей организации, ее имидже, партнерских взаимоотношениях и работе с клиентами.


Список литературы:

1. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 176-177.
2.Андерс Н.В. Формирование имиджа Российской фирмы (экономический аспект): Дессертация кандидатская. – М., 2001. – 161 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003. – 526 с.
4.Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2004. – 576 с.
5.Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – С.
6. Беседа с руководителем компании «Альянс», Синевым Г.В. 04.09.2013г. http://www.aljans.ru.
7. Коваль  Т.Б. Этика труда православия. – Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 55.
8. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 362.
9.Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 363


Рецензии